Современные школы, теории и концепции в российской геополитике

В современной дискуссии политологов внутри страны по поводу места России в глобальной геополитике можно выделить три основных направления: а) атлантическое, прозападное, европейски-ориентированное; б) антизападное, трактующее необходимость отхода от прочных связей с Западом и выбор «восточной альтернативы»; в) неоевразийское, выступающее за баланс между Востоком и Западом, использование преимуществ от связи с теми и другими при сохранении российской самобытности.

Наиболее основательно разработанной в отечественной науке является концепция неоевразийства. Одним из главных представителей этого направления является А.Г. Дугин, который считает, что сложившийся сегодня однополюсный мир должен измениться в сторону новой биполярности, так как только в этом направлении Евразия смогла бы обрести перспективу подлинной геополитической суверенности. Только новая биполярность сможет впоследствии открыть путь такой многополярности, которая выходила бы за рамки талассократической либерал-демократической системы, т.е. истинной многополярности мира, где каждый народ и каждый геополитический блок смог бы выбирать собственную систему ценностей.

Россия, которая по мысли Дугина является ни Востоком, ни Западом, а «синтетическим единением евразийского Запада и евразийского Востока», «центральной землей» континента. В этом смысле Россия тождественна Евразии. Одновременно Россия, считает он, это «Ось Истории», вокруг которой вращается цивилизация. Следуя за своими предшественниками, Дугин утверждает, что ни одна страна континента не может выступать от его имени. Только Россия имеет на это «полное геополитическое основание».

Будучи ни Европой, ни Азией Россия представляет собой духовно нечто самостоятельное и особенное. Правда, он тут же замечает, что «это не означает полного изоляционизма, но всё же ограничивает спектр возможных заимствований». Вывод, к которому он приходит в этой связи, означает ни много ни мало отрицание «в культурном плане» и Запада, и Востока. Но в геополитическом смысле этот лозунг оценивается им как «политическая диверсия», имеющая целью дезориентацию внешнеполитического курса России. Последний же должен ориентироваться на независимость, суверенность, самостоятельность, автаркию и свободу «Великой России».

Дугин обрушивается с критикой на российских либералов, которые якобы пытаются создать на российской земле «никогда ещё на ней не существовавшее историческое общество», отрицающее такие ценности, как народ, нация, история, геополитические интересы, социальная справедливость и т. п. Вместо этих ценностей они, по его мнению, инплантируют на русскую почву несвойственные ей индивидуализм, потребление и «свободный рынок».

Либеральный путь развития, как, впрочем, и «советско-царистский», который выдвигают коммунисты-государственники и сторонники православно-монархической формы государственности, ведут, по его мнению, Россию в тупик. Дугин, не ответив на вопрос, «что же такое Россия сегодня?», между тем заявляет, что «единственной органичной, естественной, исторически укорененной реальностью в этом вопросе может быть только русский народ».

Русский народ, который сегодня, считает он, и является Россией, принадлежит к мессианским народам, способным служить осью в «создании не одного, а многих государств». Его цивилизационная миссия должна быть ориентирована на установление контроля над северо-восточными регионами Евразии. В отношении атлантического мира «стратегические интересы русского народа должны быть ориентированы антизападно, а в перспективе возможна и цивилизационная экспансия». Завершает Дугин эти рассуждения мыслями об общепланетарном значении «русского типа мировоззрения». Тем самым «богоносный народ» скажет свое «последнее слово в земной истории».

Требование усиления азиатской составляющей российской геополитики у неоевразийцев сопровождается признанием возможности стратегического компромисса с Европой. Условием для подобного компромисса они считают переход европейских стран на антиамериканские позиции. В качестве союзной континентальной державы они видят Германию, к которой при определенных условиях может присоединиться Франция. На востоке Евразии они видят в качестве естественного союзника либо Китай, либо Японию, а на юге – Иран.

Близкие к неоевразийским взгляды высказывает лидер КПРФ Г.А.Зюганов. Суть его позиции состоит в необходимости воссоздания единого евразийского государства на пространстве бывшего Советского Союза. Расширение геополитического влияния подобного образования, по его мнению, возможно за счёт восстановления прежних связей с традиционными союзниками России на Балканах и в арабском мире, а также с режимами с прямой антиамериканской направленностью.

