Политическое и правовое сознание

Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы социальных групп, государств, стран, а также знания, представления, чувства, связанные с отношениями между классами, нациями, государствами, деятельностью органов государственной власти. Политическое сознание возникает вместе с появлением классов и государства. Главный вопрос политики – вопрос об устройстве государственной власти и её использовании. Цель любой политики – завоевание власти и её использовании в экономических и других интересах социальных групп или общества. Наиболее чётко интересы социальных групп выражают политические партии. В концентрированной форме политические идеи выражены в уставах, программах, манифестах, декларациях партий, где определены цели, задачи и методы политической деятельности.

Политическая идеология выполняет две основные функции: 1) интегрирующую, заключающуюся в объединении людей, 2) мобилизующую, состоящую в стимуляции людей к определённым действиям. В условиях демократизации общества важен вопрос о политической культуре людей. Она имеет такие показатели: 1) полнота и точность политических знаний, 2) характер политических чувств, к которым относятся патриотизм, интернационализм, национализм, уважение к государственным символам и др., 3) уровень политического мышления (умение анализировать ситуацию с учётом всего многообразия противоречивых факторов и определять направления её развития), 4) степень политической интуиции (способность в сложной изменчивой ситуации быстро найти оптимальное решение), 5) характер политических действий (законные и противозаконные, мирные и немирные, демократические и автократические и др.).

Правовое сознание – это совокупность идей и теорий, обосновывающих юридические законы, а также знание их людьми и отношение к их исполнению, представления о гражданских правах и обязанностях, работе правоохранительных органов. Правосознание неразрывно связано с политическим сознанием и возникает вместе с возникновением государства.

Основная функция правосознания – регулирование поведения и деятельности людей с помощью категорий «законно» и «противозаконно». Соблюдение законов контролируется правоохранительными органами государства, к которым относятся прокуратура, полиция, суд, тюрьма. В случае необходимости эти органы прибегают к принуждению и наказанию. Правовая регуляция бывает успешной, если она подкрепляется моральной регуляцией, когда человек убеждён, что выполнение данного закона есть добро. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надёжнее отличных законов.

Одной из важных задач общества является формирование высокой правовой культуры граждан. Её компоненты: 1)правовые знания, 2) правовые чувства (достоинство, независимость, свобода, долг, ответственность), 3)умение использовать законы и совершать правовые акты, 4) законопослушность (выполнение законов).

Мораль

Мораль – отражение общественного бытия и деятельности людей в форме нравственных понятий, представлений, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и неприличного, справедливого и несправедливого, морального и аморального, совести, долга, чести, гордости, вины, стыда и др. Мораль, или нравственность, проявляется в отношениях человека к другим людям, семье, народу, родине, другим народам, природе, самому себе. Мораль изучается философской дисциплиной – этикой. Главный вопрос этики – что такое добро и в чём заключается нравственное (добродетельное) поведение людей.

Основная функция морали – внутреннее регулирование поведения людей. Моральная регуляция имеет два отличия от правовой. Во-первых, рамки морали шире, чем рамки права. Имеется огромное количество действий, которые юридически не наказуются, но осуждаются морально (невежливость, многие виды обмана, супружеская неверность и т.п.). Во-вторых, мораль имеет неинституционный характер, т.е. соблюдение её норм не контролируется государственными органами. Силами, заставляющими человека выполнять эти нормы, служат, с одной стороны, чувство совести, а с другой – общественное мнение либо в виде одобрения, либо порицания вплоть до презрения.

Мораль – самая древняя форма общественного сознания, она возникла в первобытном обществе вместе с возникновением человека, а нравственность – его неотъемлемое качество. В целом мораль имеет общечеловеческий, групповой и исторический характер. В ней существуют такие нормы, которые необходимы для всех людей и для всякого общества. Такие общечеловеческие нормы морали часто фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей «не убий», «не укради» и др.

Фундаментальным принципом нравственности служит так называемое золотое правило: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Это правило, возникшее примерно одновременно в VI в. до н.э. в конфуцианстве, буддизме и древнегреческой философии, обычно признавалось как важнейшая моральная истина. Значение золотого правила состоит в том, что оно безошибочно позволяет каждому человеку определить, является ли данная норма нравственной и, следовательно, может ли она быть всеобщей. Для этого человеку, поменяв мысленно себя местом с другими, необходимо ответить на вопрос, принял ли бы он эту норму, если бы она применялась другими по отношению к нему самому. Если да, то, значит, норма нравственна и общезначима, т.е. её должны соблюдать все (не совершать насилия, не красть, не обманывать и т.д.).

Помимо общезначимых существуют нормы, распространимые на некоторые социальные группы и связанные с характером их деятельности. Существуют врачебная, педагогическая и даже воровская этика. Исторический характер морали состоит в том, что в ходе развития общества одни нормы сохраняются, обеспечивая преемственность в развитии морали, а другие меняются. Добро – это то в поведении людей, что способствует нормальному существованию и развитию социальной группы или общества. То, что было целесообразным, полезным в одно историческое время, становится нецелесообразным в другое время. В результате этого представления о добре и зле тоже меняются, иногда прямо противоположным образом. Например, в условиях группового брака 10 тыс. лет назад связь женщины с многими мужчинами и наоборот считалась нравственной. Сейчас же, в условиях единобрачия, такая связь считается аморальной, а нравственным выступает однолюбие.

