Проблемы тер-адм деления в РФ

РФ – крупнейшая из бывших союзных республик по размерам территории численности населения, по количеству и разнообразию природных богатств, экономическому потенциалу. Россия является единственной федерацией в СНГ. Территориальная организация России отличается рядом значительных особенностей. В связи с этим изучение территориальной организации станы и региональный анализ ее экономических районов имеет огромное значение. Составными частями федерации являются субъекты федерации. Субъектами РФ выступают суверенные республики, об­ласти, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения.До принятия конституции 1993 г. они являлись административно-территориальными единицами.

Особенности федеративного устройства РФ

Один субъект федерации не входит в состав другого, кроме автономных округов, входящих в состав краев или областей. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа, и соответственно, органами государственной власти края и или области.
Наличие разных государственно-правовых статусов субъектов РФ (шесть статусов: республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения).
В республиках – глава республики - президент, основной закон - конституция, вправе устанавливать свои государственные языки, во всех остальных субъектах РФ – глава субъекта РФ - губернатор (глава администрации), основной закон - устав.
Смешанный принцип построения федерации: национально-территориальное деление (республики, автономии) и административно-территориальное деление (области, края, города федерального подчинения).
Слишком большое количество регионов-субъектов РФ, наличие регионов с маленькой территорией, малой численностью населения, со слабым экономическим потенциалом (дотационных регионов).
Объединение субъектов РФ:
  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года.
Перспктивное объединение: Республика Бурятия и Иркутская область

Субъекты РФ очень сильно отличаются по основным социально-экономическим показателям. Некоторые из них обладают крупным природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются регионами-донорами. В то же время большинство субъектов РФ располагает ресурсами, не способными обеспечивать потребности их суверенного развития. Нарушается экологическое равновесие, которое регулируется на уровне мелких территориальных образований, а не реально существующих природных зон и экосистем.
Задача реформирования территориального устройства России стоит чрезвычайно остро, поскольку сам тип территориальной организации общества объективно превратился в препятствие для дальнейшего развития экономики.
Созданные недавно федеральные округа должны стать промежуточным звеном между центром и регионами. Сам факт образования этих округов с целью укрепления в стране вертикали власти имеет большое значение. Он свидетельствует о том, что «на вершине» властной пирамиды стало более определенным осознание необходимости усиления межрегиональной интеграции. При этом интегрирование субъектов РФ начато «сверху», что и не удивительно, поскольку одна из важнейших задач центральных органов государственной власти - преодоление тенденции к «расползанию» России, сохранение ее территориальной целостности, борьба с региональным эгоизмом и сепаратизмом, т.е. в конечном итоге, обеспечение национальной безопасности России.





Наши рекомендации