Виды конкурентных способов проведения государственных тендеров

Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, а именно 22 статьи разделяются по множеству параметров. Ниже рассматриваются все виды конкурсов, которыми может оперировать государство в лице заказчика.

Открытый конкурс - вид конкурса, в котором могут участвовать любые поставщики. Открытый конкурс признается основным способом размещения государственного заказа. Это означает, что открытый конкурс должен проводиться практически всегда, если только нет специальных обстоятельств (ограниченный рынок, специализированная продукция, малые закупки, срочные закупки, секретные закупки). Согласно части 1 статьи 48 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Вскрытие конвертов с предложениями участников, как и оглашение результатов, производится публично, заявки оценивает конкурсная комиссия. Основной особенностью открытого конкурса – являются как ценовые, так и неценовые критерии определения победителя. Каждому критерию присваивается своя значимость. Победителем открытого конкурса признается участник с большим количеством баллов.

Конкурс с ограниченным участием - вид конкурса, в котором могут принимать участие только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Процедура проведения аналогична открытому конкурсу. Извещение о его проведении публикуется в единой информационной системе для ограниченного круга лиц, но пункт 2 статьи 56 44-ФЗ предусматривает только два случая проведения такого конкурса.

Первый случай это если необходимы поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только исполнители, обладающие необходимым уровнем квалификации.

Второй случай - если необходимо выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), реставрации музейных предметов и коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

На предквалификационном отборе к участникам предъявляются не только общие, но и дополнительные требования, к которым относятся: финансовые ресурсы для исполнения контракта, наличие оборудования и других материальных ресурсов (на праве собственности или ином законном основании) для исполнения контракта, опыт работы, связанный с предметом контракта и положительная деловая репутация.

Следующий вид конкурса, который мы рассмотрим это двухэтапный тендер. Двухэтапные тендеры - вид тендера, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе переговоров по технической части предложений поставщиков.

Двухэтапные тендеры (открытые или закрытые) организуются в случае закупок сложной продукции, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требованию к предмету конкурса или необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможностей решить стоящую задачу. Чаще всего данный способ используется при проведении конкурсов на заключение государственного контракта на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также в строительстве.

Процедура двухэтапного тендера предусматривает, что организатор тендера на первом этапе разрабатывает первоначальный (примерный) вариант технического задания, на основе которого поставщики готовят первоначальные тендерные заявки (без указания цены и других коммерческих условий). Далее организатор тендера проводит переговоры, на которых согласуются различные варианты решения задачи, предложенные поставщиками, по результатам которых организатор тендера готовит окончательный вариант технического задания.

На втором этапе поставщики (только те, которые участвовали в первом этапе) подают окончательные конкурсные заявки с техническим предложением (подготовленным согласно уточненному варианту конкурсной документации) и коммерческим предложением (цены или расценки, сроки поставки и график платежей, условия поставки и так далее) в том же порядке, в каком происходит подготовка и подача конкурсных заявок в ходе открытого тендера. Получив такие окончательные тендерные заявки, организатор тендера обеспечивает их сопоставление и оценку, выбирает выигравшего тендер поставщика и заключает с ним договор.

Закрытый конкурс – вид конкурса, в котором могут участвовать только специально приглашенные поставщики. Процедура закрытого конкурса предусматривает, что организатор конкурса самостоятельно определяет перечень поставщиков, между которыми он намерен проводить конкурс. Обычно этот перечень поставщиков определяется по результатам маркетинговых исследований, а также на основании опыта прошлых закупок.

Согласно части 1 статьи 85 44-ФЗ под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

- продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

- продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;

- время и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Процедура закрытого конкурса отличается от открытого конкурса следующими параметрами:

- подавать заявки на участие в закрытом конкурсе имеют право только поставщики, специально приглашенные заказчиком;

- конкурсная документация, изменения и разъяснения конкурсной документации, а также протоколы, составленные в ходе проведения процедуры закрытого конкурса, не публикуются в открытом доступе;

- заявки на участие в закрытом конкурсе подаются только в бумажном виде;

- при проведении закрытого конкурса не допускается осуществление аудиозаписи и видеосъемки.

Закрытый конкурс, в свою очередь, может быть так же с ограниченным участием. Особенность такого конкурса заключается в том, что его победителем признается участник закупки, который не только предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам конкурса, но и ранее прошел предквалификационный отбор.

Согласно части 10 статьи 85 44-ФЗ под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, и победителем такого конкурса признается его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс – это способ определения поставщика, который сочетает в себе черты двух закупочных процедур: двухэтапного конкурса и закрытого конкурса. Победителем такого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Согласно части 14 статьи 85 44-ФЗ под закрытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о проведении такого конкурса и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит. Случаи, в которых заказчик может произвести закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), перечислены в пунктах 1-48 части 1 статьи 93 44-ФЗ. Это достаточно большой перечень.

Выбор типа конкурса зависит от поставленных перед заказчиком задач. Так, открытые закупки проводятся для привлечения большого количества поставщиков, в том числе компаний малого и среднего бизнеса. Конкурсы с ограниченным участием направлены на получение товара или услуги наилучшего качества, а двухэтапные — позволяют вынести на обсуждение предмет закупки и детализировать требования к нему в процессе торгов. [2], [10, c.304], [18]


Наши рекомендации