Государственный строй Киевской Руси. Большинство современных исследователей полагает, что Древнерусское государство было одной из разновидностей раннефеодальной монархии (хотя некоторые
Большинство современных исследователей полагает, что Древнерусское государство было одной из разновидностей раннефеодальной монархии (хотя некоторые определяли его и как дофеодальное государство).
Отношения между киевским и местным князьями строились на началах типичной для раннего феодализма системе сюзеренитета-вассалитета, предполагающей, что вся структура государства основана на «лестнице» феодальной иерархии.
Киевский князь был сюзереном. Он оказывал помощь местным князьям, которые за это обязаны были быть у него «в послушании», выставлять войско по его зову, передавать ему часть собираемой дани. В случае нарушения верности вассал лишался своих владений, но обычно это делалось через войну с непокорными. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т.е. князь не мог вмешиваться в его внутренние дела. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.
По форме правления Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала законодательная власть (крупные законы, изданные великими князьями, часто носили их имена, например, Правда Ярослава). Великий князь сосредотачивал в своих руках и власть исполнительную, а также возглавлял войско, часто лично водя его в походы, и ведал внешними сношениями.
Великий князь пользовался правом суда, который отправлял сам на княжьем дворе или поручал своей администрации – тиунам, мечникам и т.п. Таким образом, князь должен был «володеть и судить».
Подчиняя себе новые земли, киевские князья для обеспечения власти заменяли князей местных династий своими сыновьями или другими близкими родственниками. Поэтому киевский князь считался «старейшиной» княжеского рода и почитался «в отца место» даже в том случае, если был братом других князей. Принадлежность к одной династии обусловила и создание своеобразной лестницы восхождения от мелких княжений к более значительным в зависимости от старшинства в роде. Киевский князь не мог по своей воле назначить наследника престола; не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Главную роль в претензиях на престо играл признак физического старшинства. При освобождении киевского стола его занимал старший из князей киевского рода, после чего происходило перемещение всех членов рода. Как следствие, никто из княжеского рода в отдельности не был ни верховным собственником земли, которой он владел, ни законным наследником власти в своем уезде. Кроме того, постоянно возникали споры о старшинстве, стремления к узурпации власти.
С течением времени, по мере укрепления феодальных центров и расширения домениального хозяйства местных князей такой порядок замещения княжеских столов теряет свое значение. Решающую роль приобретает военная сила и согласие населения.
Хотя великие князья и были монархами, они не могли обойтись без учета мнения приближенных. Князья принимали важные решения только с согласия своего окружения. Постепенно сложился совет при князе, куда входили приближенные князя, представители старшей дружины – княжи мужи, бояре. Бывало, что князь приглашал на совет и младшую дружину, представителей городов, высшее духовенство. Совет с «думающими боярами» был необходим и потому, что в случае несогласия с решением князя бояре могли отказать ему в поддержке.
В XI-XII вв. в связи с усилением местных феодалов в Древнерусском государстве стали созываться феодальные съезды («снемы»), куда приглашались удельные князья и вся феодальная верхушка. Снем решал междукняжеские споры, вопросы войны и мира и некоторые иные важнейшие дела.
Определенную, иногда очень большую, роль в политической жизни Древнерусского государства играло народное собрание (вече). Оно сложилось с племенных сходок свободных мужей, на решение которых ставились все важные вопросы жизни племени. В дальнейшем вече превратилось в общие собрания взрослых свободных граждан (глав семейств) в городах и селах. Впрочем, князья и бояре считались только с решениями вече главного города княжества. Вече созывалось князем или какой-либо группой граждан. Решения на нем принимались только единогласно. Недовольное меньшинство силой принуждалось к молчанию.
Первоначально в Древнерусском государстве сложилась десятичная (численная) система управления, что было связано с победой территориального принципа государствообразования над родовым. Численная система была заимствована из военной сферы, когда войско делилось на десятки, сотни, тысячи, и перенесена в сферу административного управления. Для удобства территория делилась на «сотни», «десятины», а руководителям этих территориальных образований присваивались звания «десятских», «сотских», «тысяцких». Со временем эти лица стали руководителями более или менее крупных звеньев государства (например, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом).
Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. С течением времени возникает дифференциация: княжеская администрация расширяется, возникают отдельные отрасли управления, тесно связанные с домениальным хозяйством князя. Создаются элементы так называемого дворцово-вотчинного управления. Отраслями управления от имени князя заведовали, как правило, дворцовые слуги (тиуны): дворский, казначей, ловчий, конюший, стольник, чашник.
Что касается местного управления, то его система в Древнерусском государстве была достаточно проста. В своих уделах сидели уездные князья, которые, также как и великий князь, имели при себе советы и тиунов. Кроме того, великим князем на места посылались посадники (наместники), которые назначались в города. Ведению посадника подлежала и примыкающая сельская округа. Князья назначали посадниками, как правило, своих старших дружинников, бояр. Посадникам подчинялись тиуны, вирники (собиравшие уголовные штрафы за убийство), метельники (судебные служители) и другие должностные лица. В волостях власть от имени князя осуществляли волостели. Местная администрация содержалась («кормилась») за счет подвластного населения.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община. В её компетенцию входили земельные переделы, вопросы обложения и распределения податей, решение отдельных споров (в том числе некоторые судебные функции). Но постепенно государственная власть усиливает контроль над общиной: выборных старост сначала заменяют назначаемые князем дворские, а позже общиной начинает управлять приказчик-посельский.
В целом власть князя и его администрации непосредственно и полностью распространялась только на горожан и население не захваченных еще феодалами черных земель. Боярские вотчины пользоваться иммунитетом: они освобождались от княжеского управления и суда; население этих вотчин было подвластным и подсудным их владельцам-боярам. Поэтому сложившаяся на Руси система управления и получила название дворцово-вотчинной, т.к. она имела два центра власти – княжеский дворец и боярскую вотчину.
Специальных судебных органов в Древней Руси не существовало. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая великого князя. Но были специальные должностные лица, выполнявшие вспомогательные функции, т.е. помогавшие осуществлению правосудия. К ним относились вирники, метельники, мечники, ведавшие следствием, ябетники (обвинители). Судебные функции также осуществляли церковные органы (по делам в отношении «церковных людей», против нравственности и брачно-семейным), бояре в своих вотчинах (вотчинный суд), городские посадники и сельские волостели.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина. Она была сравнительно небольшой и состояла из профессиональных воинов, живших при княжеском дворе. Вассалы (удельные князья и бояре) приводили с собой свои дружины и отряды из слуг. Кроме того, часто собиралось ополчение из селян и горожан. Каждый мужчина был обязан владеть оружием, а княжеские и боярские дети уже с 12 лет ходили в походы со своими отцами. Нередким было в Древней Руси и использование наемных отрядов из кочевых племен.
Важным элементом политической системы Древнерусского государства была церковь. Первоначально был упорядочен языческий культ, а затем в 988 г. на Руси было принято христианство как наиболее удобная для государства религия, проповедовавшая божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся и т.д. Впрочем, введение Владимиром Святославичем христианства вызвало упорное сопротивление народа, особенно в северных районах. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначаемый первоначально из Византии (Константинопольским патриархом), а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископами. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право на приобретение земель и населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции.
Таким образом, государственный (и общественный) строй Древней (Киевской) Руси имеет множество признаков раннефеодальной монархии.