Он считает, что «для выработки оптимальной стратегии государственного развития» определяющее значение имеют неизменные «факторы пространственно-географического положения страны». К ним он относит размещение государства в духе классиков геополитики, «размеры его тер­ритории, господствующий тип коммуникаций (морской или сухопутный), преобладающие ландшафты и тому подобные параметры». Что до значимости политических и идеологических факторов, то, считает Зюганов, они носят «кратковременный и быстроменяющийся» характер, поэтому потенциально перспективной роли для будущего России не играют.

Взгляды Зюганова на планетарное значение России не оригинальны, поскольку по существу являются повторением идеологии евразийцев. Он, в частности, утверждает, что судьба России – «вернуть себе традиционную многовековую роль своеобразного «геополитического балансира» − гаранта мирового геополитического равновесия и справедливого учета взаимных интересов».

Неоевразийцы и близкие к ним представители левых политических партий доводят до абсурда действительно имеющие место особенности влияния климата и географического положения на хозяйственную деятельность населения России и связанные с этим определенные социокультурные традиции. Если эти рассуждения переложить в область практического применения, то расположенная в зоне береговой линии и оторванная от остальной России Калининградская область должна объективно отойти к Западу. Или наоборот, Прибалтийские государства, ставшие уже членами ЕС, вновь должны войти в политическое пространство России. И в том и в другом случае единственным следствием выхода из подобной ситуации будет силовое столкновение России со своими западными соседями.

Другую крайность представляет так называемая западническая геопо­литическая школа, которая сформировалась на рубеже 80-х - 90-х гг. 20 века. В наиболее концентрированном виде она была представлена и реализована в «доктрине Козырева», тогдашнего министра иностранных дел, ставшего в России преемником капитулянтской геостратегии главы союзного МИД Э.А.Шеварднадзе.

В основу российской геостратегии того времени были положены два мифа: во-первых, что Запад в ответ на уход России из Центральной Европы обеспечит финансирование её экономического возрождения; во-вторых, что заимствованные западные модели либеральной демократии и свободной рыночной экономики быстро приживутся на российской почве и будут способствовать этому возрождению.

Внутри страны подобная политика привела к «шоковой терапии» и формированию псевдорыночной, и в значительной мере криминализированной экономике, к массовому обнищанию населения. Подобные деформации отразились и на формировавшейся политической системе в виде разросшейся до невиданных размеров коррупции, ослабления правоохранительной системы и прямых нарушений в функционировании представительной демократии.

Во внешнеполитической сфере эти тенденции привели к потере Россией собственной инициативной политики, к сдаче позиций в зоне собственных интересов, к объявлению интересов Запада как российских национальных. В результате Россия воспринималась на Западе как государство «Верхней Вольты с ракетами». Подобное унижение России и стало питательной почвой для неоевразийцев, которые и объявили западную ориентацию отечественной внешней политики предательской.

В настоящее время в связи с очевидным провалом «доктрины Козырева» западники осуществили эволюцию в сторону умеренно-патриотических взглядов и сформировали так называемую консенсусную геополитическую модель, согласно которой необходимо избегать крайних опасных для будущего России концепций русского национализма, неоевразийства и западничества. А ориентир должен быть взят на геополитическую самостоятельность страны, реализм и прагматизм внешней политики и эффективное использование имеющихся в России возможностей для влияния на глобальную геополитическую ситуацию. [14]

Отдельно хотелось бы выделить общественную инициативную группу, разрабатывающую с 1987 года систему знаний «Концепция общественной безопасности» (далее – КОБ) под псевдонимом Внутренний Предиктор СССР. С той поры СССР как государство исчезло, но деятельность общественной инициативы продолжается под прежним названием не только потому, что оно стало своеобразной фирменной маркой, но и потому что авторы не признают в правовом смысле ликвидации СССР во исполнение так называемой мировой закулисы, масонских лож, ЦРУ и Совета национальной безопасности США. Авторский коллектив проанализировал мировоззренческие системы, идеологии, вероучения. Разработана методология познания, достаточно общая теория управления, приоритеты управления обществом и его модель, понятие высшего уровня власти, закон времени (смена логики социального поведения людей в 20 веке), экономическая теория, взгляд на богословие, философию, психологию, педагогику, социологию, глобальный исторический процесс и место России в нём. [15]

КОБ 28 ноября 1995 года прошла режим парламентских слушаний в Государственной Думе РФ, на которых была одобрена и рекомендована к внедрению.

