Тема 1. Политика как объект политологии.

Наличие правильных и ясных представлений о политике –

условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания. Место политики в обществе, ее структура, функции, особенности, понимание того, кто является субъектами политики – об этих и других проблемах пойдет речь в настоящей теме курса.

Цель: дать представление о политике как социальном явлении, ее особенностях, функциях, взаимосвязи с другими общественными сферами.

План

1. Понятие политики, многообразие подходов к определению политики.

2. Структура, уровни и функции политики.

3. Связь политики с другими общественными сферами.

1. Понятие политики, многообразие подходов к определению политики. Изучение любой науки начинается с определения объекта и предмета этой науки. Объект любой наукиэто то, на что направлено ее исследование, что, противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки -часть объекта, которая определяется спецификой данной науки.Что же является объектом политологии? Термин«политология»образовано на основе двух греческих слов греческих слов:«politike» – государственные и общественные дела, и «logos» - слово, знание, учение. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из этимологии слова «политология» вытекает, что объектомданной науки являетсяполитика. Объектом политологии является вся политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика – одна из важнейших сфер человеческой деятельности, которая выделилась еще на ранних стадиях развития общества. Множество различных факторов, непосредственно к ней не относящихся, оказывают на нее огромное влияние. Это экономические, социальные, исторические, географические, религиозные и другие факторы. Понятие «политика» многозначно, носит синтетический характер и имеет много применений. Им обозначают: - различные сферы политики (внутренняя, внешняя политика, экономическая, социальная, образовательная политика); - уровни политики (региональная, федеральная политика); - политические цели (политика мира, политика разрядки, оборонная политика); - носителей политики (политика правительства, политика оппозиции); - способы политических действий (политика компромисса, политика насилия). Таким образом, в науке нет однозначной трактовки этого сложного феномена. Есть целый ряд определений, которые объясняют это явление с различных позиций. Наиболее важными из них являются следующие. Политика – это сфера деятельности определенных общественных институтов и структур общества (государства, партий, общественных организаций и движений) – (институциональный подход).  
Политика– это форма общения людей, способ коллективного существования человека (антропологический подход). Политика – это деятельность по достижению коллективных целей (телеологический подход). Политика – это наука и искусство. Это сфера, требующая не только знаний, но и мастерства политических компромиссов, лавирования, искусства влияния на большие массы людей. Каждый из этих подходов имеет свое рациональное зерно, а взятые вместе, они дают более или менее полное представление о политике как особой сфере человеческой жизни. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение политики: Политика – это сфера деятельности, связанная с от - Какому из этих подходов к определению политики вы отдаете предпочте- ние и почему?
ношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. (См. Решетников С.В., Подкопаев В.В. Политология.  
Курс лекций. Мн., 2004. - С. 21.) Рассмотренные определения не исчерпывают всего многообразия подходов, позволяющих раскрыть сущность политики как социального явления, но вместе с тем, позволяют дать представление о таком сложном общественном феномене. 2. Структура, уровни и функции политики. В структуре политики выделяют три измерения:  
- Институциональный – совокупность политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. - Нормативный – совокупность ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. - Процессуальный – система действий и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством. Изучая феномен политики, необходимо остановиться на таком вопросе, как классификация политики. На конкретных примерах покажите институциональный, нормативный и процессуальный элементы политики.
По критерию различения сфер общественной жизни выделяют: внутреннюю и внешнюю политику. Соответственно внутренняя политика делится на экономическую, собственно по -  
литическую, социальную и духовнуюпо отраслевому принципу: - Экономическая: политика в области промышленности, транспорта, аграрная, торговая, финансовая. - Социальная: жилищная, пенсионная, в области здравоохранения, образования. - Собственно политическая: государственно – административного строительства, партий, профсоюзов; - Духовная: в области культуры, искусства, печати и др. Приведите примеры внутренней политики белорусского государства.
Выделяют такжеуровни политики: 1. Макроуровень: политика государства, высших государственных органов власти. 2. Мезоуровень: политика учреждений регионального, областного и районного масштабов. 2. Микроуровень: политика партий, общественных объединений. 3. Мегауровень: политика на уровне международных отношений. По масштабности выделяют стратегическую(долговременную) и тактическую(текущую) политику.  
Назовем следующие функции политики: - функция целеполагания;  
- функцияформирования политического властвования; - мобилизационная функция; - организационная функция; - интеграционная (объединительная) функция; - распределительная функция (директивное распределение дефицитных в обществе ценностей);  
- регулирующая функция (предотвращение конфликтов и регулирования возникающих в обществе противоречий); - функция социализации личности. Объясните функции политики.
