Административно-правовой статус гражданина РФ, его права и обязанности в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

Структура административно-правового статуса:

– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;

– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;

– совокупность прав и обязанностей;

– ответственность;

– гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:

– административно-правовой статус личности;

– административно-правовой статус гражданина;

– административно-правовой статус иностранного гражданина;

– административно-правовой статус лица без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина России определен Конституцией, Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва­ния и жительства в пределах Российской Федерации»*, Федеральными законами от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Фе­дерации и въезда в Российскую Федерацию»**, от 9 января 1996 г. «О за­щите прав потребителей»***, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»****, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе воен­нослужащих»*****, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека (вступила в силу для РФ 11 августа 1998 г.)****** и другими российскими, а также международными актами, влияние которых непрерывно воз­растает.

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

· на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

· на поступление на государственную службу;

· на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

· на свободу передвижения;

· на неприкосновенность личности;

· на неприкосновенность жилища;

· на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

· на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

· на изменение фамилии и имени;

· на свободу передвижения;

· на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

· на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

· на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

· на образование;

· на охрану здоровья;

· вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

· на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

· на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Обращения граждан.

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

- в судебном порядке;

- в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Принятые в ряде субъектов РФ законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как: ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

13. Административно-правовой статус иностран­ных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус иностранцев в РФ.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство иностранного государства.

Классификацируются по:

- по сроку пребывания на территории Российской разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

- временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;<br>Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

- не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в оргнах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- не могут участвовать в отправлении правосудия;<br>не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

- не имеют права участвовать в референдуме;<br>на них не распространяется воинская обязанность;

- не могут быть членами политических общественных объединений;

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА - лица, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве. ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена: они обычно не пользуются избирательными и иными правами, которые предоставляются только гражданам. С другой стороны, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА не пользуются теми правами, которые данное государство предоставляет иностранным гражданамв силу международных договоров, они не могут пользоваться дипломатической защитой.

Наши рекомендации