Борьба русских княжеств с иноземной агрессией в XIII в.

Рабочая программа курса

«Отечественная история с древнейших времен до конца XX в.»

Часть 1

Введение

Цели и задачи курса «Отечественная история». Значимость понимания основных закономерностей исторического процесса вне зависимости от конкретной сферы и уровня профессиональной деятельности. Российские исторические школы и их представители. Дискуссионные проблемы отечественной истории. История России неотъемлемая часть всемирной истории. Проблемы методологических подходов к истории (цивилизационный, формационный)

Зарождение и развитие древнерусской государственности

Восточные славяне в древности: проблема происхождения. Индоевропейская языковая семья. «Великое переселение народов» и распад славянского единства. Догосударственная Русь: расселение и союзы восточных славян, их занятия, верования, соседи.

Древнерусское государство – Киевская Русь. Образование государства у восточных славян. «Норманисты» и «антинорманисты» о причинах происхождения Древнерусского государства.

Начальный период в истории Киевской Руси. Основные направления внутренней и внешнеполитической деятельности первых древнерусских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Религиозно-политическая деятельность Владимира I. Реформа язычества и причина ее неудачи. Предпосылки крещения Руси на государственном уровне в конце Х в., причины выбора восточного варианта христианства. Всемирно историческое значение крещения Руси. Древнерусская духовность как итог христианизации Руси: проблема «двоеверия».

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.). «Триумвират» Ярославичей – борьба за политическое наследие отца. Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.) – временное восстановление государственного единства.

Социально-экономический строй: характеристика основных категорий населения по «Русской Правде». Историки о месте и роли рабства, феодальной зависимости, отношений военной демократии в социально-экономической и политической системе Руси. Зарождение феодального землевладения и хозяйства. Характеристика вотчинного хозяйства по «Русской Правде». Сельская община по «Русской Правде»: эволюция сельской общины. Древнерусский город

Русские княжества

В эпоху политической раздробленности

Период раздробленности на Руси (2-я треть XII – начало XVI вв.). Причины и предпосылки раздробленности. Сравнительная характеристика природно-климатических, социально-экономических и политических условий развития основных центров удельной Руси в домонгольский период (Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество).

Борьба русских княжеств с иноземной агрессией в XIII в.

Монгольские племена на рубеже XII – XIII вв. Чингиз-хан и создание Монгольской империи, завоевательные походы. Битва на Калке: первое столкновение русских дружин с монголо-татарами. Причины и значение поражения. Нашествие Батыя на Русь и Восточную Европу. Причины и последствия поражения древнерусских княжеств. Установление политической и экономической зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Понятие «ига».

Борьба Северо-Восточной Руси против экспансии с Запада. Эпоха крестовых походов в Западной Европе: основные направления. Орден меченосцев, завоевание Прибалтики. Ливонский орден, агрессия против Новгорода и Пскова. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед над европейскими феодалами-рыцарями. Историки об общерусском значении религиозно-политической деятельности Александра Невского.

Рабочий словарь:

Антинорманизм –критика норманизма и неонорманизма, сведения истоков государственности на Руси и этноса «русы» однозначно к варягам-скандинавам. Не отрицая участие скандинавов в политических событиях на пути из варяг в греки, антинорманизм против преувеличения этого участия. Начиная с В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова сторонники антинорманизма подчеркивали и подчеркивают проявление отечественной государственности в Скифии и Сарматии, Готии и Гуннии, Боспорском царстве и Приазовской Болгарии, Тюркском каганате и Хазарии, «северных архонствах» раннесредневековой Византии. Варяги-наёмники могли иметь полиэтничное происхождение, где велика была роль и собственно славян. На десятках конкретных фактов показывается ошибочность сведение средневековой Руси (как этноса и государства) к одним скандинавам.

Бояре- в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X - начала XI вв. некоторая часть варягов - воинов-дружинников - оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати, происходил процесс их ассимиляции. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути «из варяг в греки», т.е. между Скандинавией и Византией.

