Понятие и режим государственной границы
Государственные границы определяют пределы государственной территории. Значение границ государства состоит, прежде всего, в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами и определяют пределы территориального верховенства государства. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории. Запрещается насильственное изменение государственных границ и всякое насильственное посягательство на них.
Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.
Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.). Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой и могут совпадать с параллелями и меридианами.
Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу (линия наибольших глубин судоходной реки), по середине главного фарватера или по середине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема. Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства, но не далее чем 12 морских миль (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.).
Граница территориальных вод при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует ряд международных правил, в частности правило о том, что ни то ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свои территориальные воды за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод каждого из них. Однако это правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение.
Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают. Высотный предел воздушной государственной границы пока еще в договорном порядке не установлен. Существует лишь консенсус о том, что с высоты 100-110 км над уровнем Мирового океана начинается космическое пространство.
Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установлении линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая, руководствуясь договором о делимитации, обозначает положение линии границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы). О всех действиях по демаркации составляют специальные документы - протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.
Кроме договорных, существуют так называемые исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике сопредельными государствами.
Согласно принципу неприкосновенности государственных границ, установленная на местности линия границы неприкосновенна, что означает запрещение произвольно изменять положение линии границы какой-либо стороной. Для обеспечения неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы, определяющий права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы, а также порядок ее пересечения и т.п.
- Так, Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. устанавливает, что содержание режима государственной границы включает в себя следующие правила:
- содержания государственной границы;
- пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (ст. 7).
Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (ст. 9).
В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами. Режим пограничной зоны включает правила въезда в зону, временного пребывания, проживания, передвижения, производства там работ, а также правила учета и содержания плавсредств (и средств передвижения по льду), их плавания или передвижения в пределах территориальных и внутренних вод или пограничных реках, озерах и иных водоемах.
Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", в частности, предусмотрено, что хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации, не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию государственной границы и выполнению задач органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ст. 13).
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств (ст. 17).
Для укрепления добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяют институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).
В Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем Федеральной пограничной службы Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.
- Международное право дает три основания для изменения границ:
- во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;
- во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;
- в-третьих, это наибольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.
- Развивая приведенные положения общего международного права, Российская Федерация в ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. закрепила следующие принципы, которыми она руководствуется при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории:
- обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирного разрешения пограничных вопросов.