Вопрос 1. Государство и церковь. Теократическое и светское государство.

Исторический этап, когда такие институты, как государство и обще­ственные объединения признавались равными элементами политической системы общества, прошел. На современном этапе государство рассмат­ривается центральным звеном политической системы, а различные обще­ственные организации (например, церковь) занимают самостоятельное, но менее значимое положение в ней. Как правило, это объясняется тем, что церковь отделена от государства, при этом государство не вмешивается в деятельность церкви, и наоборот. Возможен другой вариант: церковь стано­вится над государством и как бы поглощает его. Это и является теократи­ческим государством.

Теократия — форма правления, при которой глава государства явля­ется одновременно его религиозной главой.

Светское государство — конституционно-правовая характеристи­ка государства, означающая отделение церкви от государства, разграни­чение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятст­вует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказы­вать церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Конституция РФ, провозглашая светский характер Российского госу­дарства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в каче­стве государственной или обязательной.

Признаки светского государства в России:

· запрещение разжигания религиозной розни;

· ненависти или вражды;

· свобода совести;

· равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отно­шения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности;

· недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них.

Вопрос 2. Функции и принципы права.

Функции права.

Прежде всего надо отметить, что под функциями права понимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

Для функций права характерно, что они:

· определяются сущностью права и его социальным назначением;

· представляют собой необходимое воздействие на общественные отношения, т.е. без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

· направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

· активно воздействуют на упорядочение общественных отношений;

· отличаются непрерывностью и длительностью действия.

В юридической литературе принято классифицировать функции на внутренние и внешние.

Внутренние функции права — это собственно юридические его функции, т.е. способы юридического воздействия на поведе­ние людей и на общественные отношения, существующие в рамках самого права.

Внешние функции права находятся как бы за его пределами и «характеризуют право как социальный регулятор. Их еще называ­ют общесоциальными и среди них выделяют:

· культурно-историческую функцию, посредством которой право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

· воспитательную, заключающуюся в способности права от­ражать определенную идеологию и оказывать влияние на созна­ние и волю людей;

· функцию социального контроля, которая стимулирует оп­ределенное поведение и в то же время ограничивает нежелатель­ные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

· информационно-регулирующую функцию, посредством которой общество информируется о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социаль­но полезным поступкам.

Среди внутренних, или собственно юридических, функций права выделяют две главные — регулятивную и охрани­тельную.

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социально­го регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведе­ния, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят:

· справедливость;

· юридическое равенство граждан перед законом и судом;

· гуманизм;

· демократизм;

· единство прав и обязанностей;

· сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при ана­логии права).

Билет № 26

Наши рекомендации