Великая Яса – свод постановлений, обнародованных Чингисханом. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст полностью не сохранился и известен нам фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII в.

Вече - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах XI-XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до начала XVI в. Исполнительными органами вече были 2 выборных сановника - посадский и тысяцкий.

Воевода- военноначальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV - начала XVIII вв.); города (сер. XVI в. - 1775 г.); провинции (1719-1775 гг.).

Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости.

Вотчина- древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась по характеру в XVI-XVII вв., в начала XVIII в. окончательно слилась в один вид. С этого времени вотчина, поместье, имение - полные синонимы. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. В более широком смысле вотчина - это собственность и полномочия, унаследованные от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, родословная, политическая власть. Именно это, расширительное толкование термина, дает ключ к пониманию вотчинного уклада и вотчинного характера русского государства.

Город- экономический, политический и культурный центр. Немецкий социолог, историк, исследователь западноевропейской цивилизации, Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) считал, что городу присущи 5 составляющих: 1) крепость с гарнизоном; 2) рыночная площадь; 3) резиденция автономного суда; 4) корпорация с юридическим статусом; 5) самоуправление. С точки зрения российской монархии, город - это любой населенный пункт, вне зависимости от размера и хозяйственной функции, в котором сидел воевода. Город - это военно-административная единица. По своей внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населенных пунктов, были немногочисленны и редконаселены.

Гривна- денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.). В XV в. вытеснена рублем.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

Духовенство - люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Евразийство - одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах - Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли - Евразии. Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В. Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С. Трубецким, политологом П.Н. Савицким, философом Л.П. Карсавиным, ученым Г.В. Вернадским, музыковедом и публицистом П.П. Сувчинским. Ядро их теории - в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия - это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилизацию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее самобытности и роли. Продолжил исследование евразийской истории Л.Н.Гумилев (Древняя Русь и Великая степь; От Руси к России и др. труды). Бурное возрождение идей евразийства произошло в 1990-е гг. в связи с изменением геополитической ситуации.

Евразия- континент с суперэтносом в центре. За историю своего существования объединялась три раза. Сначала это были тюрки, создавшие каганат, который объединил земли от Желтого моря на Востоке до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем после периода полного распада инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила таким образом «наследницей» тюркского каганата и монгольского улуса.

Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингис-хана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века. Сепаратистские тенденции, смуты, неудачи в столкновениях с войсками Тимура, а затем с войсками русских князей предопределили распад Золотой Орды на несколько ханств.

Иерарх(греч.) - высший священнослужитель, в православии - архиерей.

Князь- руководитель политического образования, удела. Представитель феодальной аристократии IX-XVI вв. До XVIII в. звание «князь» было только родовым, позже титул стал жаловаться царем высшим сановникам.

Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.

Митрополит – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монастыри. Монашество появилось на Руси вместе с христианством. В конце XII в. было 70 монастырей (в том числе, в Киеве - 15, в Новгороде - 20). В конце XIII в. их насчитывалось уже около 100. Как правило они строились в городах или их ближайших окрестностях. С XIV в. начинают распространяться «пустыни» - монастыри вдали от городов. В XIV- XVI вв. было построено 104 городских и пригородных монастыря и 150 пустынных. Таким образом, количество монастырей к концу XVI в. составило более 350. Это способствовало расширению колонизации новых земель, развитию культуры. Монастыри владели большим количеством земли, покупали ее, проводили другие операции по ее приобретению, давали деньги в долг пол проценты. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, упадку дисциплины в них, что стало общим явлением в XVI в. Нарушалось экономическое равновесие государства. Необходимо было преобразовать жизнь монастырей и упорядочить отношения церкви с государством. В решении этого вопроса наметились две линии: Нила Сорского («нестяжатели») и Иосифа Волоцкого («осифляне»). «Нестяжатели» выступали против крупного церковного землевладения. Их поддерживали влиятельные бояре, которые видели в церковных землях источник для «испомещения» дворянства (поместье). Однако, великокняжеская власть была вынуждена считаться с церковью. Собор 1503 г. окончился поражением «нестяжателей». В середине XVI в. 1/3 населенных земель принадлежала церкви. Решения церковного собора 1551 г. (записанные в книге из 100 глав -»Стоглав») были компромиссом между «осифлянами» во главе с митрополитом Макарием и нестяжательным окружением правительства Адашева и Сильвестра при Иване Грозном. Решения Стоглава: провозглашена незыблемость права духовенства на землю; аннулированы пожалования монастырям после Василия III; запрещена покупка земли монастырями; запрещено без царского ведома передавать земли церкви, нельзя основывать новые слободы церкви в городах; проведена унификация обрядов.

