Правила раскладывания предметов при выборке вещей.

Расположение предметов на площадке может облегчить или затруднить работу собаки. От правильного расположения предметов (запахоносителей) зависит скорость образования условного рефлекса и его качество. Так, в подготовительном периоде дрессировки предметы располагаются беспорядочно, чтобы затормозить зрительно-ориентировочную реакцию на месторасположение искомого предмета и тем самым заставить собаку найти его среди подобных (по цвету, размерам, форме) беззапаховых предметов с помощью обоняния. Количество предметов не менее 50—70 штук (рис. 63).

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. - student2.ru Рис. 63.Раскладка предметов для выборки.а) в ряд, б) вразброс

В последующих периодах выборки вещей предметы необхо­димо раскладывать в ряд, расстояние между ними не менее 30—50 сантиметров. Это объясняется тем, что пахучие вещества обладают большой летучестью, непрерывно выделяются во внешнюю среду и распространяются в воздухе. Они могут поглощаться апортировочными предметами: наиболее сильно впитывают запахи матерчатые вещества (шерстяные, шелковые), меньше — бумажные, деревянные. Расположение апортировоч­ных предметов в один ряд способствует лучшему сохранению запаха, помогает правильной дифференцировке запахов собакой. К тому же она приучается к организованному и последователь­ному обнюхиванию всех предметов.

При расположении предметов вразброс они пропитываются разными запахами, особенно если продолжительное время лежат на площадке. В этой обстановке собаке трудно выбрать искомый предмет, она, как правило, ошибается, что отрицательно влияет на формирование условного рефлекса выборки вещей.

Правила ознакомления собаки с запахом искомого предмета. Одно из важных условий успешного приучения собаки к выборке вещей — умение дрессировщика правильно ознакамливать соба­ку с запахом искомого предмета. Для этого дрессировщик должен хорошо знать строение обонятельного анализатора и физиологию обоняния собаки.

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. - student2.ru Установлено, что острота обоняния собаки, способность дифференцировки различных запахов зависят от степени ее натренированности. Она в состоянии производить выборку вещей по чрезмерно малым дозам адсорбированных на них веществ, т. е. микрозапахам. Кроме того, собака способна обнаруживать в смеси нескольких запахов присутствие нитро­бензола в разведении 10-2 , поваренной соли и хинина 10-4 , соляной и молочной кислоты 10-5, уксусной и муравьиной кислот 10-6 , а в отношении масляной и других кислот порог чувстви­тельности у собаки в миллион раз ниже, чем у людей.

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. - student2.ru В подготовительном периоде у собаки необходимо вырабо­тать условный рефлекс спокойного отношения к зажиманию морды, так как при обнюхивании рот у собаки должен быть закрыт, а также спокойного, заинтересованного обнюхивания предлагаемой вещи. Первоначально рекомендуется ее слегка смазывать веществом с запахом, привлекающим внимание собаки — рыбьим жиром, мясным отваром, консервным соком и др. (рис. 64).

Рис. 64.Ознакомление собаки с запахом искомой вещи

Запах предмета рекомендуется давать обнюхивать 2—3 раза продолжительностью 3—5 секунд с промежутками такой же длительности.

Если собака обнюхивает запах вещи долго (более 10—15 секунд), у нее может наступить адаптация, т. е. привыкание обоняния к силе запаха (раздражителя), ведущее к потере чувствительности. Чтобы снова ощутить этот запах, необходимо усилить его концентрацию или дать временный отдых органу обоняния.

Для ознакомления собаки с запахом предмета, прежде всего, необходимо зафиксировать морду собаки: зажимают верхнюю и нижнюю челюсти собаки левой рукой так, чтобы рот был закрыт или прижимают (приподнимают) только нижнюю челюсть собаки.

При ознакомлении собаки с запахом предмет должен нахо­диться перед ее носом неподвижно, так как движение вещи отвлекает собаку, и она плохо принюхивается к запаху.

Положение собаки (сидя или стоя) при ознакомлении ее с запахом предмета зависит от ее индивидуальных особенностей: собак возбудимых, подвижных не обязательно сажать, а слабо возбудимых необходимо больше держать в положении сидя, чтобы на выборку вещей они шли активнее.

