Участники. Реестр недобросовестных поставщиков
В коммерческих тендерах участники определяются заказчиком, поэтому далее необходимо определиться с тем, кто же может участвовать в государственных закупках. Этот вопрос регулируется законом.
Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Стать участником тендера, кажется, легко. Однако, не так легко сохранить репутацию надежного поставщика. Ее может пошатнуть информация из реестра недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый «черный список» поставщиков.
Ведением данного списка занимаются специальные органы. Согласно ч.1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок — Федеральной антимонопольной службой.
Оснований для включения сведений об участнике в реестр может быть несколько:
1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, все субъекты конкурсов должны быть предельно внимательны в ведении своей деятельности, им необходимо здраво изначально оценивать свои силы по поводу участия в закупке и, конечно, тщательно изучать все условия предстоящего тендера. [2], [18]
Коррупция в сфере госзаказа
Получение госзаказа для многих компаний – существенный фактор успеха деятельности, а для некоторых и способ выживания и существования на рынках. Однако, процедура их получения непроста. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы платить необходимую сумму тем, кто пролоббирует их интересы. В разговорной речи такое действие именуют откатом.
По сути, процедура проведения конкурса, на первый взгляд, выглядит идеально, ведь, во-первых, победителя определяет беспристрастная конкурсная комиссия, а во-вторых, условия для всех участников одинаковы. Однако в современной российской действительности ситуация выглядит совершенно иначе, несмотря на то, что все законы, выпускаемые по поводу госзаказа, призваны сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить ставшие чуть ли не традиционными для России «откаты». Но, как показывает практика, фактически никаких реальных изменений не произошло и система таких выплат продолжает работать, как и прежде. [9, c.120]
Из опыта знакомых людей стало известно, что 10 – 20% от суммы тендера – это стандартный размер «отката». Учитывая тот фактор, что в сфере строительства, например, суммы договоров исчисляются миллионами рублей, то сумма этих «откатов» очень и очень велика.
Само понятие «откат» на языке уголовного права звучит как «взятка» или «коммерческий подкуп». Откат – это денежные средства или материальные ценности, передаваемые лицу, принимающему решение, либо влияющему на принятие решения в организации – покупателе о приобретении товаров, работ или услуг, по негласной договоренности с представителем компании – поставщика, предлагающим эти товары или услуги.
Опыт знакомых также показывает, что самый простой способ обойти официальную процедуру проведения торгов – не сообщать о них. В таком случае количество участников сводится к одному – тому, кого персонально информируют о существующем заказе. При таком варианте в целях маскировки информацию публикуют задним числом или размещают на малоизвестном ресурсе.
Также известны другие обходные пути. Зачастую участников отстраняют от конкурса по формальным и необоснованным причинам. И если участники не пишут жалобы, не пытаются привлечь внимание ФАС к данной проблеме, то действия мошенников только процветают. [23, c.326-329]
Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая организация рано или поздно сталкиваются с вопросом расширения рынка сбыта, увеличения объёмов продаж, привлечения новых клиентов и партнеров. И для этого существует множество различных способов. Одним из них является участие в торгах.
Конкурентной формой отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее установленным условиям, в определенные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности является один из видов торгов – тендер, который и был подробно изучен в ходе данной работы.
Тендеры помогают находить оптимальные решения для развития бизнеса. Контракт заключается с той организацией, которая сделала наиболее выгодное предложение для организатора тендера, а, значит, у заказчика есть возможность добиться максимально качественного товара или услуги за приемлемую стоимость. Для поставщика в ходе данной работы было выделено также несколько преимуществ, таких как расширение круга клиентов, приобретение опыта и, конечно, возможность «показать себя» заказчику в условиях жесткой конкуренции. [24, c.175-176]
Проведение тендеров регламентируется законодательством, которое, можно сказать, дает некоторую свободу заказчикам, так как предоставляет право выбрать в какой именно форме провести закупку того или иного товара или услуги. Данный фактор является еще одним из преимуществ организации тендера. Государству и юридическим лицам согласно 44 или 223 Федеральному закону соответственно дается право выбрать тендеры согласно следующей классификации: по степени открытости, по платности, по допустимости изменения конкурсных требований к продукции в процессе обсуждения конкурсных заявок между организатором и участниками.
С течением времени с выходом новых и новых законов государство старалось оптимизировать процесс участия и организации в тендерах. В наше время основные положения выпущенных правовых документов направлены на достижение максимальной прозрачности процедуры проведения закупочной деятельности. Однако, как было оговорено в данной курсовой работе, к сожалению, в нашем государстве по-прежнему данная сфера остается довольно коррумпированной. Мошенники не упускают шанса воспользоваться своим положением и заработать на процедуре проведения тендера, для этого существует множество различных схем, некоторые из которых были рассмотрены.
Существует также множество международных документов, которые регламентируют такую сферу, как международные торги (тендеры), например, международные соглашения, рекомендации международных организаций, национальные законодательные акты.