Монгольская держава (у Л.Н.Гумилева – «Великая Степь») – государство от Тихого океана до Дуная и от Ледовитого океана до Закавказья, империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века. Включала в себя несколько улусов: Великого хана (ставка - Каракорум), Чагатайский (Средняя Азия), Хулагу (Закавказье, юг Каспия), Джучи (Золотая Орда). Распалась в конце 14 века.

Москва - основана в 1147 г. До середины XIII в. Москва входила в состав Владимирского княжества, в 1263 г. получает самостоятельность и вокруг нее начинается объединение русских земель. Особенно поднялась роль Москвы в период княжения Ивана Калиты (1328-1341 гг.). Город становится политическим и религиозным центром Руси.

Наместник– должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Норманская теория– система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века З. Байером, Г.Ф. Миллером, А. Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина «русь» и династии киевских князей. Противоположное течение – антинорманисты (М.В. Ломоносов).

Община- традиционная основная форма организации труда в русской деревне. В организационном плане - это один из трех главных институтов русской сельской жизни; легальное учреждение, связанное коллективным соглашением о распределении среди ее членов земли и налогов. В начале XX в. 77,2% сельских дворов в 50 европейских губерниях России было охвачено общиной.

Окольничий- придворный чин и должность в Русском государстве - XIII - начала XVIII вв. Возглавлял приказы, полки.

Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения. Существуют различные подходы к характеристике взаимоотношений Руси и Орды. Одни ученые полагают, что иго- катастрофа для Руси: затормозилось складывание феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, произошел разрыв отношений с Европой, деформировалась российская государственность и т.п. Другие ученые полагают, что ига как такового на Руси не было. Не изменился политический строй и система управления, осталась идеологическая независимость, развивались производство и обмен. Размеры ущерба, нанесенные ордынцами, преувеличены. Существовала взаимная связь и взаимовлияние двух культур. Акцент делается на синтез цивилизаций и формирование евразийской культуры. Само «иго» представляется мифом. В новейшее время последняя точка зрения получила развернутую характеристику в работах Л.Н. Гумилева.

Патриарх- высший титул главы самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Наибольшего могущества власть патриарха достигла при Никоне (XVII в.). Никон, добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем. С этого времени происходит постепенное подчинение патриарха светской власти, что завершилось при Петре I. В 1721 г. он ликвидировал сан патриарха, а церковными делами стал руководить Синод. Чин восстановлен в 1917-1918 гг.

«Повесть временных лет» - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

Посад- община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе.

Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

Посадские люди - в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.

Православие- одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.

«Русская правда» - основной закон Киевской Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава Мудрого», 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к «Правде Ярослава». «Устав мостником». «Покон вирный».

3. «Правда Ярославичей» - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

Русь (Русская земля) - первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до начала XII в. название Киевской Руси. В XII-XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь, а название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего древнерусского государства (Владимиро-Суздальская, Муромо-Рязанская земля, Московское княжество).

Рюриковичи– потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главеДревнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Стол- в Древней Руси княжеский престол.