Эстетическое сознание

Эстетическое сознание– это отражение бытия в форме эстетических понятий, представлений, чувств: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, изящного, грациозного, гармоничного, комического, героического, трагического и др. Эта форма сознания изучается философской дисциплиной – эстетикой. Основная её категория – прекрасное. Поэтому кратко эстетику можно определить как учение об освоении мира по законам красоты. Главное эстетическое чувство – это чувство наслаждения красотой мира. Способность чувствовать красоту называется художественным вкусом. Он присущ всем людям, но в разной степени. Художники, поэты и другие деятели искусства обладают наиболее выраженной способностью чувствовать красоту мира, другие её эстетические свойства и выражать их в своих творениях.

Ни один человек не останется равнодушным к вопросу: что такое прекрасное? И хотя вопрос этот возник вместе с цивилизацией, он далеко не решён и сейчас. Существует огромное разнообразие мнений о сущности прекрасного. Не имея возможности из-за ограниченного объёма этой книги рассмотреть их, мы остановимся на наиболее убедительной, по нашему мнению, концепции. Она разработана отечественным учёным и писателем И.А.Ефремовым в романе «Лезвие бритвы» применительно к объяснению красоты человеческого тела (22).

Эта концепция связывает прекрасное с целесообразностью элементов сложных систем. Красота – высшая форма целесообразности, совершенства. То, что способствует стабилизации системы, её устойчивости против вредных воздействий, выживаемости, развитию, – оценивается как красивое. Такое истолкование близко к пониманию прекрасного как наибольшей полноты жизни, которое ранее было выработано Н.Г.Чернышевским. «Прекрасное есть жизнь, – писал он, – прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Если принять за аксиому, что основа красоты – целесообразность, то критериями физической красоты человека будут способность к деятельности и продолжению рода. Под деятельностью здесь понимается совокупность тех действий, которые совершали наши далёкие предки для сохранения жизни (бег, борьба, охота, лазание по деревьям, метание камней, плавание, длительная ходьба и др.). Это связано с тем, что чувство физической красоты возникало и фиксировалось в генах уже у животных и затем у наших предков. Чувство красоты являлось компасом в выборе партнёра и было неразрывно связано с физической страстью. То, что было наиболее целесообразно, наиболее нужно организмам для успешного существования и продолжения рода, закладывалось в подсознании как привлекательное и проявлялось в сознании людей как прекрасное. Чувство красоты тела человека противоположного пола относится к тому, что К.Юнг назвал коллективным бессознательным. Поэтому все люди, независимо от опыта, образования, социального положения, интуитивно чувствуют и правильно оценивают красоту тела человека противоположного пола, хотя и не всегда могут дать этому рациональное объяснение. Притом, красоту мужского тела более объективно могут оценить женщины, чем мужчины, и наоборот, красоту женского тела – мужчины.

Чувство красоты человеческого тела – это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов поколений, направленный на выбор наиболее совершенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода.

Покажем это более конкретно. Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные чистые глаза, яркие губы – всё это, – как верно отмечает И.А.Ефремов, – прямые признаки здоровья и одновременно красоты. Прямая осанка, высокая посадка головы выражают активность, энергию человека, а большие, широко расставленные глаза есть не что иное, как показатель большой стереоскопичности зрения, позволяющей определять глубину плана (22,с.105-110). Хорошее развитие мышц – признак силы, энергии и выносливости.

Для мужчин красивыми являются широкие плечи, узкие бёдра, прямые ноги. Широкие плечи означают хорошее развитие мышц плечевого пояса. Узкие бёдра позволяют достигать большей ловкости движений, гибкости и скорости бега, чем широкие. К большой и длительной нагрузке хорошо приспособлены прямые длинные ноги.

Для женщин признаками красоты служат длинная гибкая шея, высокая грудь, означающая хорошее развитие молочных желёз, тонкая талия, широкие бёдра. Длинная шея позволяла женщине как охранительнице детей хорошо осматривать местность и замечать опасность, а широкие бёдра обеспечивали нормальное протекание родов. За счёт расширения таза женщины потеряли часть ловкости и скорости бега, что, однако, компенсировалось тонкой и гибкой талией.

У мужчин рельефность мышц и худощавость красивы, что указывает на отсутствие лишнего веса и большую выносливость. У женщин же эти черты не считаются красивыми. Они должны обладать более значительной толщиной жировой ткани, чем мужчины. Это «предусмотрено» природой для того, чтобы в условиях голода, который не был редкостью у наших предков, женщины могли иметь запас энергии и питания для вынашивания и вскармливания ребёнка. Притом, запас жира откладывается преимущественно в нижней части тела. Он служит тепловой и противоударной защитой плоду и вместе с тем создаёт очаровательную округлость и законченность форм, так восхищающих наш эстетический вкус. Наряду с этим, излишняя полнота – уже признак некрасивости. «Если девушка толста, – отмечал Н.Г.Чернышевский, – это род болезненности, знак рыхлого сложения, и народ считает большую полноту недостатком».

Все указанные выше признаки являются красивыми, не будучи чрезмерными. В противном случае качество красоты утрачивается. Например, гипертрофированное развитие мышц у некоторых представителей бодибилдинга не является красивым. Чрезмерная мышечная масса снижает выносливость в беге, ходьбе, плавании, борьбе, физической работе и поэтому она нецелесообразна.

Правильные представления о физической красоте человека могут искажаться условиями воспитания, при которых внушаются ложные понятия о прекрасном. «В описаниях красавицы в народных песнях не найдётся ни одного признака красоты, – писал Н.Г.Чернышевский, – который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершенно другое дело светская красавица. Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья – вследствие этого румянец на щеках и цветущая здоровьем свежесть продолжают быть привлекательными и для светских людей; но болезненность, слабость, вялость, томность также имеют в глазах их достоинство красоты, как скоро кажутся следствием роскошно-бездейственного образа жизни». Сказанное показывает, что здоровье – одно из условий и компонентов красоты. Верно и обратное утверждение, сделанное Н.Г.Чернышевским: «Если жизнь и её проявления – красота, то очень естественно, что болезнь и её следствия – безобразие».

