Управление иностранными делами
До образования СССР в советских республиках создавались свои дипломатические органы. После образования СССР полномочия объединившихся республик в области внешней политики были переданы Союзу ССР. В связи с этим республиканские НКИД были упразднены, и 6 июля 1923 г. создан Наркомат иностранных дел СССР. На наркомат возлагалось осуществление дипломатических сношений СССР с иностранными государствами, защита политических и экономических интересов Союза и прав находившихся за границей граждан СССР, руководство проведением в жизнь заключенных с иностранными государствами договоров и соглашений.
Аппарат НКИД СССР представлял собой довольно сложный механизм. Важнейшими его структурными подразделениями были коллегия и два территориально-политических отдела — Запада и Востока. Наркомат имел институт уполномоченных при правительствах союзных республик и различных агентов. Последние учреждались лишь в районах, наиболее важных в международном отношении. Уполномоченные НКИД СССР наблюдали за выполнением относившихся к республикам разделов международных договоров и соглашений, от имени НКИД вступали в отношения со всеми иностранными представительствами на территории республики.
Заграничными органами НКИД СССР являлись полпредства и консульства. В 1926 г. был утвержден Консульский устав СССР, на основании которого консульские учреждения в зависимости от их значения и правового положения делились на генеральные консульства, консульские отделы, консульства, вице-консульства и консульские агентства.
Конституция 1936 г. не внесла принципиальных изменений в организацию и систему органов управления иностранными делами. Внешнюю политику СССР по-прежнему проводил союзный Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР. Лишь накануне войны изменилась система заграничных органов НКИД. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. для советских дипломатических представителей были установлены три ранга, общепринятые в международных отношениях: чрезвычайный полномочный посол, чрезвычайный полномочный посланник, поверенный в делах СССР. В связи с этим дипломатические представительства СССР за границей получили новые наименования. Дипломатические представительства, возглавляемые послами, стали называться посольствами, а возглавляемые лицами других рангов — миссиями. Послы представляли за границей не только государство в целом, но и персонально его главу. Они имели право непосредственно вступать в контакт с руководством страны пребывания. Дипломатические представители других рангов этих полномочий не имели, они контактировали лишь с главой ведомства иностранных дел этого государства.
Кроме дипломатических представителей за границу направлялись консулы. Они представляли свое государство не перед правительством страны пребывания, а перед местными властями. На них возлагались защита личных и имущественных интересов советских граждан, находящихся в районе данного консульского округа, учет советских граждан, визирование и выдача паспортов, запись актов гражданского состояния, наблюдение за выполнением обязательств по договорам. В 1944 г. произошло некоторое расширение прав республик в области внешних сношений. Республикам было дано право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами и иметь для этого соответствующие органы управления. НКИД СССР был преобразован из союзного в союзно-республиканский, и сначала в трех (РСФСР, УССР, БССР), а затем и во всех остальных республиках были созданы наркоматы иностранных дел. В связи с этим институт уполномоченных НКИД СССР при правительствах союзных республик был ликвидирован. За НКИД СССР оставалось представительство СССР в международных сношениях, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами.
Органы управления в области внешнеполитических связей с 1940-х гг. действовали без существенных изменений. Центральным органом являлось Министерство иностранных дел СССР (союзно-республиканское). Рабочий аппарат министерства состоял из территориальных (ведали отношениями с определенной группой стран — отдел США, пять еврейских отделов, отдел Африки, отдел Латинской Америки и т.п.) и функциональных (протокольный, печати, договорно-правовой, международных организаций, консульское управление и т.д.) отделов дипломатического и недипломатического характера, административных отделов. В 1976 г. вступил в действие новый Консульский устав СССР. В нем определены задачи и организация консульских учреждений СССР: консульских отделов советских посольств, генеральных консульств, вице-консульств и консульских агентов. В тех государствах, где не было дипломатических представительств СССР, консульские учреждения могли, с согласия государства пребывания, выполнять также и дипломатические функции.
Управление госбезопасностью и охраной общественного порядка
Руководство охраной государственной безопасности было отнесено к ведению СССР, а руководство охраной общественного порядка — к исключительному ведению союзных республик. Поэтому в 1922-1923 гг. существовавшие в республиках наркоматы внутренних дел претерпели крупную реорганизацию. Еще в 1922 г. ВЧК при республиканских СНК были упразднены, часть их функций была возложена на судебные органы, другая — на образованные в составе наркоматов внутренних дел Государственные политические управления. В отличие от ВЧК, ГПУ не было чрезвычайным органом. На него возлагалось подавление открытых контрреволюционных выступлений, борьба со шпионажем, охрана железнодорожных и водных путей, охрана границ, борьба с контрабандой.
Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в республиках Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата — ОГПУ СССР. 15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ), который ведал руководством работы ГПУ союзных республик, непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий; организацией охраны государственных границ Союза ССР; непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом. ОГПУ были подчинены пограничные войска, в связи с чем 1926 г. было образовано главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ.
В 1924 г. ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концлагерь». Принятие постановлений о подобных мерах было возложено на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов коллегии при участии Прокурора СССР. Работники оперативных отделов ОГПУ («тройки») предварительно рассматривали законченные следственные дела для последующего доклада на коллегии ОГПУ или в Особом Совещании.
Другой правоохранительный орган — милиция. С 1922 г. существовал как организационная структура республиканских наркоматов внутренних дел на правах Главного управления. Главной функцией милиции на основании положения об НКВД являлась охрана общественного порядка и обеспечение претворения в жизнь законов, уголовный розыск, пресечение противоправных деяний. В 1922 г. уголовный розыск был выделен из органов милиции в отдельное управление Угро НКВД.
Что касается наркоматов внутренних дел республик, то после создания СССР они по прежнему подчинялись республиканским правительствам. Постепенно функции их сужались. В некоторых республиках НКВД были упразднены.
В начале 1930-х гг. в системе административно-политических органов была проведена реформа, направленная на централизацию управления.
Милиция, ранее находившаяся в двойном подчинении — НКВД союзных республик и местным Советам, была выведена из-под контроля местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. В ведение ОГПУ СССР перешла система исправительно-трудовых учреждений. В 1930 г. был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, находившихся в ведении ОГПУ, приспособленных к массовому использованию труда заключённых.
10 июля 1934 г. было принято решение об образовании наркомата внутренних дел СССР как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. НКВД СССР был союзно-республиканским ведомством.
Первоначально функции НКВД СССР были ограничены и заключались в руководстве обеспечением государственной безопасности, охраной социалистической собственности и регистрацией гражданских состояний. В НКВД в полном составе вошло ОГПУ СССР, после чего оно было преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Помимо этого в наркомате были образованы Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и т.п. Вместо упразднявшей судебной коллегии ОГПУ было создано Особое совещание при наркоме.
В 1934 — 1936 гг. функции НКВД СССР значительно расширились за счет передачи в его ведение целого ряда самостоятельных отраслей и учреждений.
К функциям НКВД были отнесены: охрана границ СССР, борьба со шпионажем, диверсиями и иными антисоветскими выступлениями; борьба с уголовной преступностью; руководство местами заключения; записью актов гражданского состояния; контроль за состоянием шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта; руководство лесной охраной, переселенческим делом, пожарной охраной.
В феврале 1941 г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (оба — союзно-республиканские). В начале марта 1953 г. при общей реорганизации министерств МВД СССР и МИГ СССР объединились в Министерство внутренних дел СССР. 13 марта 1954 г. из МВД СССР выделился Комитет государственной безопасности при СМ СССР (союзно-республиканский), одновременно образовались одноименные комитеты в союзных республиках.
В ведении МВД СССР оставалась только охрана общественного порядка (административный надзор, руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС, архивное дело и т.п.). В связи с мероприятиями по расширению прав союзных республик 13 января 1960 г. МВД СССР было ликвидировано. Большинство его функций (руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС и др.) отошло в МВД союзных республик, на которые возлагалось обеспечение охраны общественного порядка. 22 февраля 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка.
Однако ликвидация МВД СССР не оправдала себя. Упразднение союзного органа управления охраной общественного порядка усложнило координацию работы республиканских органов по борьбе с преступностью, привело к разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов службы охраны порядка, затруднило обмен опытом, использование новейших достижений науки и техники и т.п. Поэтому в интересах обеспечения единого оперативного управления охраной порядка и борьбой с преступностью 26 июля 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, переименованное 25 ноября 1968 г. в Министерство внутренних дел СССР.
Центральным органом в области охраны государственной безопасности являлся союзно-республиканский Комитет государственной безопасности при СМ СССР. 5 июля 1978 г. он был преобразован в Комитет государственной безопасности СССР.