Сторожи - на Руси пограничные наблюдательные пункты.

Феодализм – общественный строй средневековых государств. Как термин, так и связанный с ним процесс до сих пор являются в исторической среде дискуссионными. В 30-40-х гг. XX в. доминировала «вотчинная» концепция генезиса феодализма (Б.Д. Греков и др.). В конце 40-х - начале 50-х годов XX века появляется другое направление, в соответствии с которым утверждается мнение о господстве в раннефеодальный период «государственных» форм феодализма (М.Н. Тихомиров и др.) Ряд современных историков, в том числе Р. Пайпс, считают, что на Руси не было феодализма в классическом понимании этого термина.

Формационный подход к изучению истории.История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе ее - определенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки. Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.

Холопы - в России в X - начала XVIII вв. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общине. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - начала XVIII вв. были «положены в тягло», т.е. слились с крепостными крестьянами.

Цивилизационный подход к изучению истории.В основе его заложена идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. В XX в. капитальным трудом, исследующим цивилизационный подход к изучению истории, была и остается работа А. Тойнби (1889-1975 гг.) «Постижение истории». В результате анализа многочисленных исторических фактов он приходит к выводу, что существовала 21 цивилизация. А.Тойнби анализирует генезис и упадок цивилизаций. Понятие цивилизации, по его мнению, базируется на двух основных столпах: цивилизация - это устойчивая во времени и пространстве (территории) совокупность людей с характерным способом производства, во-первых, и своеобразным нравственно-(духовно)-культурно-религиозно-этническим аспектом, во-вторых. Эти два столпа равновелики. Именно эта равновеликость в определении цивилизации и дает ключ к пониманию многих сложных проблем (например, национального вопроса). А. Тойнби выделяет западную цивилизацию, православную христианскую (Русь, Россия), исламскую, китайскую, индскую; цивилизации-спутники: иранскую, корейскую, японскую, юго-восточно-азиатскую, тибетскую.

Этногенез- процесс происхождения и развития этносов (происхождение народов).

Этнология (этнография) - народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и взаимоотношения народов.

Этнос- естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам. Этнос - устойчивая социальная группа людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда обозначает несколько народов (славянский этнос) или часть внутри народа.

Язычество - традиционные верования древних славян (дохрис-тианские), включающие в себя мифологию, магию, обрядность. Мифологическая часть включала представления древних о происхождении вселенной, природы, человека, животных, растений, фактов прошлой жизни и их отношения между собой. Магия - производственная, лечебная и др. - определяла отношения конкретного человека с окружающим миром. Обрядность являлась связующим звеном и внешним проявлением язычества. С принятием христианства, в X в., на Руси язычество не было полностью вытеснено и в XV-XVI вв. имело в народе параллельное хождение с христианством. Отдельные его проявления замечены еще в XIX-XX вв.

Ярлык- иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей.

Ярмарки – регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные ярмарки в XVII - 1-й пол. XIX вв.- Макарьевская, Ирбитская, Контрактовая (у Киева), Кяхтинская, Харьковские.

Литература:

1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е История государства Российского: Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. М.. 1991.

2. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М . 1989.

4. История отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX начала XX вв. М , 1991

5. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X- XIV вв. М., 1984.

6. Мавродин В.В, Образование единого Русского государства. Л., 1951.

7. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

8. Новосельский А.А. Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994.

9. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика. М.. 1972.

10. Новосельцев А.П.. Образование Древнерусского государства. В кн. История Европы. Т.II. М., 1992.

11. Пашуго В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

12. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. М., 1995.

13. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.

14. Сахаров А.М. Дипломатия Древней Руси IХ-первая половина X в. М., 1980.

15. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1993.

16. Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХШ вв. М., 1982.

17. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

18. Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди. СПб., 1994.

19. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.: СПб, 1995.

20. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.

21. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. М., 1978.

22. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989.

Часть2

Наши рекомендации