Глава 3. Манипуляция рейтингами как избирательная технология. Технология сбора подписей

Манипуляция рейтингами как избирательная технология

В по­ гоне за голосами избирателей используются не только «белые», но и так называемые «черные» технологии. Одной из таких технологий является технология манипулирования рейтингами кандидатов. Суть ее заключает­ся в искусственном завышении или занижении рейтингов кандидатов. Та­ кое предвыборное манипулирование рейтингами может в определенной степени изменить не только выбор избирателей, но и тактическую линию предвыборных штабов кандидатов. Приемы манипулирования рейтингами достаточно разнообразны.

Одним из таких приемов является фальсификация факта проведе­ния исследования. Однако прямое искажение результатов исследования встречается достаточно редко. Чаще используются более замаскирован­ные приемы. Например, перенесение результатов опроса какой-либо со­циальной группы на весь электорат. Довольно распространенным является прием манипулирования да­ той исследования. Примером его использования является публикация старых данных, которые выдаются за новые. Прием урезания информации предполагает публикацию одних дан­ных и умалчивание о других. Мы рассмотрели лишь некоторые приемы, которые используются в технологии манипулирования рейтингами. На самом деле таких приемов разработано достаточно большое количество. Бороться с использованием данных технологий очень сложно. Можно, конечно, как предлагают неко­торые специалисты, обязать СМИ публиковать не только рейтинги, но и подробную информацию об исследовании (кто проводил, когда, какова генеральная совокупность, какова ошибка выборки и т. п.). Но вряд ли можно

провести социологический ликбез всего электората, чтобы он смог разобраться во всех тонкостях социологического исследования.

Технология сбора подписей

Данная технология относится к ча­стным избирательным технологиям. Наличие определенного количест­ва подписей в поддержку кандидата является обязательным условием его регистрации в избирательной комиссии. Сбор подписей является достаточно трудоемкой работой, которую обычно выполняет команда кандидата или специально нанятые сборщики. Специалисты не реко­мендуют использовать для сбора подписей так называемых «профес­сиональных сборщиков», так как при такой процедуре сбора нет нуж­ного эффекта воздействия на избирателя.

Кампания по сбору подписей начинается после завершения кампа­нии выдвижения кандидатов, и сроки ее ограничены. Основными целями данной кампании являются не только сбор подписей, но и первичное представление кандидата избирателям, хотя полноценная реклама в этот период запрещена. Необходимо помнить, что конкуренты могут внедрить в команду сборщиков с целью фальсификации подписных листов своих людей. Поэтому в качестве сборщиков подписей необходимо привлекать только проверенных и надежных людей. Также специалисты рекомендуют для сбора подписей в организациях привлекать людей из данных органи­заций, а для сбора подписей на массовых мероприятиях лучше привлекать молодежь. Оплата работы сборщиков осуществляется в зависимости от средней зарплаты в регионе, от количества собранных подписей и осуще­ствляется только из избирательного фонда кандидата.

К началу сбора подписей должны быть подготовлены следующие материалы для сборщиков подписей:

• удостоверения сборщика подписей;

• подписные листы за кандидата;

• инструкция сборщику подписей (где содержатся требования за­ кона и окружной избирательной комиссии к подписным листам);

• необходимые телефоны и адреса на случай непредвиденных об­стоятельств;

• информация об избирательном округе; • маршрутное задание с указанием улиц и домов, где будет проводиться сбор подписей.

Для руководства группой сборщиков информации назначается руководитель, который знакомит их с процедурой сбора подписей, с за­конодательством, регулирующим данный процесс, с приемами разреше­ния конфликтов, возникающих в ходе сбора подписей, с условиями оп­ латы труда и т. п.

При определении мест сбора подписей необходимо учитывать гра­ницы избирательного округа. Чаще всего сбор подписей проводится на предприятиях, по месту жительства, на массовых мероприятиях, на улицах городов с помощью пикетов. Заполненные подписные листы необходимо сдавать в штаб два раза в неделю по мере их сбора. Это нужно для того, чтобы отслеживать ход сбора подписей. После этого наступает этап кон­троля подписных листов. Перед передачей подписных листов в избира­тельную комиссию необходимо проверить их по нескольким параметрам. Все подписные листы, которые прошли проверку на надежность собранных подписей, необходимо откопировать на ксероксе, что в дальнейшем может быть использовано для контроля на стадии регистрации кандидата. После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей, собранных в поддерж­ку кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу.

Вывод

Мы рассмотрели лишь некоторые из разработанных избирательных технологий. Надо отметить, что они позволяют привлекать избирателей на сторону кандидата лишь при грамотном их использовании. А это стано­вится возможным при комплексном их использовании в соответствии с научно обоснованными стратегией и тактикой избирательной компании, с учетом избирательной кампании конкурентов и процессов, проис­ходящих в сознании представителей целевой аудитории.

Достижение необходимого результата зависит от способности субъекта избирательного процесса реально оценить политическую ситуацию, возможности и ресурсы конкурентов, выбрать оптимальные способы реализации своего политического потенциала и способностей убедить и привлечь на свою сторону как можно большее количество избирателей.

В политических кругах широко известно такое выражение: «Нет плохих технологий, есть плохие исполнители!»

Список используемой литературы:

Бурина И. Ф «Избирательные технологии в современной политической коммуникации»;

Егорова-Гантма Е., Плешаков К. «Политическая реклама»;

http://uchebnikionline.com/politologia;

http://kulturoznanie.ru/politology/izbiratelnye-texnologii

Наши рекомендации