При выборке вещей надо учитывать особенности запаховой памяти собаки. Наблюдениями установлено, что обычная запаховая память собаки после обнюхивания вещи сохраняется не более минуты. Поэтому в процессе дрессировки необходимо постепенно увеличивать время от начала обнюхивания вещи до пуска собаки на выборку до 3—5 минут.

Общие требования к организации и проведению первоначаль­ных занятий:

упражнения по выборке вещей отрабатывать в начале занятия, когда собака в бодром состоянии. Условный рефлекс вырабаты­вается быстрее, если занятия проводятся 3 раза в день (утром, днем, вечером и, как правило, перед кормлением собак);

до выполнения упражнений выборки вещей не заниматься другими сложными специальными приемами;

предметы (запахоносители), подготовленные для выборки, должны находиться на площадке в течение 2—2,5 часа до начала упражнения, чтобы усилить чистоту индивидуального запаха путем выветривания за это время бытового и других запахов;

каждый дрессировщик упражнения выполняет или самостоя­тельно, или под руководством инструктора. Руководитель занятия при необходимости помогает им и периодически проверяет их подготовленность по неизвестным условиям;

вещи, используемые для выборки, в течение суток должны находиться в карманах спецодежды помощников;

на занятиях придерживаться следующего режима работы: при каждом подходе к площадке пускать собаку на выборку 1—2 раза;

за время одного 2—3-часового занятия выполнять 6—10 упражнений с двумя сочетаниями в каждом с перерывами 5—10 минут;

во время выгуливания собаки в перерывах между выборкой вещей запрещается заниматься с ней апортировкой;

обращение с собакой до начала и в период выборки должно быть спокойное, ласковое, без применения громких команд, сильных механических раздражителей;

за каждую выбранную вещь собаку обязательно поощрять лакомством и поглаживанием.

Ко времени начала приучения собак к выборке вещей подготовленность дрессировщика должна соответствовать сле­дующим требованиям: изучить методику и технику приучения собак к выборке вещей, а также опыт организации занятия по выборке вещей и управления собакой инструктором — дрес­сировщиком; научиться правильно, раскладывать апортировочные предметы на площадке, ознакамливать собаку с запахом искомо­го предмета, пользуясь специальным пинцетом; овладеть навыками управления собакой: командами, жестом и поводком; уметь правильно и своевременно давать лакомство; уверенно и последовательно выполнять все действия, предусмотренные методикой и техникой приучения собаки к выборке вещей.

Способы приучения собак к выборке вещей. Они зависят от индивидуальных особенностей собак (степени подготовлен­ности, выраженности обонятельно-поисковой реакции поведения, возраста), продолжительности курса дрессировки и подготовлен­ности самих дрессировщиков.

Первый способ — выборка чужой вещи из беззапаховых предметов с постепенным переключением к выборке из запа­ховых. Дрессировщик на оборудованной площадке раскладывает в ряд 5—6 беззапаховых предметов, находящихся на стеллажах для выветривания или в специальном ящике (на каждые 6—8 Дрессировщиков изготавливается один переносной ящик). Еще 2—3 таких же предмета кладет на площадку для запасных предметов (№ 4). Одновременно помощник оставляет 10—15 запаховых предметов на площадке (№ 3). Упражнение выполняет­ся так. После подготовки условий, через 1,5—2 часа, предвари­тельно хорошо выгуляв собаку, дрессировщик подходит к месту для выборки вещей (№ 2) и командой «Сидеть» усаживает ее у левой ноги. Затем пинцетом берет запаховую вещь искомого помощника и кладет на площадку (№ 1) к беззапаховым (каждый раз местонахождение искомого предмета должно меняться). Взяв пинцетом вторую запаховую вещь, ставит левую ногу впереди собаки, левой рукой фиксирует морду собаки (рот у собаки должен быть закрыт), а правой с помощью пинцета подносит предмет к носу собаки на 1—2 сантиметра, произнося команду «Нюхай». Во время активного принюхивания собаки (втягивания носом воздуха) поощряет ее командами «Хорошо», «Нюхай», «Хорошо» с одобрительной интонацией. После озна­комления собаки с запахом, кладет эту вещь справа, на шаг от себя, и командой «Нюхай» в сочетании с жестом посылает собаку на выборку.

Во время обнюхивания собакой лежащих вещей дрессировщик внимательно следит за ее поведением, стоит спокойно, не произносит команд. Если собака отвлекается и не обнюхивает предметы, разрешается повторно подать команду «Нюхай».

