Основной источник права – судебный прецедент.

Прецеденты принимаются в Англии только высшими судебными инстанциями: палатой лордов, судебным комитетом тайного совета, апелляционным судом и Высшим судом.

Другой источник – статут, принимаемый парламентом.

Структура права

Представляет собой разделение на общее право и право справедливости. Четких критериев различия между этими элементами нет.

Исторически сложилось, что в сферу действия права справедливости попали споры о недвижимости, банкротстве, наследовании.

К предмету общего права отнесли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности.

Страны: Англия, США, Канада, Австралия и др.

IV

Мусульманская правовая система.

Семья мусульманского права – совокупность систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия – Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан.

Отличительные черты:

· Один из главных источников права – религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман (Коран).

· Дуализм правовой системы – сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

Помимо вышеуказанного особенностями являются:

1. признание божественного происхождения права, а, следовательно, его обязательность и нерушимость.

2. переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаем.

3. вторичное значение нормативно-правовых актов.

4. незначительная роль судебной практики.

5. большой авторитет доктрин.

6. непосредственность применения права.

7. приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей соблюдения запретов.

Религиозной называется такая правовая система, в основе которой лежат религиозные нормы, т.е. правила поведения, обусловленные верой в высшее, могущественное и совершенное существо – Бога.

Основной постулат: «Бог всемогущ и все знает».

Религиозные нормы – нормы, направленные, прежде всего на поддержание самой веры, на установление особого религиозного порядка в обществе. Они исходят, по мнению верующих от Бога и содержатся в письменных источниках, которым приписывается божественное происхождение.

Религиозной правовая система является тогда, когда эти религиозные нормы определяют содержание правовых предписаний и, соответственно, правоотношений.

Наиболее ярким примером религиозной правовой системы является мусульманская правовая система.

Возникновение

Связанно с распространением мусульманской религии и непосредственно правил шариата (совокупность предписаний верующим в Аллаха).

В VIII – IX в. существенное влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (КАДИ), которые толковали Коран и формулировали новые правовые нормы.

В XIX в. во многих государствах мусульманское право начинает вытесняться европейским правом, в Турции – Романо-германским правом, в Иране, Пакистане, Ливии, Судане мусульманское право остается основным регулятором общественных отношений.

Норма права

в мусульманском праве – правила, адресованные Аллахом народу.

Источники:

- Коран (речи и проповеди Мухаммеда)

- Сунна (предания о жизни и поступках Мухаммеда).

- Иджма (общие решения исламских правоведов).

V

Обычное традиционное право.

Семья традиционного права – наиболее архаичная из существующих правовых систем.

Главная особенность – основной источник права – обычай, традиции.

Подобная правовая система сохранилась в ряде государств Африки, на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Африки, Индонезия, на островах Океании.

Особенности:

1. неписанный характер права.

2. основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, мифология.

3. Сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» и традиционной правовых систем. Признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи.

4. регулирование обычаями поведения коллектива, а не отдельного индивидуума.

5. коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом.

6. осуществление правосудия непосредственно потерпевшим, либо мудрецами, вождями (кровная месть).

7. архаичность многих обычаев.

8. уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях.

9. месть при тяжком преступлении.

Обычное (традиционное) право, социалистическая правовая система.

Правовая система обычного (традиционного) права строится на признании государством обычаев, т.е. правил, сложившихся естественным путем, в результате многократного повторения, вошедшие в привычку.

Обычай– наиболее древний источник права и сохранился в странах, в которых государство не в состоянии выработать для населения систему норм права и поэтому придает государственную обеспеченность обычаям.

Существование социалистической правовой системы является спорным. Многие исследователи считают, что социалистические страны входят в семью Романо-германского права и не имеют столь значимых особенностей, чтобы их отнести в самостоятельную систему.

Отличительными особенностями социалистической правовой системы считаются содержание и реализация правовых норм. Это направленность на централизованное, командно-административное управление экономикой, попытка урегулирования государством многих сфер жизни, доминирование публично-правовых институтов и сужение частноправовых институтов, преобладание императивного метода правового регулирования.

Например, Китай, Вьетнам, Куба.

Наши рекомендации