Красота человека как личности включает в себя ещё и нравственную, интеллектуальную и трудовую красоту. Идеал человека, как правильно полагал Гегель, – развитие и проявление всех человеческих способностей и всех индивидуальных сил во всех направлениях и сторонах. Создание условий для такого развития и должно служить главной целью демократического общества.

Виды и функции искусства. Высшим выражением эстетического сознания служит искусство. Если наука и философия отражают мир в форме понятий и законов, то искусство – в форме художественных образов. Художественный образ – это не только воспроизведение каких-либо явлений, но вместе с тем их нравственная и эстетическая оценка. Такой оценки нет в научном познании. Наука воспроизводит общее в виде общего, а искусство – в виде единичного, что придаёт художественному произведению конкретность и жизненную наглядность. Как отмечал В.Белинский, «учёный доказывает, а художник показывает, и оба убеждают, каждый по-своему». Искусство возникает в первобытном обществе. К настоящему времени сложились следующие виды искусства: 1)прикладные, в которых эстетическая деятельность сочетается с производственной и бытовой (промышленной, бытовой, городской дизайны, архитектура и др.), 2) изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), 3) выразительные (музыка, танец), 4) зрелищные (театр, кино, эстрада, цирк), 5) искусство слова – художественная литература.

Из всех сфер общественного сознания искусство наиболее полифункционально. Из его функций можно отметить следующее. Активация личности – искусство даёт людям удовольствие и даже наслаждение, сочувствие собственному положению, вдохновение, силу, уверенность в себе. Вызывая подъём духа, искусство помогает людям в борьбе с жизненными трудностями. Вместе с тем оно помогает преодолевать депрессию, отчаяние, безнадёжность и в результате этого обладает психогигиеническим и психотерапевтическим действием, способствует сохранению психического и физического здоровья. Уже сложились такие виды эстетотерапии, или арттерапии, как библиотерапия, музыкотерапия, психодрама (лечебные спектакли).

Воспитательная функция – производя эстетическую, нравственную, а иногда и политическую, оценку моделируемых в художественных произведениях явлений, искусство прививает человеку художественный вкус, учит его понимать прекрасное, активно выступать на стороне добра и быть нетерпимым к злу.

Познавательная функция – будучи художественной моделью мира, искусство даёт людям самые многообразные знания о нём. Искусство является более глубоким отражением жизни, чем её непосредственное восприятие. Сходство художественного образа с оригиналом является сущностным, а не зеркальным. Недаром художники говорят, что на хорошем портрете человек больше похож на себя, чем в повседневной жизни. Искусство отражает всё бытие, но основным его предметом служит человеческая душа, проблема жизненного назначения человека, его долга, счастья и смысла жизни. Поэтому искусство и является таким притягательным для нас. Искусство нельзя считать низшей ступенью познания по сравнению с наукой. Это два разных типа познания. Помимо эстетической окрашенности картины мира искусство отличается от науки большей оперативностью, оно раньше науки реагирует на запросы жизни. Например, кризисное состояние нашего общества к середине 80-х гг. XX в., накануне перестройки в первую очередь отразилось в искусстве.

Как может развиваться искусство в будущем? Во-первых, будут совершенствоваться имеющиеся виды искусства. Например, кино станет объёмным с применением лазерной техники. Во-вторых, с развитием науки и техники, вероятно, будут появляться новые виды искусства. Сейчас, к примеру, много поклонников получает светомузыка, развивается электронный вернисаж. В третьих, может измениться способ воздействия на человека. Если будут расшифрованы мозговые коды сознания, то информация может вводиться в мозг не через органы чувств с помощью адекватных раздражителей, как сейчас, а непосредственно в нервные центры. Возможно, при этом будет достигаться полная иллюзия присутствия. Наконец, с применением компьютеров допустимо возникновение искусства с обратной связью, когда зритель может влиять на ход представления и быть его участником. В содержательном отношении искусство, несомненно, будет становиться всё более интеллектуальным и философски насыщенным.

Наука

Наука– развивающаяся система знаний в виде результатов наблюдений и экспериментов, а также понятий, законов и теорий, истинность которых подтверждается практикой. Элементы науки возникают в VI в. до н.э. В это время они базируюся на наблюдении. Становление собственно науки происходит в XVI веке, когда она начинает использовать эксперимент.

Качественное многообразие познаваемого бытия обусловило возникновение из первоначальной нерасчленённой формы знания (древней философии) множества отдельных наук. Проблема классификации наук ещё не решена. Одно из оснований для их классификации – выделение наук соответственно формам движения материи, законы которых они изучают. Это будут физические, химические, геологические, астрономические, биологические и социальные науки. Существует также большая группа связанных с физикой, химией и биологией технических наук, которые разрабатывают принципы функционирования искусственных систем. Отдельно надо выделить группу гуманитарных наук, объектом которых служит человек как личность и его деятельность. Сюда относятся психологические, медицинские науки, логика, антропология, языкознание и др. Они занимают промежуточное положение между биологическими и социальными науками.

Особое место занимают математические науки, которые исследуют количественные (в том числе и пространственные) отношения на всех уровнях организации материи. Аналогичное место принадлежит новой науке – синергетике, которая изучает законы самоорганизации на любом структурном уровне материи. Наконец, существуют кибернетика и теория информации, которые исследуют закономерности информационных процессов во всех системах, где таковые имеют место (биологические, социальные и определённые технические системы).