Когда собака поднесет искомую вещь и сядет перед дрес­сировщиком, то он забирает вещь и поощряет собаку лакомством. В случае ошибки он подает команду «Фу» (в мягком тоне), забирает предмет и кладет его на место использованных предме­тов. Дрессировщик обязан выяснить причину ошибки собаки. Если собака возбудилась, то ее необходимо выгулять, если не запомнила запаха искомой вещи, вновь дать обнюхать предмет и продолжать упражнение по выборке (рис. 65).

Запрещается заранее готовить (брать в руку) лакомство, подавать команды «Хорошо», «Нюхай» или «Фу» в момент обнюхивания вещей на площадке (№ 1), двигаться, дергать поводком, так как это приводит к образованию у собаки неже­лательных связей на поведение дрессировщика, т. е. собака будет в последующем выбирать вещи не по запаху, а по сигналам дрессировщика. После произведенной выборки собаке предо­ставляется отдых на 5—10 минут, и упражнение повторяется. Рекомендуется повторять упражнения до 6—10 раз, что спо­собствует образованию условного рефлекса.

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. - student2.ru Выборка искомой вещи из 5—6 беззапаховых предметов проводится только на первых трех занятиях, так как у собаки быстро вырабатывается нежелательный условный рефлекс на силу запаха, т. е. собака будет брать любую вещь с запахом. Таких собак в последующем очень трудно приучить к дифференцировке запахов. Поэтому необходимо постепенно переключать собаку к выборке из запаховых предметов. Вначале выбирать вещи искомого помощника из 3—4 беззапаховых и 1—2 запахо­вых предметов дополнительного помощника с незначительной концентрацией запаха. Это упражнение отрабатывается на 2—3 занятиях в следующей последовательности. При раскладке предметов для выборки дополнительный помощник или руково­дитель занятия подходит к площадке для выборки (№ 1), по указанию дрессировщика берет правой рукой 1—2 беззапаховых предмета, держит их в руке 1—2 минуты и затем кладет на прежние места. В результате на площадке для выборки будут 3 беззапаховых, 1 запаховый основного помощника и 2 предмета дополнительного помощника с незначительной концентрацией запаха. Кроме этого, целесообразно 2—3 предмета дополнитель­ного помощника иметь в запасе, если собака по ошибке схватит один из них. В том случае, когда собака взяла какую-либо вещь по ошибке, ее необходимо убрать с площадки, а на ее место класть другую из числа запасных.

Рис. 65.Приучение собаки к выборке вещи

Если собака уверенно выбирает искомую вещь, то условия выборки усложняются.

На каждом занятии дополнительные помощники меняются, и постепенно усиливается концентрация запаха на их предметах до уровня запаха искомой вещи. Например, на площадке будут лежать по 2 беззапаховых, запаховых предмета (один из них искомого, другой — дополнительного помощников) и с незначи­тельной концентрацией запаха — всего 6 штук.

В последующие дни все предметы раскладывают одновремен­но (в том числе и вещи основного помощника). Нельзя перекла­дывать предметы с места на место, так как на том месте, где лежала вещь, остается ее запах, и собака может ошибиться. Рекомендуется менять только местонахождение искомого предмета.

По мере выработки у собаки условного рефлекса выборки вещей постепенно количество запаховых вещей увеличивается, а беззапаховых уменьшается.

Например, можно раскладывать 1 беззапаховый предмет, 3 запаховых с одинаковой концентрацией и 2 с незначительной концентрацией запаха. К концу первого периода дрессировки собака должна уверенно и активно производить выборку искомой вещи из 5—6 запаховых предметов, имеющих одинаковую концентрацию запаха.

В целях проверки подготовленности собаки и выявления возможных ошибок дрессировщика необходимо периодически проводить выборку вещи по неизвестным для дрессировщика условиям, т. е. он не должен знать местонахождения искомого предмета. Кроме того, надо пускать собаку на выборку, когда искомая вещь на площадке отсутствует. Такие упражнения рекомендуется проводить не более одного раза за занятие и очень осторожно, После того как собака обнюхает все вещи и подойдет к дрессировщику, не подняв предмета, следует поощрить ее. Затем положить на площадку для выборки вещь искомого помощника, ознакомить собаку с этим запахом и послать ее на выборку.