.3.Связь политики с другими общественными сферами. Следует отметить, что во всем своем многообразии мир политики – это социальная реальность, тесно связанная с другими общественными сферами. Рассматривая взаимосвязь политики и экономики, необходимо подчеркнуть, что экономика выступает по отношению к политике как ее материальная основа. Политика проявляет себя  
как сознательное использование экономических законов. Хотя обе эти сферы отличаются нелинейностью развития, каждая из них в определенные периоды может выступать на первый план и становиться определяющим фактором по отношению к другой. В том случае, если политика и экономика действуют в одном направлении, экономика развивается успешно. Если же они движутся в противоположных направлениях – такая политика терпит крах и перестает соответствовать тенденции общественного развития. Политика выступает средством решения экономических вопросов. Исторический опыт показывает, что недооценка роли Какие приоритеты в политике требуются сегодня для успешного развития экономики Беларуси?
политики приводит обычно к стихийности, пассивному выжиданию. Нельзя и переоценивать роль политики. Вера во всесилие политики (лозунг: «политика – командная сила») проявляется в произволе, субъективизме, авантюризме, игнорировании объективных законов исторического процесса и ведет к политическим провалам. В то же время примат экономики над политикой вызывает анархию общественной жизни, безнравственное использование экономических средств влияния на политику и, в конечном счете, также приводит к экономическим и политическим кризисам. Разрыв естественных связей между политикой и экономикой противопоказан для общественного развития. Связь политики и морали. Иногда политика берется диктовать обществу выгодные ей на том или ином этапе общественные нормы. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность всегда выступала оппонентом политики, давала оценку политическим взглядам и концепциям, действиям и мотивам поведения людей в политической сфере. Политические программы рассматривались ею как «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «нечестные» и т.д. Сегодня в основе оценки нравственности политики лежит ее соотнесение с общечеловеческими ценностями. Политика «двойных стандартов», имеющая место в современных международных отношениях, является по своей сути безнравственной. Можно выделить четыре основных варианта взаимодействия между моралью и политикой. 1. Подчинение моралью политики. Этот подход означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах использовать высоконравственные средства. Такой подход разделяют христианские демократы. 2. Подчинение политикой морали (макиавеллизм, принцип «цель оправдывает средства».) Данный подход освобождает политику от нравственных оценок. Его родоначальником является Н.Макиавелли, который выдвинул принцип «цель оправдывает средства». Он считал, что применение антигуманных, противоречащих нормам нравственности средств допустимо для «человечной» политической цели.  
3. Полный разрыв между ними (анархизм). С точки зрения анархизма (М. Бакунин), политика - это зло, а мораль - это добро. Политика связана с властью, а власть - зло, поскольку развращает как тех над кем осуществляется, так и тех, кто ею владеет. Анархисты выступали против государства как источника власти, а следовательно - зла. 4. Попытка сохранить взаимодействие морали и политики.Этот подход обосновал М.Вебер, который считал, что мораль должна учитывать особенности политики, в том числе ее право на насилие. Сегодня цивилизованные государства должны руководствоваться нравственными принципами в политической деятель- Покажите на примерах, как осуществляется взаимодействие морали и политики в реальной жизни.
ности. Связь политики и социальной сферы. С помощью полити -  
ческих средств осуществляется формирование социально- классовой и социально-демографической структуры общества. Так, в постсоветских странах предпринимаются меры, направленные на приоритетное развитие предпринимательства, фермерства и т.д. Существенно воздействует политика и на миграционные процессы, расселение населения, его плотность, воспроизводство. С другой стороны, социальная среда активно влияет на политику. Так, старение населения требует проведения такой политики, которая, Что делает белорус ское государство для укрепления социальной сферы?
с одной стороны, имеет адресную направленность по отношению к данной категории населения (пожилым), а с другой - ведет к изменению демографической структуры общества (стимулирование рождаемости, помощь молодым семьям, создание условий для трудовой деятельности молодежи и пр.)  
Характеризуя взаимосвязь политики и культуры, необходимо отметить, что культура во многом определяет политический облик общества, несмотря на то, что в истории есть примеры, когда народы, обладающие богатейшей культурой, поддерживали диктаторские режимы. Культура формирует облик гражданина, определяет его политическое поведение. Политика содействует развитию культуры через финансирование образования, науки, искусства, расширение доступа к духовным ценностям. Политика тесно связанас идеологией. Идеология задает цели политического развития, определяет те силы, опираясь на которые, можно решать поставленные задачи. Идеология служит теоретической основой политики, эффективным средством психологической мобилизации масс на реализацию властных решений независимо от того, опирается ли данная идеология на научные знания или демагогические лозунги. Идеология выступает мощным средством легитимации власти, интеллектуальным средством существования определенного порядка или его изменения. Политика, в свою очередь, – средство идеологического воспитания масс, в ней проявляется эффективность тех или иных политических идей и их реализации. Опираясь на знания, полученные при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства», покажите связь политики и идеологии на современном этапе развития общества.