Наука как целостная система прошла в своём развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический. Основанием данной периодизации являются особенности соотношения субъекта и объекта познания и общей картины мира.

Классическая наука (с момента возникновения до конца XIX века) при исследовании объектов стремилась устранить из знания всё то, что относилось к субъекту познания, средствам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения истинного знания о мире. Главной задачей исследования было стремление познать объект сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Наука классического типа имела в качестве своего образца механику, а научную картину мира строила на принципе однозначной причинности (лапласовского детерминизма). Этой картине соответствовал образ мироздания как часового механизма.

Неклассическая наука (первая половина ХХ века) была связана в основном с разработкой релятивистской и квантовой теорий в физике. Она учитывала соотнесённость объясняемых характеристик объектов с особенностями средств и операций познавательной деятельности субъекта. Для неклассической науки характерны принципы относительности, дополнительности, квантовая, вероятностной причинности (см. об однозначной и вероятностной причинности в §9 главы 14).

Постнеклассическая наука (существует со второй половины ХХ века) осмысливает соотнесённость знаний об объектах не только с особенностями средств и операций субъекта, но и с ценностно-целевыми ориентациями познающего субъекта. В этот период важное значение приобретает выявление социокультурной обусловленности познания. В постнеклассической науке особенно важны принципы становления и организации. Образ науки определяется в первую очередь синергетикой, изучающей общие закономерности самоорганизации систем самой разной природы – от физических до социальных. Синергетическое движение – это путь ориентации на выявление многовариантного характера развития, установления условий перехода от менее организованного состояния к более организованному. Важнейшим элементом научной картины мира становится принцип универсального, или глобального, эволюционизма, соединяющий идеи развития на всех уровнях организации материи с идеями системного подхода. Это позволяет устанавливать связь между эволюционирующими системами неживой природы, живой природы и социума. Каждый из трёх отмеченных этапов науки характеризуется особенностями основных исследуемых объектов: простых систем в классической науке, сложных саморегулирующихся систем – в неклассической науке и сложных саморазвивающихся систем – в постнеклассической науке).

Развитие науки характеризуется рядом закономерностей. Одна из них – обусловленность науки общественной практикой. Это означает, что потребности общественной практики служат главной движущей силой развития науки. Геометрия возникла из потребности измерять земельные участки, медицина – из потребности лечить людей, астрономия – из потребности иметь календарь и методы навигации и т.д. Следующая закономерность – чередование этапов эволюции и революции в развитии науки. На первом этапе преобладают количественные изменения, на втором – качественные. Ещё одна закономерность – единство дифференциации и интеграции в развитии научного знания. Дифференциация заключается в возникновении новых, всё более узких, отраслей науки. Современная физика, химия, биология имеют в своём составе десятки относительно самостоятельных дисциплин. Интеграция состоит в объединении научного знания, возникновении смежных между классическими науками дисциплин, таких как биофизика, геофизика, психофизиология и т.д. В результате этих двух тенденций научное знание становится всё более расчленённым, но вместе с тем и более единым.

В структуре зрелого научного знания имеется несколько уровней. Во-первых, это уровень теоретических оснований науки. К нему относятся идеалы и нормы исследования (правила доказательства, объяснения, описания и построения знания), научная картина мира, философские основания (принципы причинности, познаваемости сущностей, развития и др.). Во-вторых, это эмпирический уровень. Его элементами являются научные факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов, описание этих фактов и зависимостей между ними с помощью научных терминов. В третьих, это уровень теоретического знания. Теория должна объяснить факты, взятые в их совокупности, открыть в эмпирическом материале действие законов, знание которых способно предсказать новые факты. На эмпирическом уровне постигаются явления, на теоретическом – сущность в виде совокупности законов. Эмпирическое познание констатирует, как протекает процесс. Теоретическое познание отвечает на вопросы, почему он протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. Эмпирический и теоретический уровни непрерывно взаимодействуют: открытие новых, ещё не объяснённых, фактов стимулирует развитие теории, в свою очередь, возникшая теория предугадывает новые факты и расширяет поле эмпирического исследования.

По непосредственному отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов бытия в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения практических задач развития техники, производства, социальной сферы. Как правило, фундаментальные науки опережают прикладные, создавая для них теоретический задел. Одной фундаментальной науке может соответствовать множество прикладных. Например, физика породила несколько десятков технических наук.

Наука играет огромную роль в жизни общества. Не принимая крайностей сциентизма и антисциентизма, отметим основные функции науки. Познавательная функция заключается в том, что её непосредственным предназначением является получение объективных знаний о сущности (совокупности законов) природных, социальных и духовных процессов. В отличие от искусства и религии наука даёт чистые знания, освобождённые от личностных пристрастий, субъективных оценок и позиций деятелей культуры.

Функция непосредственной производительной силы состоит в том, что научные знания являются теоретической основой главных технологий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, быту, а также в научной организации труда и подготовке специалистов – главной производительной силы общества. В прошлые века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству, которое основывалось главным образом на обыденных знаниях. Если бы, к примеру, 300 лет назад науку убрать из общества, то в тот момент производство практически бы не изменилось. Совершенно по-другому стало обстоять дело в XX веке. Наука превратилась в непосредственную производительную силу, возросли и углубились её связи со всеми сферами общества. Сложилась единая система «Наука – техника – производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. Теперь общество без научных знаний просто не может существовать. Вообразим, к примеру, что бы произошло с обществом, если бы вдруг исчезло электричество. А это только одно из многочисленных научных достижений, внедрённых в жизнь людей.