Второй способ — выборка чужой вещи из предметов с запахами большой давности с последующим их уравниванием по давности и силе. Это упражнение проводится при участии 5—6 дрессировщиков, имеющих по 15—20 предметов (носителей запахов). При этом дрессировщики помогают друг другу: каждый из них, выполняя упражнение с собакой, одновременно участвует в роли основного и дополнительного помощников.

Занятие начинается с организации подготовки условий для выборки. Группа распределяется на пары, в которых каждый выполняет функции дрессировщика и основного помощника. В то же время для других пар они являются дополнительными помощниками. Затем под руководством инструктора группа, следуя в колонне от одной площадки к другой, раскладывает предметы для каждого дрессировщика. Это делается так.

По команде руководителя занятия, все, кроме дрессировщика и основного помощника, бросают по 1—2 предмета, а дрессиров­щик эти предметы раскладывает на площадке (№ 1) в ряд, и по одному предмету кладут на место для запасных вещей (№ 4). В таком же порядке распределяют предметы и на всех остальных площадках для каждого дрессировщика. Спустя 1—2 часа основные помощники на площадку (№ 3) кладут 10—15 предме­тов, которые будут выделяться большой концентрацией запаховых частиц, что облегчит работу собаки.

После этого дрессировщики с собаками выполняют упражне­ния по выборке вещей так же, как и при первом способе.

Через 2—3 занятия постепенно сокращается разница в давности запахов на предметах основных и дополнительных помощников до 15—20 минут и доводится до их уравнения. Но это надо делать осторожно, с учетом работоспособности собаки. В целях активизации работы собаки следует периодически выборку делать по облегченным условиям.

Для проверки степени подготовленности собаки и выявления возможных нежелательных связей в ее работе рекомендуется посылать собаку на выборку вещи, когда на площадке нет искомого предмета. Собака должна обнюхать все предметы и подойти к дрессировщику.

Третий способ — выборка своей вещи из запаховых с посте­пенным переключением на выборку чужих вещей. Этим способом приучают собак, мало заинтересованных в апортировке чужих вещей. В ходе подготовительных упражнений у них вырабаты­вается условный рефлекс активного поиска вещи дрессировщика среди большого количества беззапаховых предметов, например, палочек среди палочек и т. п.

Основное упражнение выполняется так. На площадке (№ 1) раскладывают 4—5 запаховых предметов помощников, а через 1—2 часа дрессировщик кладет свою вещь. Через 2—2,5 часа дрессировщик, хорошо выгуляв собаку, приходит к площадке (№ 1) и производит выборку своей вещи из запаховых. Упражне­ния повторяются на 2—3 занятиях по 6—10 раз. В последующем сила запаха на всех предметах постепенно уравнивается.

На каждом занятии целесообразно вещи разнообразить по форме, качеству и цвету. Кроме того, необходимо чаще прово­дить выборку по неизвестным для дрессировщика условиям. При этом обстановку должен создавать или руководитель заня­тия, или другой дрессировщик, работающий с ним в паре.

Если собака уверенно и активно выбирает вещь дрессировщи­ка из 5—6 чужих предметов, то ее необходимо переключать постепенно на выборку чужих вещей. В целях облегчения пере­хода от выборки своей вещи к чужой следует на первых 2—3 занятиях на вещи помощника нанести запах дрессировщика, прикасаясь правой рукой к одному из концов предмета помощ­ника (на искомых вещах концентрация запаха должна быть большей). Постепенно сила запаха на предметах уравнивается. За каждую правильную выборку собака поощряется лакомством.

Нормативы подготовки собак в первом периоде выборки вещей.

К концу первого периода выборки вещей собака должна:

спокойно относиться к зажиманию морды и активно приню­хиваться к задаваемому запаху;

самостоятельно и заинтересованно обнюхивать все лежащие на площадке предметы, находить искомый предмет из 5—6 штук, подносить его к дрессировщику и садиться перед ним;

при отсутствии среди предметов выборки искомой вещи после обхода и тщательного обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки вещей из 8—10 запаховых предметов до навыка; выработать навык бесконтактной выборки вещей.

В ходе занятий дрессировщик должен:

изучить особенности поведения своей собаки при обычной и бесконтактной выборке;

в совершенстве овладеть техникой управления собакой;

научиться организовывать и проводить упражнения по выбор­ке вещей в роли руководителя занятий;

уметь предвидеть, замечать ошибки в действиях своих и других дрессировщиков, а также находить способы их устранения.