Не только законы, но и современные технологии всячески способствуют оптимальной работе тендеров. Так, например, создаются современные удобные электронные площадки для проведения торгов в интернете, на которых создаются все возможные условия для комфортной работы как заказчика, так и поставщика. Подобные электронные платформы используются не только при проведении тендера юридической организацией, в курсовой работе было рассмотрено несколько интернет-ресурсов, специально созданных для проведения закупок разнообразными государственными структурами.
Статистические показатели, рассмотренные в данной работе, дают возможность сделать двоякие выводы по поводу динамики развития этой сферы. С одной стороны аналитика продемонстрировала масштаб использования торгов в России. Объемы закупок исчисляются миллиардами и даже триллионами. Этот факт, конечно, не может не радовать, так как означает высокую популярность и оправдывает актуальность выбранной для работы темы. Столь значимые суммы также означают наличие сильной конкуренции, что для потребителей является положительным фактором.
Подводя итоги исследования, стоит сказать о достижении всех поставленных ранее целей. В данной работе удалось раскрыть понятие «тендер», были определены разновидности закупок по источнику их организации и финансирования, изучены используемые в госзакупках виды конкурсов, подробно рассматривался вопрос законодательного регулирования, в работе также была проанализирована динамика развития тендеров в России и усвоена практическая информация по поводу участия и организации тендера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные документы
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) ГК РФ Глава 28. Заключение договора
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Основные документы
4. Грибков М.А. , А. В. Орлов. Противодействие коррупции: Монография/Под общей редакцией А. В. Орлова. – М.: Палеотип, 2013. С. 43.
5. Кичик К. В. Проблемы формирования законодательства России о «корпоративных закупках»//Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса. М., 2013. С. 90.
6. Костюченко А. Г. Применение механизма электронных торгов в России в целях предотвращения сговора. // Бизнес, менеджмент, право. 2014. № 2. С. 50–54.
7. Кузнецов К.В. «Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки» Москва, 2005 С.227
8. Кузнецов К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры.// Альпина Бизнес Букс// 2003 г. С.339
9. Лукьянова М. Н. Проблемы реформирования муниципальных предприятий и учреждений // Успехи современного естествознания. 2014. № 4, С. 120.
10. Льюис Г. Конкурсы, тендеры и предложения. Выигрывайте, используя лучший опыт.// Баланс Бизнес Букс// 2007г., С.304
11. Никсон Д., Как выиграть тендер, подготовив хорошее предложение. С.174
12. Суходольский Г.А. Тендеры. Вопросы и ответы., Вершина, 2004 г. С.312
Электронные ресурсы
13. Закупки и тендеры в Российской федерации. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное [Электронный ресурс] http://zakupki-tendery.ru/articles/item/145-tender-auktsion-konkurs-torgi-obshhee-i-osobennoe (30.04.2017)
14. КогнитивЛот. Комплекс систем управления закупочной деятельностью [Электронный ресурс] http://cognitivelot.ru/about/database/gos_i_municip_zakupki/gosudarstvennye-zakupki-tovarov-i-uslug/ (20.05.2017)
15. О.ТЕНДЕРЕ.КОМ. Все, что нужно знать о тендерах [Электронный ресурс] http://otendere.com/pro-tendery/tendery/vse-o-tenderax.html (25.04.2017)
16. Обобщенная информация о результатах осуществления Счетной палатой Российской Федерации аудита в сфере закупок в 2016 году. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс] http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (26.05.2017)
17. Открытые торги. Помощь в коммерческих тендерах [Электронный ресурс] https://open-torg.ru/tender/kommercheskie-tendery (24.04.2017)
18. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс] http://zakupki.gov.ru/epz/opendata/search.html (20.04.2017)
19. Тендер-гарант. Площадки проведения аукционов и конкурсов в сфере госзакупок [Электронный ресурс] https://www.pravda.ru/navigator/gosudarstvennye-tendery.html (25.04.2017)
Составная часть документа
20. Баранникова Екатерина Сергеевна Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. 2014. №2. С.160-164
21. Ботоева Галина Игоревна Государственный заказ: состояние и проблемы развития // Известия ИГЭА. 2009. №5.
22. Бурмистров Александр Анатольевич 10. 6. Становление института государственного заказа в России: вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4. С.289-290
23. Быстрова Ю. В. Профилактические меры борьбы с коммерческим подкупом при проведении государственных закупок // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №6. С.326-329
24. Никитина Н.В., Кузнецова В.А. Тендер как способ оптимизации затрат предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10. С.175-176
25. Патласов Олег Юрьевич, Самарин Алексей Михайлович Алгоритмы проведения тендеров и модель отбора участников // ОНВ. 2013. №5 (122). С.46-52
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рис. 1. Общий объем закупок по уровням осуществления, млрд. руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рис. 2. Структура применяемых способов закупок (по уровням заказчиков).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рис.3. Общий объем закупок, осуществленных в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рис. 4. Структура применяемых способов закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