Функция социальной силы аналогична предыдущей функции, но направлена не на материальное производство, а на другие сферы социума. Она заключается в использовании научных знаний для организации оптимального функционирования различных сфер общества. Сюда относится разработка программ социального и экономического развития, создание мер по сохранению и укреплению здоровья людей, использование политологических знаний для создания оптимальных демократических органов управления. Очень важна наука в решении глобальных проблем современности – экологической, военной, энергетической, сырьевой, продовольственной, демографической и др.

По мере усложнения жизни общества она не может протекать стихийно, а требует научной основы. Поэтому всё большее количество социальных сфер начинает использовать науку. В настоящее время даже семейная и личная жизнь человека требуют научных знаний, чтобы протекать успешно. Так, большое количество разводов (до 40 на 100 браков) обусловлено угасанием любви, неумением людей сохранить свои чувства яркими и сильными. Поэтому необходимо обучение людей искусству семейной жизни на основе научных данных (психологии и сексологии). Заключая, можно отметить, что социальное назначение науки состоит в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, увеличить разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию общественных отношений и гармонизации человеческой личности.

Чем научное знание отличается от ненаучного? К настоящему времени выработаны следующие критерии научности.

Доказательность – логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказывается (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводятся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии, псевдонауке). И только в науке неукоснительно соблюдается логический закон достаточного основания. Под таким основанием понимается совокупность заведомо истинных положений, из которых логически вытекает обосновываемое положение. Например, из положений «все металлы электропроводны» и «медь – металл» следует, что медь электропроводна. Данный критерий исключает из науки аргумент верой, т.е. утверждение: «Это истинно, так как я в это верю».

Непротиворечивость – в научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений. Критерий служит следствием логического закона противоречия: два отрицающих друг друга предложения не могут одновременно быть истинными. В ненаучном знании противоречия встречаются, например, в религии признаётся, что всё предопределено Богом и в то же время человек свободен.

Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость – установление истинности или ложности теоретических положений путём их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий. Критерий включает в себя два компонента – подтверждение и опровержение. Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй – на отсечение ложного в научном знании.

Воспроизводимость эмпирического материала – факты, которые использовались при создании теории, должны статистически устойчиво повторяться в наблюдении или воспроизводиться в эксперименте. В научных публикациях принято описывать источники и методику получения эмпирического материала, по которым каждый учёный может повторить наблюдение или эксперимент и убедиться в достоверности эмпирических фактов.

Общезначимость (интерсубъективность) – вначале новые открытые положения, в том числе и законы, обычно признаются немногими лицами, но после их логического доказательства и эмпирического подтверждения они принимаются всем научным сообществом или большинством его членов.

Системность (целостность, когерентность) – все элементы научного знания связаны между собой и зависят друг от друга.

Принятие и использование учёными указанных критериев обеспечивает достижение максимальной объективности знания, что служит непосредственной целью науки. Все указанные критерии имеют не абсолютный, а относительный характер: в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям. Но по мере развития наук эти моменты устраняются. Для решения вопроса о научности или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь комплекс приведённых выше критериев.

Религия

Религия (от лат. «религио» – набожность, святыня) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В состав религии входят религиозные понятия и представления (Бог, ангелы, рай, ад и др.), религиозные чувства и настроения, религиозные действия, или культ (молитвы, обряды). Религия зародилась в рамках мифологии в виде анимизма. Постепенно представление о духах, находящихся в самой природе, преобразовалось в представление о богах, находящихся в ином мире, вне природы и воздействующих на неё (политеизм). Магические действия, практиковавшиеся первобытными людьми, сложились в сложный религиозный культ. Впоследствии возникает монотеизм – вера в единого Бога, которому присущи такие атрибуты, как всемогущество, всеведение, абсолютная доброта и др. По аналогии с отношениями «отец – дети» Бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель людей. Вначале была вера в добрых и злых духов. На стадии монотеизма Бог воплощает в себе только добро, а носителем зла считается дьявол.

Бог понимается и как блюститель нравственности и почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить Бога, привлечь его в помощники сочетается с бескорыстным его почитанием, стремлением следовать высокому образцу. В зависимости от состава верующих выделяются племенные, национальные и мировые религии. К последним относятся буддизм, христианство и ислам. Каждое из этих верований распространено среди представителей многих национальностей.

По вопросу о содержании религиозных представлений существует принципиальное расхождение между теологами, или богословами, и атеистами. Первые полагают, что религиозные представления правильны и даны людям Богом через божественное откровение, через священные писания и через природу, в которой воплощена его мудрость.

Атеистические взгляды на религию сводятся к следующему. Религия является фантастическим отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Главная причина возникновения религии – бессилие людей перед лицом природы и беспомощность перед слепыми силами общества. Непреодолимые обычными способами стихийные силы природы и общества, вызывающие болезни, голод, несчастья, несправедливость, угнетение, представляются преодолимыми с помощью Бога. Поэтому религия не только результат бессилия, но и попытка преодолеть его иллюзорными средствами. Религиозный культ как раз и есть система действий, направленных на использование Бога в своих целях (обеспечить себе и своим близким здоровье, благополучие, хороший урожай, успех в делах, победу в войне и т.д.).

В возникновении религиозных воззрений существенную роль играют психологические факторы. Такие эмоции, как страх, отчаяние, горе, одиночество, разочарование склоняют человека к религиозной вере. Поэтому религиозность усиливается с возрастом, с болезнями, с жизненными утратами, с крушением жизненных планов, т.е. по мере потери жизненных сил и земных надежд. Усиливается религиозность и во времена социальных кризисов. В последние пятнадцать лет в нашей стране такие сферы культуры, как наука, искусство, мораль, здравоохранение, массовый спорт, приходили в упадок, и только религия укрепляла свои позиции и завоёвывала признание. В укреплении религии важен и такой социальный фактор, как заинтересованность в ней господствующих социальных групп, поскольку религия, как правило, проповедует смирение, а часто и идею божественного установления власти.