На занятиях необходимо выполнять следующие правила:

усложнение условий окружающей среды, смену мест выборки проводить постепенно и осторожно, чтобы не затормозить проявление первоначального условного рефлекса и не задержи­вать формирование навыка;

на одном занятии упражнения повторять не менее 3—4 раз, заниматься 2—3 раза в неделю. В каждом упражнении собаку посылать на выборку 2—3 раза с перерывами до 1 минуты;

за каждую правильную выборку собаку поощрять лакомством и поглаживанием;

упражнения проводить в начале, середине и конце занятия, а также утром, вечером и в полдень;

давность запахов на предметах постепенно увеличивать (уменьшать) на каждом занятии до 10—15 минут и доводить до 8—10 часов, а также периодически проводить выборку вещей при давности запахов 20—40 минут;

использовать предметы, различные по качеству, цвету, форме и размерам. Строго соблюдать правила хранения вещей, учиты­вать, что использование предметов из различных материалов способствует выработке у собаки навыка дифференцировки индивидуальных запахов помощников среди комплекса других запахов, присущих каждому предмету, в зависимости от исходно­го материала (резина, дерево, металл, ткань и др.);

умело сочетать выборку вещей по известным и неизвестным для дрессировщика условиям.

Усложненные упражнения, отрабатываемые во втором перио­де выборки вещей. Увеличение количества (до 8—10 штук) разнообразных по форме, качеству, размерам и цвету предме­тов, давности запахов на них до 10—15 минут на каждом занятии и доведение до 8—10 часов. Эти упражнения отрабатываются с учетом активности и заинтересованности работы собаки;

выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников;

приучение собаки к бесконтактной выборке вещей.

При отработке усложнений во втором периоде дрессировщи­ку необходимо соблюдать следующие правила.

Для активизации работы собаки через каждые 3—4 занятия проводить периодические выборки (1—2 занятия) по облегчен­ным условиям при давности запахов до 20—40 минут.

В целях экономии времени и удобства создания обстановки для выборки вещей целесообразно каждому дрессировщику иметь специальный ящик со стеклянными банками емкостью 0,5 литра или полиэтиленовые мешочки.

В эти банки дрессировщик заранее (в установленное время) закладывает разнообразные предметы помощников. Это позво­ляет проводить выборку в любое время суток, в любом месте без присутствия помощников.

После каждого занятия банки необходимо мыть, просушивать и заменять запахоносители (предметы).

Чтобы своевременно выявить возможные ошибки у дресси­ровщиков и нежелательные связи у собак, рекомендуется чаще проводить выборку по неизвестным для дрессировщика ус­ловиям.

Если в первом периоде выборку вещей проводили при благоприятных условиях и на специально подготовленной пло­щадке, то в последующем необходимо постепенно приучать собаку к работе в различное время суток (утром, вечером, в полдень), при различной температуре воздуха, в начале, середине, конце занятия и на разнообразных участках местности. При этом необходимо помнить, что резкая смена условий выбор­ки может привести к ослаблению дифференцировочного рефлек­са: собака становится суетливой, хватает предметы, имеющие любой сильный запах. Если при вводе усложнений у собаки наблюдаются срывы в работе (перехватывает вещи, выбирает вещи неактивно, иногда ложится на вещи и т. п.), не следует ее принуждать, повышать интонацию голоса, а лучше сделать перерыв в работе на 3—5 дней или проводить выборку в облег­ченных условиях, побуждением собаки на силу и свежесть запаха. При введении каждого усложнения от дрессировщика требуются терпеливость, сдержанность, ровное, спокойное обращение с собакой и последовательность в работе.

Методические советы руководителю занятия. Успех обучения дрессировщиков и приучения собак к выборке вещей зависят от организаторских способностей руководителя (инструктора). Он должен, прежде всего, научить дрессировщиков (еще в первом периоде) самостоятельно правильно выполнять упражнения по выборке вещей. По мере ввода новых усложнений показывать порядок выполнения, упражнять их индивидуально и разрешать заниматься самостоятельно, периодически проверяя их рабо­ту. Для взаимного контроля и оказания помощи друг другу всех дрессировщиков распределять на пары, назначив одного из них старшим.