Термин «геополитика» в КОБ не присутствует, но активно используется другой термин «Глобальная политика» − деятельность по осуществлению целей в отношении всего человечества и планеты Земля.

Правящие классы подавляющего большинства государственных образований в истории не однородны, в силу чего разные их подгруппы могут иметь разные интересы и по-разному распределять свои усилия между глобальной, внешней и внутренней политикой, вкладывая в каждую из них своё понимание смысла жизни. По этой причине глобальная политика, внешняя политика и внутренняя политика одного и того же государства в большей или меньшей степени могут не соответствовать друг другу и подавлять друг друга. [16]

Геополитика на государственном уровне отражается в ряде стратегических документов. Так 30 ноября 2016 года Президентом РФ В.В. Путиным утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики Российской Федерации. [2]

В указанном документе отмечено:

« 4. Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы. Структура международных отношений продолжает усложняться. В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств.

5. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями. Конкуренция не только охватывает человеческий, научный и технологический потенциалы, но и все больше приобретает цивилизационный характер, форму соперничества ценностных ориентиров. В этих условиях попытки навязывания другим государствам собственной шкалы ценностей чреваты ростом ксенофобии, нетерпимости и конфликтности в международных делах и в конечном итоге могут привести к хаосу и неуправляемости в международных отношениях. Это выводит в разряд приоритетных задач предотвращение межцивилизационных разломов, формирование партнерства между культурами, религиями и цивилизациями, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества. Стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы и проведения политики сдерживания альтернативных центров силы, приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, усилению турбулентности на глобальном и региональном уровнях. Борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития.

61. Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским союзом (ЕС) геополитической экспансии при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада. Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам.

78. Россия рассматривает укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону. Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе всеобъемлющей, открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.»

2.3 Основные направления геополитического развития
Российской Федерации

Как практическая социальная деятельность людей, геополитика является такой областью деятельности, которая связана с определением целей и задач развития наций и государств на длительную историческую перспективу, выработкой и проведением в принцип методов и способов геополитической деятельности общества, формирование и руководство деятельностью государств и народов по достижению геополитических целей. [17]

В известном труде по геополитике «Столкновение цивилизаций» Самуэль Хантингтон точно определил особенность текущего исторического момента – завершение перехода от блокового противоборства на идеологической основе к противостоянию цивилизаций, с формированием в качестве ведущего противоречия современности противостояния между западной (евро-американской) цивилизацией, с одной стороны и исламской, православной и конфуцианской (китайской) цивилизациями - с другой. [18]

Под геополитическими интересами России понимаются необходимые (выгодные) для её развития цивилизационные (глобальные) условия.

Геополитические интересы России включают:

1. Желаемый для России тип цивилизационного устройства, в соответствии с которым строится Мировое сообщество.

2. Желаемая для России геополитическая конфигурация мира

3. Желаемая для России её роль и место в геополитической конфигурации мира, а также степень её влияния на направленность цивилизационных процессов.

Желаемый для России тип цивилизационного устройства определяется системой принципов, в соответствии с которым строится Мировое сообщество. Россия заинтересована в создании мира, базирующегося на следующих основных принципах:

- Единства духовной основы, существо которого состоит в том, что в основе строительства всех отношений между цивилизациями и государствами лежит принцип приоритета интересов развития сообщества в целом, а не отдельных стран, когда учитываются интересы всех стран и народов без ущемления прав и возможностей развития каких-либо из них ради выгоды других, а также сохранение безопасности среды обитания.

- Неограниченности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем «привязки» к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда.

- Согласованности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие всего сообщества в целом. Реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем.

- Цивилизационной взаимоподдержки, существо которого состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь.

- Цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и цивилизаций другими.

- Взаимной безопасности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что в своём развитии различные цивилизации и государства не допускают ущемление возможностей развития других цивилизаций (стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз.

Желаемая для России геополитическая конфигурация определяется таким вариантом расстановки геополитических центров силы, их группированием по геополитическим союзам, их экономическому, духовному и военному потенциалу и уровню влияния на развитие духовной и экономической сфер жизни Цивилизации в целом, а также на состояние её безопасности, в создании которого Россия заинтересована.

Россия заинтересована в многополюсном геополитическом мире, когда каждая из цивилизаций представлена достаточно самостоятельным и могущественным центром геополитической силы.

