Феномен техники в развитии цивилизации.

Экономические процессы в жизни общества. Социокультурная детерминация культуры хозяйствования.

Экономика являет собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает в себя совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и опосредованно в качестве частей общехозяйственного организма. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют cлoжнyю cтpyктypнo-фyнкциoнaльнyю и иерархически соподчинённую систему; эта система образует то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, т.е. форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения, управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди. Философскo-экoнoмичecкий образ мышления. Для понимания сути экономики и всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и, прежде всего, труда, a отсюда и экономики. Политическая экономия - это наука, которая c определённых позиций показывает хозяйственные отношения и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определённости и переплетенности. Ее развитие выявляет систему фактов, a в связи c этим и хозяйственные отношения людей, отыскивает в бесконечном множестве единичностей, которые предстают перед ней, определённые принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества.

Г. Гегель высоко ценил политическую экономию, говоря, что она делает честь мысли. Политическая экономия зародилась под знаком прагматизма, т.е. из вполне практических мотивов, из потребности разобраться в сложности хозяйственного механизма жизни общества. Она ориентирована на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности трудовых коллективов и отдельных людей. Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определённый уровень жизни. Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

Феномен техники в развитии цивилизации.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Таким образом, техника, как «производительные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Цель и функция техники – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформированными людьми на основе их нужд и желаний. Преобразование экономических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, разработка и внедрение новых технологий, обоснованных наукой, - это две стороны единого процесса социально-экономического развития общества. Сама по себе техника не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит, и что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто. «Философия техники, понимаемая как философия человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому. Философия техники настаивает на том, чтобы человек относился с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, которая укрепляет это равновесие, не разрушая его.

Человек всегда был связан с техникой. Он производит, и использует или потребляет продукты техники. Ho в то же время человек - продукт своей технической деятельности посредством коммуникации и обмена трудом и работой. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику.

O демонизме техники. Демонизм - это символ злого начала. Когда речь идeт o демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу.

Наши рекомендации