В целях предупреждения ошибок и выявления у собак неже­лательных связей чаще организовывать выборку вещей по не­известным для дрессировщика условиям, как под личным руко­водством, так и под контролем напарника (товарища).

Очень важно обеспечить обучаемых необходимыми мате­риальными средствами. Все, что посильно, изготовить самим дрессировщикам. Остальные средства готовить централизованно или своевременно закупать.

Для занятий по выборке личных вещей каждому дрессиров­щику необходимо иметь набор разнообразных предметов и специального инвентаря:

Средства Количество
Пинцет, шт. Полиэтиленовые пакеты, шт. Перчатки резиновые (медицинские), пар Вата или марлевые салфетки, гр. Расчески, шт. Записные книжки, шт. Обложки для документов, шт. Ножи перочинные, шт. Пистолеты (игрушечные), шт. Рукавицы (перчатки), шт. Носовые платки, шт. Ключи, компл. Конверты, шт. Карандаши, шт. Ручки, шт. Предметы верхней одежды, компл. Предметы обуви, шт. Чемоданы и др., шт.   2-3 2-3 2-3 2-3 3-4 4-6 3-4 1-2 2-3

Все предметы должны быть пронумерованы, и храниться в определенном месте, после занятий выветриваться, обрабатываться, просушиваться на специально оборудованных полочках (стеллажах).

Индивидуальные пинцеты закупаются или изготовляются самими дрессировщиками (целесообразнее поручить их изготов­ление наиболее опытному в этом деле дрессировщику). Для пинцета необходима проволока диаметром 3 мм, длиной 15— 16 см. Чтобы лучше удерживать пинцет в руках, концы проволоки должны быть загнуты в кольца диаметром 3—4 см. Такой пинцет удобен и для хватания предметов, и для переноски в сумке для снаряжений и на поясном ремне (во время работы).

При выборке вещей, как и при работе по следу и обыску местности, больше применяют полиэтиленовые мешочки разных размеров. Они очень удобны для сохранения чистоты индиви­дуального запаха человека на предметах. К тому же каждый дрессировщик имеет возможность с помощью таких мешочков постоянно иметь большой комплект предметов с запахами других дрессировщиков (помощников) и в любое удобное время самостоятельно производить выборку вещей.

Для каждого учебного подразделения (отделения) необхо­димо определить постоянный участок для выборки вещей в соответствии с рекомендациями, данными на стр. 228. Такие участки желательно иметь недалеко от места содержания собак (питомника). Кроме этого на всех учебных полях в пунктах распо­ложения во время выходов на занятия также надо готовить площадки (№ 1) для раскладывания предметов на выборку, очистив их от травы, камней и других предметов. Желательно направление господствующих ветров. Собаку пускать на выборку надо против ветра.

Правила отработки усложнений второго периода.

Выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников. Приуче­ние собаки к выборке вещей в присутствии людей на площадке выборки имеет важное значение для выработки первоначального условного рефлекса выборки человека по запаху вещи. К концу курса дрессировки собака должна спокойно относиться к посто­ронним людям (помощникам), присутствующим при выборке. Упражнения усложняются и выполняются в следующей последовательности. Первоначально помощники (3—4 человека) находятся на удалении 5—7 метров, стоят спокойно на одной линии. Если собака во время выборки отвлекается на помощников, то дрессировщик должен взять ее на короткий поводок, подойти к группе помощников и, двигаясь вокруг них, успокоить собаку. В случае проявления злобы командой «Фу» приостановить неже­лательные действия собаки. Затем возвратиться к месту для выборки и продолжить упражнение по выборке вещей.

На каждом занятии расстояние между предметами для выборки и местом нахождения помощников постепенно сокра­щается. Конечная цель этого упражнения — выборка вещей, лежащих у ног помощников или на носках обуви.

Необходимо применять для выборки и личные вещи помощ­ников, так как в процессе выполнения задач на службе по опознанию человека будут использоваться разнообразные по форме, качеству, цвету и размерам предметы (запахоносители), принадлежащие конкретному человеку.

При создании обстановки для выборки личных вещей надо, чтобы на площадке находились одинаковые по форме и качеству предметы, так как разнообразные предметы имеют разную концентрацию запаховых частиц, и собака может ошибиться. На каждом занятии пользоваться разными по форме и качеству предметами.