Как сложная сфера культуры религия выполняет много функций: мировоззренческую, регулирующую, интегративную, компенсаторную, психотерапевтическую. Мировоззренческая функция состоит в том, что, создавая общую картину мира, во главе которого Бог, религия определяет смысл человеческой жизни как выполнение воли Бога и спасение своей души. Воспитательная функция религии заключается в том, что с помощью торжественной обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга. Религия всегда отстаивала общечеловеческие нормы морали, и часто они фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей. В отстаивании общечеловеческих норм морали, несомненно, заключается положительная роль религии.

Регулирующая функция религии состоит в том, что она строит систему норм, которые должны выполнять верующие в разных сферах их жизни. Благодаря интегративной функции религии единоверцы чувствуют себя частицами целого и могут мобилизоваться на различные массовые движения. Нередко национально-освободительные движения шли под религиозным флагом, но бывали и случаи преследования религиозными фанатиками иноверцев и еретиков.

Восполняя людям их неудовлетворённость земной жизнью надеждой осуществить свои желания в загробной жизни, религия выполняет компенсаторную функцию. Благодаря ей человек утешается и успокаивается. Вследствие компенсаторной функции религия обладает психотерапевтическим действием: религиозное утешение (как и любое другое) стабилизирует психику, снижает остроту стрессов, тоски, отчаяния и тем самым способствует сохранению психического и физического здоровья.

Атеисты считают религиозное утешение иллюзорным, а названную функцию иллюзорно-компенсаторной, поскольку, по их мнению, загробный мир и Бог не существуют. И в этой функции атеисты усматривают негативную роль религии: если бы человек не имел религиозной иллюзии, он бы больше стремился реализовать свои цели в земной (единственной) жизни. Вера в вечную загробную жизнь, которой нет, обесценивает земную жизнь, превращает её почти в ничто.

Какое мировоззрение – религиозное или атеистическое – даёт больше возможностей для развития человека. Теологи полагают, что религиозное, поскольку оно, по их мнению, указывает человеку правильный путь и даёт ему заступничество и помощь Бога. Атеисты же считают, что религия сужает возможности человека, поскольку возлагает надежды на помощь сил, которых в действительности нет. Современные атеисты не отрицают большого значения веры, но человек, по их мнению, должен рассчитывать и верить в реальные силы (самого себя, своих родственников, друзей, политические и экономические преобразования, науку), да и здесь он должен проявлять реализм и разумный скептицизм. Таким образом, современные атеисты двояко оценивают роль религии: её воспитательную и психотерапевтическую функции они считают позитивными. Положительную роль, на их взгляд, играют регулирующая и интегрирующая функции, когда они направлены на прогрессивные цели. Иллюзорно-компенсаторная функция, по мнению атеистов, является негативной.

Расходятся богословы и атеисты и в вопросе о дальнейших перспективах религии. Первые полагают, что религия будет всегда, более того, возникновение гуманного общества они связывают именно с укреплением религиозности. Атеисты же считают, что по мере демократизации и гуманизации общества, устранения ситуаций, вызывающих страх, отчаяние и безнадёжность, потребность в иллюзорном утешении будет снижаться, и в будущем религия отомрёт. Социологические исследования показывают, что влияние религии постепенно ослабевает. ХХ век называют даже веком отхода от религии. С 1900 по 2000 год процент неверующих в Бога в мире возрос с 0,3 до 20; число неверующих в 2000 г. составило 1208 млн. человек от 6044 млн. живших на планете.

Важной проблемой религиозной философии служит проблема бытия Бога. Некоторые теологи полагают, что вера в существование Бога не нуждается в её обосновании разумом. Однако большинство религиозных мыслителей с этим не соглашаются и считают необходимым на каждом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих и доказывать положение о существовании Бога. С этой целью выдвинуты следующие обоснования.

Космологическое доказательство (Аристотель, Лейбниц): раз существует следствие – мир, то должна быть породившая и движущая его причина, или конечная основа всех вещей и явлений (Бог). Фома Аквинский это доказательство формулировал так: если брать движение во всей его полноте, то нельзя не прийти к признанию «перводвигателя»; если всё в мире имеет причину, то должна быть «первопричина» – Бог. Доказательство неубедительно: 1)если признать, что всё имеет причину, то и Бог имеет свою причину и является созданным или порождённым, а не вечным, 2)если же считать нечто существующим вечно, никем не созданным и ничем не порождённым, то таковым следовало бы признать природу, существование которой очевидно, а не Бога, чьё существование ещё требует доказательства. С точки зрения современного материализма, цепи причинно-следственных связей, обусловливающих появление конкретных вещей и явлений, не имеют ни начала, ни конца, а причина всех видов движения коренится во взаимодействии противоположностей (см. §§ 2 и 9 гл.14; мир же в целом существовал всегда и никем, и ничем не порождался.