Россия заинтересована в сохранении государств как основных субъектов международного права, поскольку только государства могут представлять, олицетворять и защищать все аспекты народной самобытности и права народов во всём их многообразии. При этом Россия заинтересована в недопущении превращения различных транснациональных образований, вне зависимости от их могущества в субъекты международного права, поскольку они представляют собой клановые структуры, преследующие частные интересы преимущественно в материальной сфере.

Россия заинтересована в установлении ненасильственного мира, когда применение военной и иной силы допускается только для защиты прав народов, в случаях, закрепленных в международно-правовых документах.

Россия заинтересована в формировании эффективной международно-правовой базы регулирования жизнедеятельности Человечества в целом, а также дееспособных органов управления цивилизационным развитием в целом, способных регулировать жизнедеятельность Цивилизации в целом, прежде всего, в возрождении авторитета и влияния ООН, с превращением её в действительно основной орган реализации международного права, а не в инструмент оправдания действий тех или иных могущественных государств или коалиций.

Желаемая для России её роль и место в геополитической конфигурации мира, а также степень её влияния на направленность цивилизационных процессов, определяется следующими положениями:

1. Россия заинтересована сохранить себя как Евразийский геополитический центр силы, в духовном, экономическом, территориальном и военном отношении.

2. Россия заинтересована в формировании цивилизационного союза, как противовеса Западу, с объединением вокруг России как Евразийского центра, стран являющихся её геополитическими союзниками.

Геополитической целью России на десятилетия вперёд является утверждение многополюсной модели устройства мира на основе формирования геополитической биполярности за счёт создания евразийского континентального союза в противовес атлантическому, исключив тем самым возможность создания любых форм монополярного мира. Эта цель достигается решением следующих основных геополитических задач:

1. Возрождения России, как геополитического центра силы.

2. Формирования континентального евразийского блока стран, который был бы способен эффективно противостоять установлению монополярного мира с расширением его в блок стран многополярного мира за счет создания оси Южная Америка - Ближний Восток - Евразия (Южноамерикано-евразийская геополитическая ось).

3. Нейтрализации (парировании) действий, направленных на создание монополярного мира с формированием основ многополярного мироустройства.

В своём геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на собственные ресурсы. Это не исключает совместных действий с геополитическими союзниками России. В своих действиях Россия руководствуется нормами Международного права, положениями Российской Конституции и других основополагающих правовых актов Российской Федерации.

Являясь ядром Евразии и великой мировой державой, Россия реализует действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе.Для реализации стратегии геополитического развития России привлекаются все государственные структуры и негосударственные образования, основная часть ресурсов общества и все возможные его средства:

1. Официальные дипломатические органы государства, которые в рамках реализации геополитической стратегии России, решают свойственные им задачи политико-правового и дипломатического обеспечения.

2. Международные негосударственные организации, основным предназначением которых в рамках реализации геополитической стратегии России, является формирование благоприятного международного морально-психологического фона деятельности России.

3. Государственные и негосударственные органы и средства массовой информации, которые являются основным средством информационно-психологического воздействия на население и руководство иных стран, инструментом информационного обеспечения геополитической деятельности внутри страны.

4. Политические партии и движения, религиозные организации (конфессии), государственные и негосударственные организации и учреждения культуры, творческие организации, которые должны стать основной консолидирующей силой народа внутри России и важнейшим фактором внешней идейно-религиозной и культурной экспансии.

5. Научные государственные и негосударственные учреждения, организации и общества, которые должны стать основной силой в создании государственной идеологии и её распространении, а также в реализации информационно-технологической политики России.

6. Государственная инфраструктура (энергетика, транспорт и связь), топливно-энергетический и сырьевой комплекс страны, промышленность решают задачи воссоздания экономического могущества России и являются основным инструментом реализации геополитической стратегии развития России во внешнеэкономической сфере, в том числе и для реализации акций экономического давления на иные государства.

7. Органы, обеспечивающие безопасность государства − ФСБ и МВД, Вооруженные Силы, негосударственные военизированные формирования и казачество являются основным военно-силовым фактором проведения геополитической стратегии России.

Существенно различаясь по существу воздействия и получаемым результатам, эффективность деятельности всех перечисленных сил и средств находится в сильной зависимости друг от друга. Это определяет необходимость теснейшей увязки действий таких разнообразных структур единым замыслом и планом (концепцией).