До выработки условного рефлекса упражнения по выборке вещей в присутствии помощников проводить ежедневно, жела­тельно утром, вечером, в обед, по 3—5 раз, затем периодически. Приучение собаки к бесконтактной выборке вещей. Тради­ционная форма поведения собаки при выборке вещей — под­носка обнаруженного предмета дрессировщику, так же как при апортировке. Собаки с выработанным стереотипом такого пове­дения не проявляют в практической работе достаточно высокой работоспособности, нередко имеют различные нежелательные условные рефлексы на вид, качество, цвет, а также форму апортировочных предметов. Апортировочный способ выборки, связанный с подачей предмета (запахоносителя), приводит к загрязнению его слюной и повреждению зубами собаки и, следовательно, исключает возможность проведения повторной (контрольной) выборки объекта. Бесконтактный способ выборки вещей заключается в том, что собака не хватает выбранный предмет, а только обозначает (показывает) его своим поведением: сигнализирует об обнаруже­нии источника искомого запаха царапанием или усиленным принюхиванием к определенной банке. Этот способ — более эффективный по сравнению с обычной выборкой, так как собака ищет источник запаха, а не предмет, чем достигается более четкая дифференцировка запахов. Кроме того, исключается выработка у собак нежелательных условных рефлексов на вид, цвет, форму, качество апортировочных предметов и на силу запаха.

Бесконтактная выборка дает возможность: проводить выборку вещей (тренировки) самостоятельно в любое время суток и при отсутствии помощников; использовать вещи, людей, не имеющих отношение к дрессировке собак; сохранять на предметах чистоту индивидуального запаха каждого человека (помощника); при­менять для выборки двух и более собак при одном и том же комплекте источников запаха (предметов).

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. - student2.ru К бесконтактной выборке целесообразнее переходить после приучения собаки к выборке обычным способом. Но можно исключить этот переходной этап.

Для проведения бесконтактной выборки необходимо изгото­вить для каждого дрессировщика 2 ящика (контейнера) размера­ми 10х10х75 сантиметров, внутри которых имеются по 5 стек­лянных баночек объемом 200 кубических сантиметров. Для удобства переноски они складываются в кассеты по 8—12 ящиков. Как правило, на каждые 6—8 дрессировщиков собирается одна кассета (рис. 66).

Бесконтактную выборку следует начинать в конце второго периода обычной выборки вещей. Вначале у собаки вырабаты­вается условный рефлекс заинтересованного и последователь­ного обнюхивания баночек с контейнера. С этой целью на первых 3—4 занятиях в одну из баночек бросают запаховую вещь помощника, затем заполняют банку смятой бумагой и сверху кладут кусочек мяса, чтобы собака смогла достать его, Местона­хождение баночки с таким комплексным запахом в контейнере каждый раз меняется.

Перед работой собака должна быть в бодром и полуголодном состоянии. Дрессировщик, ознакомив собаку с исходным запа­хом, по команде «Нюхай» направляет ее к ящику-контейнеру. Управляя коротким поводком, добивается, чтобы собака после­довательно обнюхивала все баночки в контейнере и после обнаружения искомого запаха самостоятельно брала лакомство и садилась. Затем собака поощряется поглаживанием, лакомст­вом и выгуливается. За сутки повторяются 10—15 упражнений, посылая собаку на выборку каждый раз по 2—3 раза, Для активизации обонятельно-поисковой реакции целесообразно использовать 2—3 контейнера, поставленных в ряд.

После выработки и закрепления условного рефлекса активно­го, заинтересованного и последовательного обнюхивания банок в контейнере и посадки возле обнаруженного запахоносителя, надо переходить к выработке более выраженного обозначения собакой искомого предмета. Для этого рекомендуется лакомство бросать на дно банки, а предмет класть сверху. Обнаружив запаховый предмет и кусочек лакомства, собака будет пытаться достать их, царапать лапой, лаять усиленно, засовывать морду в баночку и т. д. Такое поведение собаки в комплексе с посадкой следует закрепить поощрением. Для предупреждения возмож­ной выработки у собаки нежелательного условного рефлекса выборки вещи по силе запаха во все другие банки следует закладывать предметы дополнительных помощников давностью до 4—5 часов.