Телеологическое доказательство (Сократ, Платон, стоики, Цицерон): в природе всё устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить лишь замыслом и деятельностью сверхъестественного разумного и всемогущего существа, которое упорядочило все явления. Доказательство неудовлетворительно по трём причинам: 1)целесообразность и приспособленность, наблюдающиеся в живой природе (строение органов, форма тела, окраска растений и животных и др.) имеют относительный характер и объясняются по теории Ч.Дарвина естественным отбором в процессе борьбы за существование, а не действием какой-то надприродной силы; попавшие в иную среду животные теряют свою приспособленность (например, рыбы, оказавшиеся в воздушной среде), 2)в природе существуют явления (ураганы, землетрясения, извержения вулканов и др.), которые служат причиной гибели массы живых существ и которые не могут быть признаны целесообразными, 3)ещё больше нецелесообразности и даже абсурдности в жизни общества (голод, межнациональные распри, терроризм, войны, наркомания, СПИД и др.); объяснение обилия страданий в мире наказанием, которому Бог подвергает грешников, неудовлетворительно в связи с тем, что в одинаковой мере с грешными подвергаются тем же страданиям и глубоко верующие люди, а также дети вплоть до младенцев.

В настоящее время предпринимаются попытки дополнить основания телеологического доказательства. Отмечается, что возникновение Земли, биосферы и человека стало возможным благодаря сочетанию определённых физических условий, существовавших после Большого Взрыва. К таким условиям, в частности, относятся значения фундаментальных (мировых) физических констант: постоянной Планка, скорости света в вакууме, гравитационной постоянной, массы и заряда протона и электрона и др. Рассчитано, что если бы значение хотя бы одной из мировых констант было изменено в пределах 10-15%, то не могли бы образоваться такие устойчивые образования, как ядра, атомы, звёзды, галактики. Не могла бы в этом случае возникнуть и земная форма жизни.

В современной науке упомянутые идеи вошли в содержание так называемого антропного принципа. Надо отметить, что весьма часто встречается неверная интерпретация этого принципа. Некоторые авторы утверждают, что, поскольку биосфера и человек возникли, то Творец специально подобрал нужные величины физических констант, чтобы это произошло. Вывод неверен.

Правильная формулировка антропного принципа: физические параметры нашей Метагалактики таковы, что стало возможным возникновение человека; если бы условия были иными (какими они вообще могут быть, наука пока не знает), то развитие Метагалактики пошло бы по другому пути, возникли бы иные материальные структуры и, возможно, иные формы жизни. Нужно ещё помнить, что известные сейчас законы относятся к нашей Метагалактике, а что происходит в других метагалактиках, мы пока не знаем. Возможно, наш физический мир – только один из возможных миров.

На интересовавший всегда людей вопрос о том, случаен или закономерен человек во Вселенной, с учётом принципа единства во всяком событии необходимости и случайности (см.§7 главы 14) можно, по-видимому, дать такой ответ: способность материи к самоорганизации закономерно порождает разумные существа, но их конкретная форма, в том числе и человека, случайна как результат взаимодействия множества факторов неорганической, органической и социальной эволюции; в Космосе существует множество типов разумных существ, обладающих как сходством, так и различием между собой.

«Онтологическое доказательство обосновывает существование Бога, исходя из понятия Бога как реальности, совершеннее которой нельзя помыслить ничего. Представить такую реальность, такое существо не имеющим реального бытия – означало бы впасть в противоречие, мысля величайшее и всесовершенное существо лишённым совершенства существования» (6,с.326). Это рассуждение содержит логическую ошибку – круг в доказательстве, доказательство бытия Бога основывается на замаскированном признании его существования: Бог – самая совершенная реальность (т.е. Бог существует), следовательно, он обладает и таким совершенством, как существование. Приведённое выше рассуждение показывает, что существует только понятие Бога, но не он сам. Недаром даже один из виднейших теологов всех времён Фома Аквинский отклонил это «доказательство».

В психологическом доказательстве (Декарт) утверждается, что все народы знают религию и её главную идею – идею Бога, которая не могла быть выработана самими людьми из-за несовершенства их разума. Доказательство неубедительно в связи с тем, что в мире наряду с религиозными людьми немало и атеистов и верования многих людей имеют своим объектом не единого всесовершенного Бога, а множество антропоморфных и даже зооморфных сверхъестественных существ.

Вторым после теоретических «доказательств» источником заключений о существовании Бога служат свидетельства религиозно-мистического опыта. Последний включает в себя впечатления некоторых людей об имеющемся, по их мнению, непосредственном контакте с Богом – о божественном откровении, в ходе которого осуществляется, на их взгляд, постижение наиболее сокровенных тайн бытия. В процессе такого откровения соответствующие лица могут испытывать определённые видения, слышать голос Бога или голоса ангелов, чувствовать любовь Бога, его совершенство и т.д. Однако составляющие мистического опыта как и псевдофакты квазинаук неповторимы, невоспроизводимы, статистически недостоверны и не могут считаться научными фактами (о сущности научного факта см.§9 гл.12) подобно сюжетам наших сновидений. В связи с этим атеисты квалифицируют составляющие мистического опыта как форму самообмана либо в виде иллюзий и галлюцинаций, возникающих в условиях сильной психологической установки на заранее ожидаемый результат, либо в виде неверного истолкования своего психического состояния. Например, глубокое аутогенное состояние может представляться испытывающему его человеку как слияние с Божеством, а интуитивная догадка как божественное озарение, или откровение (о научном понимании интуиции см.§2 гл.12).

Ещё один источник заключений о бытии Бога – ссылки на существование чудес. Чудо – по религиозным верованиям – это необычайное явление, совершенное сверхъестественной силой или особыми людьми с её помощью. Чудо предполагает нарушение законов развития событий, т.е. естественного хода процессов, и свидетельствует, по мнению верующих, о всемогуществе Бога. В качестве чудес часто признаются исцеления тяжело больных людей, иногда воскрешения умерших, управление природными стихиями (ураганами, землетрясениями и др.). Чаще всего вызывание чуда признаётся за святыми людьми, которые в связи с этим именуются чудотворцами.

