Геополитика России после распада СССР

Падение СССР и Советского блока ознаменовало изменение мировой конфигурации от двуполярной к однополярной, построенной по схеме Центр-периферия.

Центр отождествлялся с победившей Западным блоком во главе с США, периферия – остальные страны мира.

Россия, как геополитический субъект является основой Евразии, которая географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно-идеологически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.

Огромный интеллектуальный потенциал и географическое положение «евразийского центра», а также значительный военный потенциал ставили под сомнение долговечность монополярной модели без устранения России как субъекта геополитики.

Поэтому разгромив Советский блок и СССР лидеры западного мира ставили перед собой задачу разгрома и России.

В условиях господства в политической элите России того времени откровенных западников, компрадоров, агентов западного влияния и просто агентов западных спецслужб, опиравшихся на целую сеть американских советников, это представлялось возможным сделать без применения вооруженных сил НАТО по модели развала СССР.

Российская Федерация меньше СССР по площади на 5 млн кв. км. Но и осталось ещё немало — больше 17 млн кв. км. Русские правители видели в огромном пространстве и прочных границах гарантии безопасности своего государства. Среди российских демократов, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина, много говорилось о том, что такой огромной страной, как СССР, вообще нельзя управлять. Разделить страну на 50-70 государств, как некоторые предлагали, пока не получилось, но наряду с Россией появилось ещё полтора десятка новых суверенных государств.

С распадом СССР положение в мире кардинально изменилось. В известной степени Россия унаследовала место СССР в системе международных отношений, заменила СССР в международных организациях и приняла на себя долговые обязательства, оставшиеся от СССР. Россия осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Позиции России на международной арене в сравнении с СССР значительно ослабли. Распалась единая система противоракетной обороны. Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс. Оборонный заказ резко сократился. Многие военные предприятия не смогли перейти на выпуск гражданской продукции и фактически прекратили свою деятельность.

Российское руководство рассчитывало на значительную международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада и проявляло уступчивость. Однако обещанных кредитов на льготных условиях Ельцин так и не получил, а задолженность страны международным финансовым организациям значительно возросла. Участие России в международных делах последнего десятилетия 20 века носило явно декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция страны во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. 19 стран НАТО во главе с США начали агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Россия прервала отношения с НАТО.

Продолжалось расширение НАТО на Восток за счёт бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР. С Россией всё больше стали обращаться не как с партнером, а как с клиентом (по выражению одного из американских политиков). В первой половине 1990-х гг. отношения со странами Востока превратились во второстепенное направление внешней политики новой России. После замены в 1996 г. А.В. Козырева на посту министра иностранных дел Е.М. Примаковым, а затем И.С. Ивановым отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Страны Востока не только возобновили закупки военной техники из России, но и активизировали сотрудничество в самых разных областях.

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. Руководство России не задавалось целью силой восстановить союзное государство. В то же время Россия не стала полностью отказываться от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве. Руководители бывших союзных республик от первоначальной демонстрации своей независимости от России и расчётов на значительную помощь со стороны новых друзей пришли к пониманию важности сохранения нормальных взаимоотношений с Россией. Помощь российских войск сыграла решающую роль в погашении очагов военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Российским военнослужащим пришлось выступить в качестве миротворцев и в районе Приднестровья, где в 1992 г. вспыхнули ожесточенные бои между вооруженными силами Молдавии и воинскими формированиями самопровозглашенной Приднестровской республики.

Отношения с Украиной (в президентство Л. Кучмы) в 90-х гг. развивались достаточно неровно и были связаны с разделом имущества, оставшегося от СССР (Черноморский флот, ядерные боеприпасы, носители ядерного оружия и т. д.), а также с урегулированием экономических вопросов.

В рамках СНГ только за первые пять лет его участники подписали более 800 совместных решений: Договор о коллективной безопасности (1992), Договор об экономическом союзе (1993), Устав СНГ (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. Большинство программ и планов в рамках СНГ остались нереализованными.

В 1996—2000 гг. оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия.

Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994—1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999—2001 гг. чеченских боевиков ценой больших усилий загнали в горы, но стабилизации положения добиться не удалось. [11]


Наши рекомендации