Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы

Раскол христианской церкви. Первоначально среди хри­стиан наибольшим авторитетом пользовался епископ Кон­стантинополя — патриарх. Ему подчинялось большинство епископов других городов и областей, среди которых самое

высокое положение занимали другие патриархи; одного из них (епископа Рима) называли папой (отцом). Рим же после завоеваний императора Юстиниана находился под властью Византии.

Однако с конца VI в. власть Византии стала ослабевать. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и умный прави­тель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Запад­ной Европы Церковь стала подчиняться папе римскому. Поз­же, в 756 г., возникло Папское государство.

По мере усиления влияния пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей),а вос­точную — греко-православной (истинной).Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям Церк­ви, а проповедники православия часто создавали письмен­ность для разных народов, чтобы все могли читать Священ­ное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а право­славные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии это рас­пространялось только на монахов.

Открытое столкновение между двумя вариантами христи­анства произошло во второй половине IX в. при папе Нико­лае I и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фо-тия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время этого спора Николай использовал якобы найденный им сбор­ник старинных документов. Из них следовало, что император Константин, переезжая в 330 г. в Константинополь, передал тогдашнему папе римскому власть над всей Церковью, а так­же светскую власть над западной частью Римской империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что все эти до­кументы — подделка.

Раскол между православной и католической церквями произошел в 1054 г.

По своему устройству католическая церковь напоминала феодальную лестницу. Низшим звеном были священникиприходов. Приход объединял жителей деревни или части го­рода, которые молились в одном храме.

Приходские священники избирали епископа — главу свя­щенников епархии (области). Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и по­сох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы под­чинялись римскому папе.

Клюнийская реформа. Монашеские ордена.Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монахов опре­делялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду: ра­ботали на полях, пасли скот, занимались торговлей и ремес­лом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, от­крывали школы и больницы.

Однако по мере роста богатств многие забывали о строго­сти и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше труди­лись сами и все больше жили за счет крестьян. Главы мона­стырей — аббаты — окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям.

Такое положение вызывало протест не только среди насе­ления, но и среди отдельных монахов. С конца X в. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы клюнийцев появились в других монастырях.

Клюнийская реформа затронула всю Церковь. Развивая ее основные положения, римские папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных еписко­пов. Служителям Церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства.

Клюнийская реформа значительно укрепила авторитет Церкви. Однако со временем в церковной среде вновь стали распространяться пороки, связанные с ростом богатств. Не­довольство существующим положением привело к возник­новению в XIII в. орденов нищенствующих монахов. Члены таких орденов давали обет нестяжательства. Они считали, что необходимо жить не в монастырях, а стран­ствовать и проповедовать людям учение Христа. Первым возник орден францисканцев. Его основателем стал италья­нец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к лю­дям и даже животным, добровольную нищету. Францискан­цы своим примером показывали всем возможность без­грешной жизни. Другим крупным объединением нищенству-

ющих монахов стал орден доминиканцев, возникший в Ис­пании. Доминиканцы прославились защитой католичества от ересей.

Борьба пан и императоров Священной Римской империи.В X в. правители Восточно-Франкского королевства (его ста­ли называть Германия) возглавили борьбу против опустоши­тельных набегов венгров. Они создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой феодальной лестницы. Вассалами короля являлись не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Германии От-тонI в 955 г. в битве на реке Лех окончательно разгромил венгров. Оттон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Также ему удалось установить особые отношения с Церковью. Он даровал ей многие льготы, однако присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и по­сох. Церковь в Германии фактически перешла из-под власти папы под власть короля.

В 951 г. Оттон I завоевал Ломбардию (Северная Италия) и, заключив выгодный для себя брак с ее правительницей, принял титул итальянского короля. В 961 г. под видом по­мощи папы Иоанну XII, лишившемуся власти под давлением знатных людей Рима, Оттон совершил поход в Среднюю Ита­лию и разгромил врагов папы. В феврале 962 г. папа короно­вал Оттона императорской короной. Так произошло воссозда­ние империи, которую позже назовут Священной Римской империейгерманской нации.

В результате римские папы оказались в полной зависимо­сти от императоров. Некоторые служители Церкви стреми­лись изменить ситуацию. Именно они и стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально императоры поддер­живали начинания, поскольку хотели повысить уважение к Церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укре­пив Церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. В 1059 г. на Латеранском соборе был при­нят декрет, согласно которому в избрании пап отныне могли участвовать лишь кардиналы. Император и светские магна­ты от участия в выборах отстранялись.

В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и молодым императором Свя­щенной Римской империи Генрихом IV развернулась от­крытая борьба за право назначения на церковные должности {инвеститура). Эта борьба продолжалась и позже, при их преемниках. В конце концов папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем

императорская власть в Германии ослабла, а Италия факти­чески отпала от империи.

В XIIв. власть римских пап резко возросла. Слово духо­венства было законом и для простого человека, и для феода­ла, и для короля. Попытки некоторых правителей противо­стоять папам были неудачны. В середине XII в. императором Священной Римской империи стал Фридрих Барбаросса. Онсумел несколько укрепить свою власть в Германии и по­пытался вновь подчинить Италию, но его войско было раз­бито в битве при Леньяно в 1176 г. ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Авторитет пап стал не­пререкаемым. Самым могущественным из них являлся папа Иннокентий III (1198 — 1216). Онназывал себя наместни­ком Иисуса Христа на Земле, свергал и назначал императо­ров и королей, по его призыву начинались войны. Папа ста­рался обуздать усобицы феодалов и столкновения между хри­стианскими странами, а все силы направить на борьбу с ере­тиками и мусульманами.

Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена.Прекра­щение к началу XI в. набегов на Европу кочевых племен спо­собствовало успешному хозяйственному развитию и быстро­му росту населения. Однако к концу XI в. это вызвало острую нехватку земли для ведения сельского хозяйства. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех не­счастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим спосо­бом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины турками-сельджуками, отличавши­мися нетерпимостью к немусульманам, паломничество туда стало почти невозможным. По этой причине все большее рас­пространение в Европе получала идея похода против мусуль­ман для освобождения священных реликвий. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей как феодалов, так и крестьян. Многие мечтали и о богатой добы­че, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участни­ки похода украшали свою одежду и доспехи крестами — от­сюда и его название.

В Первом крестовом походе (1096— 1099гг.) участвовали как феодалы, так и крестьяне.

Крестоносцы отвоевали у турок-сельджуков Иерусалим, который стал столицей Иерусалимского королевства. Вас­сальными частями нового королевства вскоре стали графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Одна ко по прошествии короткого времени европейцы начали те­рять свои владения, так как мусульманские правители не желали мириться с властью «неверных». Не помогли предот­вратить подобное развитие событий и семь новых крупных крестовых походов. Во время Четвертого крестового походакрестоносцы напали на Византию и в 1204 г. взяли Константи­нополь. На захваченных землях возникла Латинская им­перия, и лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Ви­зантии Никейской империи удалось освободить Констан­тинополь. Но своего могущества Византия уже так и не вос­становила.

Для борьбы с мусульманами при поддержке пап в Палести­не были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в них становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет зе­мель, принадлежавших орденам в Палестине и Европе. Они отличались от обычных воинов своей дисциплинированностью. Однако с ростом богатства члены орденов перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Утверждали даже, что тамп­лиеры тайно отреклись от христианства.

Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187г. султан Салах-ад-Дин (Сападин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291г. пала последняя кре­пость крестоносцев в Палестине — Акра.

Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые по­ходы имели для Западной Европы и положительное значе­ние. Они способствовали знакомству европейцев с более вы­сокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Уход из Европы части наиболее воинственных феодалов и их гибель в походах способствовали усилению в ряде стран королевской власти.

Ереси и борьбас ними.Ереси, т.е. отклонения от церков­ных догматов, возникли еще во времена становления христи­анской церкви. Однако с конца XII в. они усилились. Ерети­ки (последователи ересей) указывали, что многие священни­ки, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, погрязли в распутстве, вмешиваются в дела государства. Они призывали вернуться к устоям ранней хри­стианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.

Некоторые еретики (например, альбигойцы) учили, что миром правят две равные друг другу силы — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми Бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слуга­ми дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон. Были еретики, которые выступали за равенство людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлага­ли поделить поровну все имущество.

Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, недовольные претензиями пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Ита­лии и юге Франции еретики составляли большинство населе­ния. Здесь истребляли духовенство и создавали свои церков­ные организации.

Служители католической церкви осуждали ереси в пропо­ведях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые в ересях подлежали аресту, допросу с приме­нением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, часто жалевших своих подданных, папы созда­ли церковный суд — инквизицию (от лат. inquisitio — рас­следование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвер­гался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало публичное сожжение на костре. Иногда сжи-

гали разом до ста и более человек. Помимо еретиков инкви­зиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дья­волом, — ведьм и колдунов. Из-за этих нелепых обвинений сотни тысяч женщин погибли на кострах. Имущество осуж­денных делили между церковью и местными властями. Поэто­му от инквизиции нередко страдали богатые горожане.

Против областей, где еретиков было очень много, устраи­вали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против альбигойцев при папе Иннокентии III.В ходе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.

Упадок папства.После Иннокентия III могущество папства снова пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был еще более подорван в ходе борь­бы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV Красивым и последующим затем авиньонским пленением пап. Более полувека (с марта 1309 г. по январь 1377 г., с перерывом в 1367 —1370 гг.) папы жили в городе Авиньон на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий рас­кол в католической церкви. В течение сорока лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы.

Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417 г. там был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему произошел раскол в христианской церкви? Перечисли­
те главные отличия между католической и православной церк­
вями.

2. Что такое Клюнийская реформа? Каковы были ее цели и по­
следствия?

3. Как возникла Священная Римская империя? Что стало причи­
ной борьбы между папами и императорами? Чем закончилась
эта борьба?

4. В чем состояли причины крестовых походов? Каковы были их
результаты? Почему крестоносцам не удалось удержаться на
Востоке? Каковы были последствия крестовых походов для
дальнейшего развития Европы?

5. Кто такие еретики? Как католическая церковь боролась с ере-

сями !

6. Какие признаки позволяют говорить об упадке папства в XIV в.?

7. Используя дополнительную литературу, напишите биографи­
ческий очерк об одном из религиозных деятелей средневековой
Западной Европы.

Наши рекомендации