& Литература





1. Андреев С.С. Политика как социальное явление. // Полис. 1997, № 6.

2. Бикбов А.Т. Мораль в политике: насилие над господствующими. // Полис. 2002, №4.

3. Борисенков А.Л. Об объекте политологии. // Весн. Брестского ун-та 2000. №3.

4. Вебер М. Политика как призвание и профессия. /Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

5. Ерохов И.А. О возможности политической морали. // Полис. 2002, №4.

6. Политическая наука на рубеже веков: Проблемно-тематический сборник. М., 2000.

7. Политическая наука: новые направления, под ред. Р. Гудина и др., М., 1999.

8. Соловьев А.И. Политический облик постсовременности очевидность явления // Общественные науки и современность. 2001, №5.

9. Гаман-Голутвина О.В. О столкновении морального и нравственного начал в российской политике. //Полис. 2005, №3

10. Челлен Р.О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства (Предисловие М.В.Ильина). //Полис 2005, №2.

Глоссарий

Понятие Его содержание
Политика Греч. «politikе» (государственные общественные дела) – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу власти, управления общественными процессами.
Объект науки То на что направлено ее исследование, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Предмет науки Часть объекта, которая определяется спецификой данной науки.
Объект политологии Это вся политическая действительность или политическая сфера жизни общества.
Мобилизация Лат. "mobiles" – подвижный. Приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели.
Интеграция Процесс объединения связей, сил, постепенное сближение, выравнивание уровней развития нескольких сторон.
Социализация личности От лат. «socialize» – общественный. Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
Политическая деятельность Воплощение социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических ролей.

ТЕСТ

1. Политика - это:

а) отношения между социальными общностями по поводу власти;

б) средство реализации коллективных целей;

в) сфера лжи, лицемерия, корысти;

г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов;

д) деятельность по управлению обществом;

е) постижение всеобщего блага;

ж) деятельность по обеспечению прав и свобод человека;

з) процесс подготовки и принятия важных для всего общества решений.

Наши рекомендации