Постепенно условия упражнений усложняются. Лакомство в баночки больше не бросается, уменьшается сила и концентрация запаха на предметах основного и дополнительного помощников, За обнаружение источника искомого запаха собака поощряется лакомством.

При бесконтактном способе выборки вещей дрессировщику необходимо соблюдать следующие правила:

после каждого занятия все баночки в контейнере тщательно мыть и проветривать;

класть предметы (запахоносители) в банки только пинцетом и не перекладывать их из одной банки в другую;

периодически мыть и выветривать сам ящик-контейнер;

систематически менять помощников, один и тот же человек может привлекаться в качестве основного (искомого) помощника повторно не ранее чем через 3—4 занятия.

По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: увеличивается давность запахов на предметах; используются различные по качеству и размерам предметы;

проводятся периодические выборки по неизвестным для дрессировщика условиям; используется для выборки прибор «Шер­шень».

К концу курса дрессировки в зависимости от обстановки, выполняемых задач собаку приучают производить выборку предметов, обнаруженных на месте происшествия, изъятых при обыске и т, д.

Переход от стандартных банок к разнообразным предметам-носителям запаха осуществляется поэтапно. Начинать следует с уменьшения объема банок при одновременном увеличении объема вкладываемых в банки предметов. Например, бумагу, ткань, нож вкладывают в банки не полностью, оставляя частично снаружи. В дальнейшем предметы кладут на площадку для выборки, а банки убирают. Целесообразно чаще производить вы­борку вещей по неизвестным для дрессировщика условиям и периодически пускать собаку на выборку, когда искомая вещь отсутствует. Выборка вещей по неизвестным для дрессировщике условиям способствует: своевременному обнаружению возмож­ных ошибок дрессировщика при управлении собакой и нежела­тельных условных рефлексов у собаки; лучшему изучению пове­дения собаки, пониманию возможных отклонений в ее поведении, а также психологической подготовке дрессировщика к предстоя­щей службе по применению собаки для выборки.

При организации выборки по неизвестным условиям необхо­димо: создавать условия для выборки руководителем занятия или наиболее подготовленным дрессировщиком в отсутствии производящего выборку; подбирать предметы основного и дополнительного помощника одинаковые по цвету, размеру, форме и качеству; перед каждой выборкой перемешивать запахоносители, т. е. менять места и линию их расположения на площадке.

Если не перекладывать вещи, то дрессировщик, зная их постоянное месторасположение, может помочь собаке найти их. Как однообразные условия упражнений, так и разнообразные действия дрессировщика могут стать сигналами для собаки. Кроме того, на площадке остаются запахи вещей, лежавших до этого. Если на площадке вещи перекладываются с места на место только на одной линии, то собака может ошибиться и выбрать вещь дополнительного помощника, лежащую на том месте, где до этого находилась искомая вещь, поэтому расклады­вать вещи следует на 30—50 см дальше от прежнего места (линии).

При проведении бесконтактной выборки банки из одного отсека переставляются в другой.

Нормативы подготовки собаки во втором периоде дрессиров­ки. Собака должна заинтересованно обнюхивать предлагаемые предметы независимо от их формы, величины и качества материала; самостоятельно, без попутных сигналов дрессиров­щика, выбирать предметы, подносить и садиться перед дрессировщиком или обозначать их при бесконтактном способе выборки; при отсутствии среди предметов на площадке искомой вещи после тщательного их обнюхивания возвращаться к дрес­сировщику без предмета.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык выборки вещей до безотказности выполнения в реальных услови­ях службы.

Требования к организации и проведению занятий. Занятия проводить на различных участках местности с наименьшим количеством запаховых раздражителей. Выбирать вещи по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным (в целях конкретного изучения поведения собаки).

Заниматься не реже 3—4 раз в неделю, на каждом занятии выполнять от 2 до 10 упражнений.

Для выборки использовать только личные вещи помощников (обувь, ремни, головные уборы, записные книжки, расчески и др.), приближая к условиям, близким к служебным.

В третьем периоде выборки дрессировщик должен:

в совершенстве изучить поведение своей собаки;

овладеть навыками организации выборки вещей в целях опознания искомого человека, в том числе и одорологической идентификации предметов;

совершенствовать умение анализировать действия, работу собаки, замечать ошибки, искать их причины и устранять.

Упражнения, отрабатываемые в третьем периоде выборки вещей.

Выборка вещи из предме

Наши рекомендации