Принципы (признаки) правового государства

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2011 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности – 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 7. Правовое государство: теория, понятие и признаки

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ______от

”______” _______________ 2011 года

Санкт-Петербург

I. Учебные цели

Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о сущности и признаках государства, сформулировать его понятие; установить логические и структурные взаимосвязи между теорией государства и права и другими общественными и юридическими учебными дисциплинами по вопросу о сущности и социальной роли государства.

II. Воспитательные цели

Формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед юридическими и иными службами ГПС МЧС России

III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1.Теоретические основы правового государства: история и современность. 2.Принципы (признаки) правового государства. 3. Разделение властей как признак правового государства 4. Гражданское общество и государство     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ            

IV. Литература

Основная

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.

2. Боер В.М., Григонис Э.П. и.др. Теория государства и права: схемы и определения. СПб.: СПбГУАП, 2001.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2005.

4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2002.

5. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М., 1994.

6. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.

7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцикй профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.

Дополнительная

  1. Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.
  2. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. М., 1994.
  3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права: Феникс, 2001.
  4. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.
  6. Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права. М., 1992.
  7. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992.
  8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
  9. Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  10. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т.1.
  11. Современные теории познания. М., 1992.
  12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 7 «Правовое государство: теория, понятие и признаки».

В последнее время обострились проблемы правового государства в связи с концепцией гражданского общества в контексте национальной идеи России во всемирно-историческом аспекте. Причем эти проблемы ставятся в плане разработки концепции построения цивилитарного правового государства, а также выработки идеи формирования свободных граждан и свободных собственников, настоящих экономических и правовых отношений, независимо «от политической власти цивилитарного гражданского общества»[1].

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Теоретические основы правового государства: история и современность.

2.Признаки правового государства.

3. Разделение властей как основной признак правового государства.

4.Гражданское общество и государство: идеи, концепции и формы взаимодействия

Переходим к рассмотрению учебных вопросов

1. Теоретические основы правового государства: история и современность

Современное правовое государство – как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика – имеет долгую историю.

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовер­шенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, спра­ведливости и несправедливости, порядка и хаоса.

Постепен­но осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данно­го общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом, и укладом самой жиз­ни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизо­вывались нормы естественного права. Оно служило основ­ным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удач­но гармонизировало их.

С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, си­туация изменилась. Оно попыталось сделать естественное право своей собственностью и узурпировать саму возмож­ность «творить» правовые нормы.

Государство стало посредником между индивидом и об­ществом и, используя гуманистические начала права, сде­лало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удов­летворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать:

– идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимос­ти соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышаю­щемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от караю­щей десницы суда. О значении правовых законов для нор­мального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того го­сударства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителя­ми, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, под­черкивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

– различные аспекты влияния идей античных мыслителей (софистов, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др.) на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как справедливость, устройство полиса, его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни, в процессе взаимоотношений государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.

– уже в древности зарождается идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила, признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, – справедливой, то есть соответствующей праву, государственной властью.

Идеи и конструкции античных авторов получили свое дальнейшее развитие в творчестве мыслителей европейского средневековья (Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, средневековых юристов).

Средневековая политико-правовая мысль сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще.

Европейские ученые Нового времени приняли эстафе­ту у античных мыслителей. Идеи правовой государственности в Новое время развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и прежде всего естественнонаучных представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных правомочий различных органов государства и т.д.

К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в которое действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип поли­тических свобод, достойных подражания, сложился в Анг­лии более 700 лет назад. И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком (1632 – 1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободы и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничено общественным благом.

К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип поли­тической системы, где реальным было уважение к суду, и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш.Л. Монтескье(1689 – 1755). «Если, – писал он, – власть законодатель­ная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасать­ся, что этот монарх или сенат станет создавать тираничес­кие законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с ис­полнительной, то судья получит возможность стать угнета­телем».

Существенный вклад в развитие теории и практики правовой государственности внесли и такие деятели американской революции как Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и др.

Философское обоснование учения о правовом государ­стве в его системном виде связывают с именами И. Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение мно­жества людей, подчиненных правовым законам. Его катего­ричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совме­стимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеоб­щим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому систе­ма права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание «правовое государство» впервые встре­чается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию не­прерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониаль­ного, теократического и деспотического государства. Мож­но сказать, что с этого времени идея о правовом государ­стве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она фор­мировалась как теоретическое и конституционно-политичес­кое основание его создания. В 1948 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла деталь­ная разработка принципа разделения властей, понятий за­кона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала понятие правого государства и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной за­кон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Сле­дует отметить, что в немецкой литературе высказано мне­ние (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Гер­мании построено в 1880 г.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложи­лись такие типы правовых и политических систем, принци­пы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законо­дательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии. Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся по­ложения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В плане­тарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

Принципы (признаки) правового государства

Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требова­ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объек­тивными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, состав­ляющих совокупный интеллект данной общественной систе­мы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справед­ливым, а значит, и правовым существующего государствен­ного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности го­сударственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ог­раниченной.

С учетом исторических данных, общественной и госу­дарственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового госу­дарства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при ха­рактеристике правового государства очень часто употреб­ляется термин «господство права».

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрыв­но связано с человеком, это сторона его бытия, универ­сальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-право­вые требования, либо волеизъявление всего народа (обще­ства), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осо­бенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государ­ство. По одной из версий, государство возникло из необхо­димости организационно-властной, силовой поддержки пра­вовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-"одиночки" догадывались о проис­хождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последо­вательно осознает эту его роль и выбирает право в каче­стве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает: а) рассмот­рение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечелове­ческих нравственно-правовых ценностей (разумность, спра­ведливость) и формально-регулятивных ценностей права (нор­мативность, равенство всех перед законом) с организаци­онно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологичес­ки-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необхо­димых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессу­альных гарантий и т. д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолют­ный характер.

Человек как разумное и общественное существо в про­цессе своей жизни, общения с себе подобными создает раз­личные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том что названный прин­цип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественны­ми образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обуслов­лен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право воз­никло и существует как разумная сторона бытия, мера сво­боды человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться толь­ко на правовой основе. Если они выходят за пределы дей­ствия права, со стороны государства это может обернуться произволом, неправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) ра­венство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и фор­ма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражда­нина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают ра­венство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражда­нами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обя­занностей. Кроме того, государство как совокупный пред­ставитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать обще­обязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же осно­ваний для утверждения, что государство располагает боль­шими правами, чем гражданин, не существует. В конкрет­ных правоотношениях у них равные права и соответствую­щие им обязанности. Причем в правовом государстве дол­жен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей,

2) Поскольку резюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о при­еме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого поме­щения и т.д.). Договором высшей формы является конститу­ция, если она принята в результате всенародного голосова­ния (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и непри­косновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно соче­тание двух основных типов правового регулирования. Дей­ствия гражданина регламентируются по общедозволитель­ному типу, разрешающему делать все, что прямо не зап­рещено в законе, поощряющему творчество, социально по­лезную инициативу. Государство, его органы и должност­ные лица должны руководствоваться разрешительным ти­пом правового регулирования, который позволяет им дей­ствовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус граждани­на (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебой­но работающий юридический механизм его обеспечения по­зволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закон. В правовом госу­дарстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать ес­тественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, за­конно избранным или назначенным. И, наконец, при его из­дании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, демократичес­кие процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, перево­рот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобрете­ния власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Наши рекомендации