Международная защита прав человека

Источниками международного права в области прав человека являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Эти документы закрепили основные права человека: право на жизнь; право народов на самоопределение и свободное установление своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития; равноправие женщин и мужчин; право на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище; право на свободу и личную неприкосновенность; право на судебное разбирательство и гуманное обращение; право на свободное передвижение и выбор места жительства; право на труд и другие права.

Весь международный механизм защиты прав и свобод человека, действующий как в системе ООН, так и в рамках региональных организаций и отдельных международных соглашений, в общих чертах предусматривает: обсуждение на Генеральной Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности; предоставление государствами докладов Генеральному секретарю ООН (ЭКОСОС, специализированными учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национального законодательства в соответствие с международными соглашениями, участниками которых они являются; рассмотрение докладов (или их частей) в ЭКОСОС (специализированных учреждениях, комитетах, комиссиях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций; урегулирование в соответствующих комитетах споров между государствами относительно применения или толкования конвенций; рассмотрение споров в области прав человека Международным судом ООН, Европейским судом. Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреждения, комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации расовой дискриминации в отношении женщин, по правам ребенка; комиссии по положению женщин, социального развитии, Комиссия ООН по правам человека, европейская комиссия по правам человека и др.). Верховный комиссар ООН по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей 00Н сроком на 4 года. Верховный комиссар ООН по правам человека: действует в рамках Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека, других международных документов в области прав человека. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г. состоит из 23 экспертов, избирающихся государствами – участниками Конвенции сроком на 4 года. Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучении докладов и информации, получаемой от государств. Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г. состоит из 10 экспертов, избирающихся государствами – участниками Конвенции сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого географического распределения и главных правовых систем. Комитет может запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет работает в тесной связи со специализированными учреждениями ООН (особенно с МОТ, ВОЗ и др.), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими органами ООН, правительственными и общественными организациями. К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция прав человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.





25. Понятие и источники международного морского права.
Квалификация и классификация морских пространств

Международное морское право – это самостоятельная отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм и принципов, определяющих правовой режим морских пространств, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в области морской навигации, охраны окружающей среды мирового океана и определения статуса морских судов, территорий и т. д.

Источники: Женевские конвенции 1958 г. О территориальном море, Об открытом море, О континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого море, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., конвенции касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасения на море, регулирования безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей.

Согласно Конвенции ООН 1982 г. территориальное море – это прибрежный морской пояс шириной до 12 морских миль, который входит в состав территории прибрежного государства и находится под его суверенитетом с учетом общепринятых норм МП. Исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега или в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Внутренние морские воды – воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству; морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство. Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению.

Морская зона за пределами территориального моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распространяется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных нормами международного права пределов. Конвенция 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м. Признается суверенитет прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется исключительной экономической зоной. В этом районе нормами международного морского права прибрежному государству предоставляется суверенное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности. Конвенция 1982 г. предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной экономической зоне.

Открытое море– это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, удаленные на 200 морских миль от исходных линий. Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д.

Дно Мирового океана, расположенное под открытыми водами, называется международным районом морского дна, ресурсы которого Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом Район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях.

26. Правовой режим международных проливов и каналов,
международных рек

Международные проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: части открытого моря (или экономических зон); части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для международных проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства, а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море. В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности прибрежному государству его остановить. Правовой статус и режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские проливы: Босфор – Мраморное море – Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).

Международные каналы – это гидросооружения, соединяющие различные части мирового океана и используемые для международного судоходства (Панамский канал, Суэцкий канал, Кильский канал). Правовой режим международных каналов определяется соответствующим международным договором.

Международные реки – это реки, пересекающие территории двух или более государств (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их правовой режим регулируется международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а реки используемые для судоходства – с учетом интересов других государств. Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, защиту фауны, речной среды и другие принципы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод международного значения 1966 г., касающиеся общих положений предотвращения загрязнения водной среды, судоходства, лесосплава, разрешение споров, или нормы Женевской конвенции 1923 г. о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всесторонняя деятельность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории. Контроль за соблюдением условий договоров осуществляют смешанные речные комиссии. Дунай – международная река, в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Навигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плаванье военных кораблей непридунайских государств запрещено. Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных государств заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров, пользоваться судовыми радиостанциями.

27. Понятие, источники и принципы
международного воздушного права

Международное воздушное право – отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность общих и специальных принципов МП и норм, которые регулируют отношения между субъектами МП в области использования воздушного пространства и определяют его правовой режим.

Источники международного воздушного права: Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; Варшавская конвенция 1929 г.; Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.; Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1978 г.; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Монреальский протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающие международные полеты; Женевская конвенция о признании права на воздушное судно 1944 г.; Соглашение о транзите 1944 г.

