Кризис «проникновения» власти

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия, приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т.е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества.

53. В чем, по мнению авторов, проявляется «кризис проникновения» в политике? К чему приводит соперничество властных групп за ресурсы власти в условиях модернизации?

54. Укажите любые два обстоятельства, влияющие на снижение эффективности принимаемых властью политических решений, на которые обращают внимание авторы.

55. Какие последствия возможны, по мнению авторов, в случае ненадлежащего исполнения политических решений? Приведите любые два последствия.

56. Что понимают авторы под рациональной организацией власти? Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и понимание социальных реалий укажите по два проявления прерогатив центральной власти и полномочий местных властей.

57. Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

58. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «из­би­ра­тель­ная си­сте­ма»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­тур­ных ком­по­нен­тах из­би­ра­тель­ной си­сте­мы, и одно пред­ло­же­ние о типах из­би­ра­тель­ных си­стем.

59. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «из­би­ра­тель­ная си­сте­ма»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях(-и) вы­де­ле­ния типов из­би­ра­тель­ных си­стем, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти ма­жо­ри­тар­ной си­сте­мы.

60. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийной системе.

61. В стране Z правительство формируется политической партией (блоком партий), победившей на выборах. Депутатские места (мандаты) распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий, преодолевших 7-процентный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Назовите два достоинства и два недостатка данной избирательной системы.

62. В стране Z в ходе парламентских выборов избирателям был представлен список партий, из которого они могли выбрать ту партию, чьи идеи и программы отвечают в большей степени их интересам. В результате голосования победила партия, которая на выборах в парламент набрала наибольшее число голосов избирателей. Какой тип избирательной системы существует в стране Z при выборах в парламент? Назовите любой другой тип избирательной системы.

63. Из­вест­но, что мно­гие де­мо­кра­ти­че­ские стра­ны столк­ну­лись с про­бле­мой низ­кой явки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры. Не­ко­то­рые стра­ны вво­дят спе­ци­аль­ные санк­ции (на­при­мер, штра­фы) в от­но­ше­нии таких из­би­ра­те­лей, дру­гие счи­та­ют явку на вы­бо­ры пра­вом из­би­ра­те­ля, ко­то­рым он может и не поль­зо­вать­ся. Пред­по­ло­жи­те, ка­ки­ми могут быть при­чи­ны низ­кой явки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры? На­зо­ви­те три при­чи­ны.

64. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Типы из­би­ра­тель­ных си­стем» . Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

65. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Из­би­ра­тель­ное право и из­би­ра­тель­ный про­цесс в РФ». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

66. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Политология: «Тоталитаризм – образ правления, при ко­то­ром мо­раль вхо­дит в ком­пе­тен­цию власти». (А.Н. Круглов)

Политология: «Власть может пе­ре­хо­дить от од­но­го мень­шин­ства к другому, но ни­ко­гда к большинству». (Г. Моска)

Политология: «Демократия озна­ча­ет воз­мож­но пол­ную сво­бо­ду личности, сво­бо­ду её исканий, сво­бо­ду со­стя­за­ния мне­ний и систем». (П. И. Новгородцев)

Наши рекомендации