Структура и объем закупок отдельных видов юридических лиц

В 2016 году в Российской Федерации объявлено более 1,5 миллиона закупок, общая сумма начальных (максимальных) цен договоров, для объявленных в 2016 году закупок, извещения по которым содержат информацию о цене в валюте Российской Федерации, составляет 25,7 трлн. рублей, что на 11,6 % больше объема закупок за 2015 год (23,1 трлн. рублей). Данные представлены в Приложении В.

Однако, такие показатели не могут радовать исследователей и приверженцев конкурентного вида закупок. Так, доля закупок у единственного поставщика в 2016 году составила 35,7 % от общей суммы объявленных закупок (в 2015 году - 40,5 %), доля прочих способов, отличных от аукциона, конкурса и запроса котировок в общем объеме закупок составила 59,2 % (в 2015 году – 55,4 %). Что касается, рассматриваемых в данной работе конкурентных способов закупки, то показатели значительно меньше.

В 2016 году на открытый конкурс среди коммерческих закупок пришлось 2,1 % от общей суммы, что составило 531,7 млрд. рублей. Рассматривая данный показатель в динамике, можно сделать выводы так же не позитивные. В 2014 году данный показатель составлял 1 049,0 млрд. рублей, в 2015 году резко снизился до 533,3 млрд. рублей и, как видно, в 2016 году показатель не стал расти.

Запрос котировок, так же как и в секторе госзакупок, имеет очень маленькую долю в суммарной цене контрактов ( 0,9% в 2016 году ) и не позитивную динамику ( 2014 г. - 307,6 млрд. руб., 2015г. - 231,4 млдр. руб., и 2016г. – 223,2 млрд. руб. ).

Несмотря на рост в 2016 году общего объема закупок, общее снижение начальных (максимальных) цен договоров (общая экономия) по итогам осуществления закупочных мероприятий, в 2016 году уменьшилось в абсолютном выражении и составило 398 177 млн. рублей (в 2015 году – 403 504 млн. рублей).

Относительная экономия (отношение общего снижения начальных (максимальных) цен к общему объему начальных (максимальных) цен закупок) в 2016 году составила 1,55%, в 2015 году – 1,75%.

Согласно отчетности о договорах, размещенной в ЕИС заказчиками в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, по результатам осуществления в 2016 году закупок были заключены договоры на общую сумму 24,1 трлн. рублей, что на 13,7 % выше показателя 2015 года (21,2 трлн. рублей). [16]

Таким образом, по итогам 2016 года система закупок отдельных видов юридических лиц характеризуется незначительным уменьшением доли закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (около 38%) при одновременном увеличении доли прочих закупок (около 59 %), а также сохранением незначительной доли открытых процедур конкурса и аукциона (2,1 %).

В результате основной объем закупок (95,0 %) в рамках Федерального закона № 223-ФЗ осуществляется прочими способами и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что влечет низкий уровень конкуренции (среднее количество заявок на 1 лот – 1,66 заявки) и эффективности осуществления закупок (относительная экономия – 1,55 %).

Также обращает на себя внимание проблема достоверности информации, размещаемой корпоративными заказчиками в ЕИС (ошибки при размещении сведений в реестре договоров, заполнении ежемесячной отчетности о договорах, неполное ведение реестра договоров), что негативным образом влияет на качество мониторинга информации о функционировании системы корпоративных закупок. Однако за указанные виды нарушений административная ответственность не предусмотрена. [3]

Практическая информация о тендерах

Электронные торговые площадки

Площадки для госзакупок

Госзакупки, как и все другие тендеры, проходят на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять: «Единая электронная торговая площадка» ( www.roseltorg.ru ), «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» ( www.sberbank-ast.ru ), «Индексное агентство РТС» ( www.rts-tender.ru ), «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» ( www.zakazrf.ru ), «ММВБ — Информационные технологии» ( www.etp-micex.ru ). Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг ( www.zakupki.gov.ru.). [19]

Все государственные и муниципальные заказы, кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме, размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Все официальные площадки предлагают подробные инструкции и дополнительное обучение для понимания процедуры госзакупок. Чтобы найти интересующий вас заказ, достаточно воспользоваться формой поиска по ключевому слову или искать торги по отраслям.

Коммерческие площадки

Отдельно поговорим о площадках для коммерческих торгов. Они бывают общедоступные и корпоративные, или частные. Корпоративные используют обычно крупные заказчики, у которых довольно большой объем закупок. На таких площадках расширен функционал. Там можно планировать закупки, отбирать поставщиков, вести отчетность и т.д. На общедоступных число участников значительно больше, они предназначены для заказчиков с небольшим объемом закупок.

Основная проблема поиска коммерческих тендеров заключается в том, что источников размещения информации очень много и сложно отслеживать их все, просто заходя на сайты и площадки. Это просто физически невозможно, поэтому кто-то просто ждет информации от заказчика, кто-то просматривает парочку сайтов периодически, кто-то не участвуют вовсе, а кто-то отслеживает их в автоматическом режиме в одном месте, тем самым заметно упрощая свою деятельность.

Значительная часть коммерческих площадок представлена в Ассоциации Электронных Торговых Площадок. На сайте можно выбрать из большого перечня. Основным отличием таких площадок от федеральных является платное подключение и участие в торгах. Но условия на каждой площадке свои. Например, где-то нужна аккредитация, где-то – нет, некоторые коммерческие площадки для торгов предоставляют льготные тарифы или вовсе бесплатное участие для некрупных закупок, дают возможность бесплатного участия в тендерах ряда заказчиков и т.п.

Вывод по поводу площадок напрашивается один: система поиска тендеров в современном мире сделана максимально комфортно как для заказчика, так и для исполнителя. Конечно, чтобы разобраться, какая площадка больше подходит для особенностей именно вашей деятельности, необходимо достаточно много времени, однако, зная, что в дальнейшем проблемы владения полной информацией о нынешней ситуации в тендерах не возникнут, стоит позаботиться о выборе оптимального варианта.

Порядок участия в тендере

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

- заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

- копия решения о назначении исполнительного органа;

- копия лицензии (при необходимости);

- конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

Конкурсное предложение состоит из двух частей – технической и коммерческой. [2]

В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам). Отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки, объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг), условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

- цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

- качество товара (работ, услуг);

- обеспеченность предприятия техническими средствами;

- наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

- финансовое состояние предприятия. [11, c.174]

Все представленные конкурсные предложения, которые должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера, и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются участникам тендера. Потенциальные поставщики, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое конкурсное предложение, либо все конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная участниками тендера, превышает расчетную стоимость организатора, организатор будет вправе отклонить все конкурсные предложения и провести повторный тендер. [2]

Наши рекомендации