Принципы международного воздушного права (общепринятые, обязательные):

1. принцип исключительного и полного суверенитета государств над своим воздушным пространством. Государство самостоятельно устанавливает правовой режим для использования своего воздушного пространства. Воздушное пространство государства может быть использовано другим государством только в разрешительном порядке. Разрешение оформляется в форме договора (либо разового, либо многоразового). Государство должно обеспечивать для этого судна равные права и опираться на международный договор. Государство обязано устанавливать полетные трассы; определять правила радиосвязи; правила обеспечения безопасности полета);

2. принцип свободы полета в открытом воздушном пространстве. Воздушные суда, осуществляющие международные воздушные перевозки, подчиняются юрисдикции только своего государства. Все суда обязаны следовать правилам, которые закреплены в международных соглашениях и правила, которые закреплены ИКАО.

3. принцип безопасности международных воздушных сообщений. В интересах безопасности полетов самолеты должны следовать маршрутом, установленным службой Организации воздушного движения.

28. Правовое регулирование полетов
над государственной территорией и территорией
с международным правовым режимом

Исходя из принципа суверенитета, государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов.

Согласно ст. 6 Чикагской конвенции 1944 г., «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции».

На практике право на регулярные полеты в пределах территории иностранных государств (осуществляемые по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства получают в соответствии с соглашениями о воздушном сообщении.

Регулярные международные воздушные сообщения – это серия полетов, которые осуществляются через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и грузов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов.

Полеты, которые не отвечают этим условиям, следует рассматривать как нерегулярные. В соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции воздушные суда государств-участников, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений Чикагской конвенции, осуществлять полеты на территорию другого государства-участника или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки.

Между многими странами нет какого-либо специального соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях. Нерегулярные воздушные сообщения между этими странами осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений, определяющих порядок выполнения как регулярных, так и нерегулярных полетов.

Любые полеты должны производиться с соблюдением законов и правил, действующих на территории конкретного государства. Государства обязаны принимать меры для того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных судов.

Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) в пределах воздушных коридоров и с использованием тех аэропортов, которые открыты для международных воздушных сообщений.

В соответствии с Чикагской конвенцией каждое государство может в одностороннем порядке запрещать перевозку на иностранных воздушных судах через свою территорию военного снаряжения и военных материалов.

Международные полеты (сообщения) – воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства. Транспортировка в процессе этих передвижений грузов, почты, пассажиров и багажа – международная авиаперевозка. Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции (возможны двусторонние соглашения между государствами).

«Свободы воздуха»:

- право на беспосадочный транзитный полет;

- право транзита с посадкой в технических и других некоммерческих целях;

- право высадки пассажиров (багаж, груз, почта);

- право принимать на иностранной территории пассажиров (багаж, груз, почту) если их место назначен – государство регистрации воздушного судна;

- право принимать и высаживать пассажиров (багаж, груз, почту) на иностранной территории, если пункт назначен любое третье государство;

- право осуществлять все виды перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;

- право осуществлять все виды перевозок между третьими странами минуя территорию государства регистрации воздушного судна;

- право осуществлять все виды перевозок между аэропортами одного и того же иностранного государства (каботаж).

29. Понятие, принципы и источники
международного космического права

Международное космическое право– это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, которые определяют основы сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства и небесных тел. Международное космическое право определяет статус космического пространства, небесных тел, космических объектов и космонавтов.

Источники:Договор «О принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г.; Соглашение «О спасении космонавтов, возвращение космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство»; Договор «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами»; Конвенция «О регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство» 1975 г.; Договор «О деятельности государства на Луне и других небесных телах» 1979 г.; Конвенция «Об оперативном оповещении о ядерных авариях» 1986 г.; уставы международных космических организаций.

Принципы международного космического права: исследование и использование космоса на благо и в интересах всего человечества; равноправие всех государств в исследовании и использовании космоса; запрещение национального присвоения космоса; соответствие космической деятельности международному праву, включая Устав ООН; свобода космоса для научных исследований; использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях; международная ответственность государств за национальную космическую деятельность; международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами; сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса; сохранение запускающими государствами юрисдикции и контроля в космосе над космическими объектами; обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.

В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. за государствами признаются следующие права: осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел; свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования; использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей; сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов, вне зависимости от их местонахождения; запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космоса; обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территории других государств станций слежения); право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Договор 1967 г. налагает на государства обязанности: содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса; осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания; оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки и незамедлительно возвращать их запустившему государству; незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов; нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц; нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами; возвращать запустившему государству по его просьбе космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства; учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса; принимать меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды; проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями; на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (т. е. о размещении станций слежения); в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах космической деятельности; открывать на основе взаимности для космонавтов других государств все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

В соответствии с Договором 1967 г. запрещаются: национальное присвоение космического пространства и небесных тел путем провозглашения суверенитета на них, либо их использованием или оккупацией, либо другими средствами; вывод на орбиту вокруг Земли, размещение в космосе и установка на небесных телах любых объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения; создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.

Наши рекомендации