Организация государственного аппарата в послевоенные годы
После войны декларируемые принципы "полновластия" Советов легко уживались с фактическим свертыванием демократических институтов представительной системы. Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, партийные решения и постановления высших органов власти законодательно расширяли права Советов, а с другой стороны. Советы постепенно становились совершенно безвластными.
В послевоенные годы велась разработка проекта новой Конституции СССР, однако дело ограничилось тем, что в текст Конституции были внесены лишь некоторые изменения редакционного характера, в частности, было учтено новое наименование ряда государственных органов.
Верховный Совет СССР, официально высший орган государственной власти, собирался чаще, чем во время войны, но все же реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Причем круг вопросов, которые он рассматривал, сводился в основном к утверждению государственного бюджета и народнохозяйственных планов. Фактически руководство всеми сферами жизни общества сосредоточивалось в партийных инстанциях, на высшем уровне — главным образом в Секретариате ЦК КПСС. В 1952 г. на XIX съезде ВКП (б) как правящая партия была переименована в КПСС. Как и раньше, ведущие посты в партии и государстве сохранялись за Сталиным.
Период с 1953 года до октября 1964 г. представлял собой первую попытку реформировать тоталитарную политическую систему в СССР.
Новое партийное государственное руководство, пришедшее к власти после смерти Сталина, было вынуждено взять курс на некоторую либерализацию и демократизацию общественных отношений, заняться реформированием партийного и государственного аппарата.
Поскольку данный период был связан с деятельностью Хрущева Н.С. на высших партийных и государственных постах, он часто в историко-юридической литературе называется хрущевской «оттепелью».
Хрущевская «оттепель» была непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, Хрущев проявил личное мужество, рискованно решившись на открытую критику культа личности Сталина на XX съезде КПСС в феврале 1956 г.; по его указанию были реабилитированы многие жертвы сталинских репрессий; была проведена большая работа по реформированию государственного аппарата, смягчению политического режима, расширению прав союзных республик. Но, с другой стороны, критика культа личности и сам доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС носили избирательный, поверхностный характер. Выборочный характер носила и реабилитация жертв сталинских репрессий. Сохраняются, хотя и в иной форме, репрессии. Об этом свидетельствуют гонения на писателей, художников и представителей других слоев творческой интеллигенции. Реформы государственного механизма, предпринятые Хрущевым, по многим направлениям оказались неудачными. К тому же процесс либерализации сопровождался острой борьбой за власть, развернувшейся между партийными олигархами после смерти Сталина. В ходе борьбы власть сначала сосредотачивается в руках ряда высокопоставленных партийных и государственных деятелей (Хрущев Н.С., Маленков Г.М., Берия Л.П., Булганин Н.А., Молотов В.М.). Но затем, последовательно устранив Берию, Маленкова, Булганина, обвинив Молотова, Маленкова, Кагановича на июньском пленуме ЦК КПСС 1957 г. в создании фракционной антипартийной группы и исключив их из партии, Хрущев занял ключевые посты в партии и государстве.
В период «хрущевской оттепели» было проведено реформирование государственной структуры. Принимаются меры по активизации деятельности Советов. В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». Начинают регулярно созываться сессии Советов, восстанавливается их выборность, на их рассмотрение стало выноситься немало вопросов, но они, как и прежде, в своих решениях последовательно выполняют директивные установки партийных органов.
Несколько расширяются права союзных республик. В 1954-1955 гг. в их ведение было передано свыше 11 тыс. предприятий союзного подчинения. Реорганизации подверглись правоохранительные органы. Был восстановлен прокурорский надзор. Ликвидируется внесудебный порядок рассмотрения дел, упраздняются Особое совещание при МВД СССР, «тройки» и «двойки». Но некоторые реорганизации, проведенные в эти годы, не имели здравого смысла. К ним относится, в частности, разделение в 1962 г. областных и краевых Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские.
На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 г. Хрущев Н.С., с именем которого ассоциировалась попытка реформирования тоталитарной политической системы, был снят с высших партийных и государственных постов. К власти пришла партийная группировка, возглавляемая Брежневым Л.И., который занял пост Первого секретаря ЦК КПСС.
С уходом Хрущева завершается период либерализации общественных отношений и начинается длительный (20-летний) период умеренной политики советского государства, в рамках которого развернулся всеобъемлющий кризис, который захватил все сферы: экономику, политику, идеологию, государственно-правовое развитие.
Характеризуя развитие государственного механизма в условиях нарастания кризиса, необходимо выделить ряд специфических особенностей. Во-первых, это отказ от тех нововведений в государственном управлении, которые были предприняты во время реформ Хрущева. Хрущевские преобразования в государственном аппарате по многим позициям были пересмотрены, и государственный механизм вернулся, в основном, к тому, что было в начале 1950-х гг.
Второй особенностью развития государственного механизма являлась его дальнейшая бюрократизация. Бюрократия значительно выросла количественно. С 1960 по 1967 г. аппарат центральных органов управления вырос более чем в 2 раза, общая численность управленцев превысила 18 млн. человек. Нарастала коррупция, так называемая стабильность, несменяемость кадров, когда в руководящих креслах, особенно высших эшелонах, сидели 70-летние старцы, их круговая порука и безответственность способствовали тому, что слой правящей номенклатуры превращается в особую касту со своими особыми правами и привилегиями.
Конституция СССР 1977 г.
Конституция 1936 г. действовала 41 год. За это время в стране и в мире произошли значительные перемены. В апреле 1962 г. было принято решение о разработке проекта новой Конституции СССР, создана комиссия под председательством Н.С.Хрущева. В 1964 г. комиссию возглавил Л.И.Брежнев. Но до сер. 1970-х гг. она фактически не работала. И лишь 7 октября 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР.
Она была названа брежневским руководством Конституцией «развитого социализма». К концу 1970-х гг. стало ясно, что построить коммунизм к 1980 г., как это предусматривала Программа КПСС, нереально. Чтобы сгладить разрыв между теорией и практикой, теоретики КПСС и решили ввести понятие «развитой социализм».
Ст.6 Конституции в правовом отношении узаконивала руководящую роль в КПСС в советском обществе. Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.
Впервые конституция СССР содержала около 30 статей об общественных организациях.
Механизм государственной власти, закрепленный в Конституции, в основном повторяет Конституцию 1936 г. Президиум определялся как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов, опубликование законов и иных актов, организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал им поручения, заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий, давал поручения депутатам.
К некоторым изменениям относится удлинение срока полномочий Советов (полномочия Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик были увеличены с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2,5 лет), переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. Единственным новым органом, который вошел в структуру государственного механизма по Конституции СССР 1977 г., было образование комитетов и групп народного контроля в центре и на местах. Народный контроль создавался как средство борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и органов управления. В целом он себя зарекомендовал с положительной стороны, хотя и не мог решить данную проблему.
Для разработки и принятия Конституции БССР 1978 г. были созданы Конституционная комиссия Верховного Советы БССР для подготовки проекта новой Конституции в 1977 г. и Редакционная комиссия — по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978 г. Председателем обеих комиссий был Первый секретарь ЦК КПБ П.М.Машеров. 14 апреля 1978 г. Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР.
Конституция закрепила, что союзно-республиканские министерства и ведомства республик фактически входили в систему аналогичных министерств СССР. Правительство СССР, регулируя их деятельность нормативными актами, тем самым определяло основные направления их работы и границы полномочий, задачи, функции, структуру, порядок деятельности. Что же касается компетенции союзной республики в лице ее Верховного Совета и Совмина, то она простиралась лишь на деятельность республиканских ведомств и местных органов управления.