Наука отрицает возможность нарушения законов бытия (о законах см.§1 гл.13). Суть науки заключается именно в признании того, что всё в мире протекает согласно законам, раскрывать которые она призвана. Главным содержанием науки является знание законов. Признание чуда означает ликвидацию науки. При достаточно глубоком научном изучении явления, представлявшегося ранее чудом, оно теряет таинственность и обнаруживает естественные причины. Другое дело, что в силу неисчерпаемости мира в каждый исторический период времени люди обязательно имеют дело с такими явлениями, причины и механизмы возникновения которых ещё неизвестны. Притом, чем шире сфера познанного, тем больше у неё площадь соприкосновения с неизвестным. И это неизвестное следует познавать, а не объявлять чудом.

Таким образом, ни теоретические «доказательства», ни свидетельства мистического опыта, ни ссылки на чудо с точки зрения науки не могут быть признаны достаточным основанием для признания бытия Бога. Это одна из причин того, что дискуссия между верующими и атеистами продолжается много веков. Богословы не дали удовлетворительного ответа на два вопроса: 1)почему, несмотря на всемогущество, всеведение, мудрость, доброту и справедливость Бога, существуют зло и страдания невинных людей, например, младенцев? 2)почему, если Бог един, существует много видов религии и много представлений о богах, почему он как мудрый управитель мира не мог доходчиво, ясно и убедительно объяснить всем людям свою программу, ведь даже земные правители обязаны это делать?

В настоящее время некоторые отечественные философы вновь после Фомы Аквинского говорят о необходимости синтеза религии и науки. Думается, однако, что такой синтез принципиально невозможен, иначе он бы уже произошёл за века существования этих сфер культуры. Наука главным критерием истины считает практическую проверку, а религия – веру, наука базируется на фактах, а религия – на эмоциях страха перед будущим и перед смертью. Наука признаёт подчинённость всех явлений законам, а религия допускает возможность их нарушения (чуда). Несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного подтверждения, они обладают мощным союзником – неистребимым и сильнейшим желанием людей (пока ещё слабых) иметь заступничество Бога и загробное вечное существование. Благодаря этому союзнику они и существуют века. По этой причине в истории философии преобладал идеализм, и большинство крупных философов были идеалистами. Материалистическое мировоззрение требует от человека большего мужества, чем религиозно-идеалистическое. Чтобы быть материалистом, необходимо, во первых, противодействовать мощной многовековой религиозной традиции и, во вторых, преодолеть бессознательное стремление к вечной жизни и признать, что эта, т.е. земная, жизнь является единственной и никакой другой жизни не будет. В этом заключается трагическое мужество материализма.

Нередко в обосновании идеи синтеза религии и науки используют факт религиозности крупных учёных. Однако идея Бога не имеет для науки ни конкретно-научного, ни методологического значения. Когда учёный раскрывает законы бытия, то при их выражении он использует только параметры соответствующих материальных объектов (массу, энергию, заряд, силу, энергию, потенциал и др.). Ни один учёный для выражения законов не использует какие-либо параметры Бога или других сверхъестественных сил. Поэтому идея Бога является избыточной для науки, она ничего не дала и не даёт в конкретно-научном плане.

Говоря о воспитательной и регулирующей функциях религии, нельзя преувеличивать их возможности. Религиозность способствует нравственности, но не гарантирует от совершения безнравственных и даже преступных действий. Например, заповедь «не убий» не помешала инквизиции в средние века отправить на костёр тысячи людей. В 90-е гг.XX в. на Кавказе процветала настоящая работорговля, хотя многие боевики носили на голове повязки с надписями из Корана. Дело в самообмане, изворотливости эгоистического разума, который даёт примерно такое обоснование: «Веления моей религии распространяется лишь на правоверных, а по отношению к неверным допустимы любые действия». Особые формы самообмана и самооправдания практикуют и уголовные преступники, среди которых очень много верующих в Бога людей и которых эта вера не удерживает от преступлений, иногда даже и убийств.

Необходимо также отметить, что не только религиозные люди, но и атеисты могут быть высоконравственными людьми, на что правильно указали ещё просветители XVIII в. Идея о том, что нравственным бывает лишь религиозный человек, не только неправильна, но и опасна, поскольку заставляет подозревать в безнравственности всех людей, не имеющих религиозных убеждений. Человек должен служить добру не только потому, что его к этому обязывает Бог, а просто потому, что он сам по себе, внутренне, должен быть добрым. Существует мнение, что нравственность атеиста может быть даже выше нравственности религиозного человека. Когда атеист совершает добро, то он творит его чисто бескорыстно. Религиозный же человек в подобных случаях сознательно или бессознательно рассчитывает на благодарность Бога или страшится его гнева. Недаром бытуют такие выражения: «Дай тебе Бог здоровья» и «Побойся Бога». Религиозная нравственность сознательно или бессознательно включает в себя некоторые моменты рыночных отношений («Ты - мне, я - тебе»). Религиозные убеждения, по-видимому, не могут полностью уберечь человека от неблаговидных, и даже преступных, действий ещё по одной причине: человек бессознательно помнит, что Бог всемилостив и может простить любой грех, даже самый тяжкий.

Конституция России гарантирует каждому человеку свободу религиозных убеждений. Человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, высказывать религиозные или атеистические взгляды. Возбуждение вражды и ненависти, а также ущемление прав по религиозным мотивам запрещается. Верующие различных конфессий и атеисты должны проявлять взаимную терпимость и уважение. Усилия всех граждан должны быть направлены на прогрессивные цели.

Наши рекомендации