Действия в идейно-религиозной, информационной, научной и культурной и дипломатической сферах ведутся непрерывно вне зависимости от состояния отношений с иными государствами.

Методы экономического давления, как правило, могут быть применены когда дипломатические и информационные методы показали свою неэффективность. Их применение будет осуществляться при достаточной информационно-психологической и дипломатической поддержке.

Действия структур безопасности государства (ФСБ и МВД), как в пределах государства, так и вне, в рамках специальных действий, осуществляются так же непрерывно и в тесной увязке, прежде всего, с действиями в идейно-религиозной, информационной и дипломатической сферах, главным образом, против геополитических противников России.

Вооруженные Силы применяются при реализации геополитической стратегии России в исключительных случаях, для защиты жизненно-важных её интересов, когда возможности других действий исчерпаны.

Основными направлениями повышения возможностей государства по реализации геополитической стратегии являются:

1. В научной сфере:

- развитие теории геополитики, как одной из ведущих теоретических основ развития России в XXI веке;

- разработка теорий информационного и экономического противоборства, как основных форм проведения геополитической стратегии;

2. В идейно-религиозной сфере:

- выработка государственной идеологии на основе геополитических идей с опорой на традиционные для России и других стран континентальной геополитической ориентации духовные ценности.

3. В информационно-технологической сфере:

- создание государственных структур информационной войны, с разработкой соответствующих систем и средств.

4. В экономической сфере:

- восстановление экономического потенциала России с устранением зависимости её экономики от иных государств;

- создание структур и органов управления экономическим противоборством.

5. В сфере безопасности:

- развитие возможностей Вооруженных Сил, других войск и сил РФ по решению задач обеспечения информационной, экономической и военной безопасности России и её геополитических союзников. [17]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав различные источники информации, можно однозначно сделать вывод, что тематика геополитики очень популярна среди политологов современности, особенно среди российских, догнавших и перегнавших своих коллег из зарубежья за 30 лет. Это выражается в чётком понимании геополитического устройства мира и правил, по которым он существует на протяжении веков в глобальном историческом процессе.

Необходимость ведения глобальной геополитики осознаётся государством. Политические намерения и действия во внутренней и внешней политике верховной власти с 2000-х годов по настоящее время это доказывают (остановлен намечавшихся в конце 90-х годов развал России, укрепление вертикали власти, развитие дальних регионов страны, осознание важности единой культуры Русского мира, правильное геополитическое решение по присоединению полуострова Крым к территории РФ, аккуратное и грамотное применение военной силы на границе (конфликт с Грузией) и на дальних подступах (борьба с международным терроризмом в Сирии), наличие геополитических намерений на годы вперёд).

Широкое вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс соответствует общемировой практике и тенденциям развития России, отвечает задаче формирования консенсусного характера внешней политики страны, содействует её эффективной реализации.

При наличии внутренних идеологических противоречий между ведущими патриотическими движениями, в то же время, по ключевому геополитическому событию начала 21 века – присоединение Крыма – получено одобрение действий Президента Российской Федерации В.В. Путина. В меньшинстве остаётся так называемое либеральное сообщество, которое в 90-е годы было практически монополистом во внутренней и внешней политике (эксперименты с экономикой, трактовка советского периода истории, заигрывание с Западом).

Обновлена Концепция внешней политики РФ, собравшая в себе все необходимые геополитические ориентиры страны на десятилетия вперёд.

Рассмотрев этапы развития геополитики в нашей стране, можно сделать вывод, что негативная часть истории может повториться. Поэтому в российской геополитике должны быть две взаимосвязанные глобальные задачи:

1. Недопущение повторения революций, гражданских и мировых войн.

2. Раскрытие творческого потенциала Человека (уделить большое внимания системе образования, включить в образовательные программы методики распознавания схем манипуляции обществом).

Условия, в которых проходят международные отношения, достаточно агрессивные. Сильный поедает слабого. С сильным считаются. Но не только мускулы важны в геополитике. Дух времени направлен на изменение глобальной парадигмы управления обществом. Мировой жандарм конфликтного однополюсного мира 20 века должен быть сменён на Мирового координатора гармоничного многополюсного мира 21 века.

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

Ф. Тютчев «Два единства»


Наши рекомендации