Политические системы и их типологии
Лекция.
1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни.
2. Структура и функции политической системы.
3. Типология политической системы.
4. Институциональная структура политической системы.
5. Политический режим.
Литература
1. Андреев С. Политические системы и политическая организация общества. // Социально-политические науки. 1992. N 1
2. Гаран Л. Психоэкономическая система большевистского типа. //Полис. 1993. N 1.
6. Чиркин О. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности. // Государство и право. 1992. N 5.
7. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учеб. пособие. М., 1995.
8. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис. – 1992. - № 1-2.
9. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки. – 1991. - № 5.
Всякое понятие, состоящее из двух и более терминов, отражает совокупность явлений на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое определение понятия политической системы, следует определить границы сфер, отраженных в понятиях политического и системы, а затем найти область их пересечения.
Где начинается и где заканчивается политическое?
Не вызывает сомнения, что всякая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим, если только он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то от государства добивается. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.
Но столь же очевидно, что даже государственное не во всем является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений (делопроизводство, бухгалтерский учет и т.п.), носят явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т.е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоев, больших социальных групп.
Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы далеко не полностью относим к политике. Не принято, например, относить к политической сфере организацию дорожного движения, уборки мусора и т.п. Только там, где государство реализует интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. Даже в государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое, хозяйственное).
Можно, таким образом, сказать, что объективными предпосылками политики являются государство и большие социальные группы с несовпадающими интересами. Чтобы из этих предпосылок возникла реальная политика, необходимо, конечно, чтобы эти интересы были кем-то артикулированы и агрегированы. Т.е. необходимы субъекты политики - политические лидеры и институты.
А что такое система?
Вообще системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, отношения между которыми порождают системное качество, - такое качество, которое выделяет данную совокупность в окружающем мире, устанавливает ее границу со средой. Именно системное качество (его называют еще интегративным качеством системы) позволяет говорить о наличии системы и определить ее структуру: входящие в ее состав элементы приобщаются к этому качеству только в составе данной системы. Так совокупность людей, соединенных родственными связями, образует репродуктивную систему, называемую семьей, а ее «элементы» - члены семьи - приобретают в ней качества быть отцом, братом, сыном и т.п. В производственном коллективе эти качества отходят на второй план, и его члены, как элементы новой системы, приобретают качества, связанные с реализацией общей производственной функции, - быть рабочим, инженером, менеджером и т.д.
Все же, что не имеет отношения к образованию системного качества, - это окружающая систему среда, в отношениях с которой это качество проявляется. Система находится в состоянии постоянного взаимодействия со средой как с источником, с одной стороны, необходимых ресурсов, с другой - опасностей для своего существования.
Отсюда следует, что системное рассмотрение объекта предполагает:
Ø определение и исследование системного качества;
Ø определение образующей систему совокупности элементов;
Ø установление и исследование связывающих эти элементы отношений, - внутренних функций системы;
Ø исследование среды, ее структуры и свойств, существенных для системы;
Ø установление и исследование отношений, связывающих систему со средой, - ее внешних функций.
Системное исследование предполагает также четкое определение ракурса, в котором рассматривается исследуемый объект. От этого зависит и определение системного качества, и совокупность элементов, и функции. Человек, к примеру, по-разному предстает в глазах хирурга, психолога или социолога.
В политике всё вращается вокруг политической власти. И понятие политической системы используется лишь там, где эта власть существует. Мы можем рассматривать политическую власть как интегративное качество политической системы. Тогда политическую систему в самом общем смысле можно определить как совокупность элементов общественной структуры, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих элементов. Часто под политической системой понимают совокупность различных политических институтов и нормативных основ их деятельности. В более конкретной форме это понятие определяется в зависимости от используемого подхода.
Использование понятия «политическая система» позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «Окружающей средой», и одновременно установить наличие связей между ними.
Термин «политическая система»стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Политологи разработали несколько моделей позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем.
Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания– определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества. Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.
Понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «политическая система».
Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.
Д. Истон рассматривает политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, реагирующий на поступающие импульсы извне. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав понятия «вход» и «выход».
На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.
Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решенияимеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.
Политическая система – общества это целостная, властно-упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм, ценностей и традиций общества.
Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.
Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства.
Оно включает также разнообразные формы политического участия субъектов, преследующие совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей во имя тех или иных интересов, направленных на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействия ей.
Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией её содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Политическая система характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Верховенство политической системы по отношению к другим общественным сферам. Именно с её помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в её рамках решения обязательны для всего общества и каждой её подсистемы. Основная функция политической системы – мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.
2. Обусловленность или зависимость политической системы от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.
3. Политическая система относительно самостоятельна. Она также в определенной степени формализована, т.к. отношения в её рамках обычно регулируются правовыми и политическими нормами.
2. Структура политической системы.Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема– это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема–комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.
Структура:
1. политические институты образуют материальную основу, каркас всего здания политической системы, её властно-управляющих структур;
2. политические нормы регулируют политические отношения в рамках существующей политической системы;
3. политические отношения представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между элементами политической системы;
4. политическое сознание опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей политической системы;
5. политическая культура обуславливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;
6. политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;
7. политическое участие выражает соответствующую степень поддержки политической системы или оппозиции к ней со стороны граждан.
Политическая система общества – это целостная, сложна, вероятностная и открытая система. Для неё характерно следующее:
1. Адаптация. Она направлена на установление отношений между системой действия и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения, из внешних систем необходимых для неё ресурсов, их усвоении, изменении в соответствии потребностям, в отдаче в обмен своих собственных продуктов. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.
2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их достижения.
3. Интеграция, которая состоит в координации элементов системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных изменений и разрушений.
4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их действия в соответствии со своими нормами и ценностями. Сущность политической системы наиболее полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих её компонентов и особенностей их функционирования.
Функции политической системы Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Политическая система решает следующие задачи: воастно-политическое опосредование социальных интересови взаимодействий; выражение, определение и согласование интересов индивидов и их общностей. Призванные выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического участия конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы; политическое руководство, осуществляемое на основе более или менее оптимального и справедливого сопоставления интересов путем выработки целей и программ развития общества; интегративная. Нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, предоставляющих различные интересы на основе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества.; социально-преобразующая , направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.
В современной политической науке существуют следующие основные классификации функций политической системы.
Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.
В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.
Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от «входа» и «выхода». На «входе» выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На «выходе» четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.
Вторая группа включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.
Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На «входе» он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На «выходе» три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.
Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие:
Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.
Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.
Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.
Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.
Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
Политическая система общества обладает рядом свойств и возможностей:
1. Экстракционная возможность – это её способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относится вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих. Партийных и общественных активистов. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей необходимые ресурсы.
2. Регулирующая возможность – это её способность управлять, регулировать и координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не только мерами прямого принуждения. Нои через косвенные механизмы воздействия6 учет традиций, общественного мнения.
3. Дистрибутивная возможность политической системы –это её способность перераспределять произведенный национальный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидам и социальным группам различных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные программы развития и т.п.
4. Реагирующая возможность политической системы – это её реактивная способностью. Благодаря которой, система «отвечает» на воздействие окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами.
3. Типологии политических систем. В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. В литературе выделяют следующие показатели степени открытости политических систем:
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоатлитарную.
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы. Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.
Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую.
Демократический тип политической системы характеризуется широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса; участии в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства; парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху; демократической политической культурой. Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех. Авторитарный тип политической системы отличается концентрацией всей политической власти в руках одного центра; максимальным расширением компетенции исполнительной власти; ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов для применения власти; жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановки и перемещения руководящих кадров всех уровней по воле высшее власти и неподотчетных «низам» и др.централизация власти. Исключение выборности представленных органов, лимитация деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежным атрибутом авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы. Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом. Вплоть до образа жизни, поведения, мышления каждого человека. Черты политической системы тоталитарного типа: сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта); создание механизма властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной; подчинении всех политических институтов и властных структур правящей партии и её лидеру; тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой – либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан; навязывание обществу одной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критике руководства, тотальный партийно - политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации; социально - политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества; правящей элиты и масс, партии и народа. Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем официальной тоталитарной политической культуры. Формирование, функционирование эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением представляется как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия. Политическая система развивается через смену различных форм её бытия и социальных условий, во взаимодействии с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует цепь её состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в результате взаимодействия субъектов политики по поводу, например, выработки политической линии государства, необходимой модели развития общества и организации политической системы, реформы её структуры власти, отношения к социально значимым событиям и проблемам внутренней и внешней политики и т.д. В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического руководства и власти в целом, кризис господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных проблем и.т.д.
Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния, где новая доминанта выражена еще не вполне четко.