Тема 11. «Государственные институты

И идеологические процессы»

1. В современном понимании термин «президент» стал употребляться с:

а) конца XIX в.;

б) начала ХХ в.;

в) середины XIX в.;

г) конца XVIII в.

2. Первоначально институт президентства был учрежден в(о):

а) Англии;

б) Франции;

в) Германии;

г) США.

3. Институт президентства в Республике Беларусь был учрежден в:

а) 1989 г.;

б) 1991 г.;

в) 1992 г.;

г) 1994 г.;

д) 1996 г.

4. Президент Беларуси в соответствии с редакцией Конституции 1996 г. является Главой:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) государства.

5. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать следующие функции президентской власти:

1) гарантийная

функция; а) осуществляется посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств Главе государства;

2) арбитражно-

интегративная

функция; б) выражается в защите Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности государства;

3) контролирующая

функция; в) вытекает из «вневластного» характера президентской власти, обусловлена необходимостью поддержания взаимного согласия и стабильного сотрудничества законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти.

6. Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти Республики Беларусь является:

а) Совет Министров;

б) президентская «вертикаль»;

в) Национальное собрание.

7. Возникновение первого датируемого в Западной Европе Парламента относят к:

а) 1211 г.;

б) 1265 г.;

в) 1185 г.;

г) 1067 г.

8. Соотнесите указанные ниже парламентские системы и государства, в рамках которых они задействованы:

1) однопалатная а) США;

парламентская б) Турция;

система; в) Бразилия;

г) Украина;

д) Кыргызстан;

е) Чили;

2) двухпалатная ж) Сальвадор;

парламентская з) Российская Федерация;

система; и) Израиль;

к) Иран;

л) Австрия;

м) Болгария;

н) Швеция;

о) Албания;

п) Узбекистан;

р) Португалия;

с) Норвегия;

т) Дания.

9. Парламентская система Республики Беларусь является:

а) однопалатной;

б) двухпалатной;

в) многопалатной.

10. Укажите государство, характеризующееся наличием таких палат Парламента, как Палата представителей и Совет Республики:

а) Украина;

б) Российская Федерация;

в) Беларусь;

г) Узбекистан;

д) Франция.

11. Такие палаты Парламента, как Национальное собрание и Сенат, характеризуют парламентскую систему:

а) Великобритании;

б) США;

в) Франции;

г) России;

д) Беларуси.

12. Нижняя палата Парламента Республики Беларусь формируется по системе:

а) смешанной;

б) пропорциональной;

в) мажоритарной.

13. Верхняя палата Парламента Республики Беларусь состоит из:

а) 110 депутатов;

б) 82 депутатов;

в) 64 депутатов;

г) 32 депутатов.

14. Центральным органом государственного управления и осуществления исполнительной власти в Республике Беларусь является:

а) Национальное собрание;

б) Совет Министров;

в) президентская «вертикаль».

15. Основополагающим принципом деятельности органов местного самоуправления является принцип:

а) коллегиальности;

б) солидарности;

в) субсидиарности;

г) автономности.

Тема 12. «Белорусская экономическая модель

И ее основные черты»

1. Основной функцией экономической деятельности является:

а) производство и распределение материальных благ и услуг;

б) удовлетворение материальных потребностей людей;

в) управление процессом производства средств жизни.

2. Укажите важнейшие задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе:

а) становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

б) обеспечение перехода к индустриальному обществу;

в) создание эффективного правового государства, обеспечение функционирования и развития гражданского общества;

г) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному обществу;

д) повышение благосостояния народа;

е) всестороннее развитие аграрного сектора как основы экономики;

ж) укрепление международных экономических связей;

з) формирование целостного, социально и духовно развитого человека.

3. В основу экономической платформы классического либерализма положены идеи:

а) регулирующей рынок роли государства;

б) естественного неравенства людей;

в) свободного рыночного обмена.

4. Наибольший вклад в разработку идей неолиберализма внес:

а) А. Смит;

б) Ф. Хайек;

в) Дж. Кейнс;

г) Д. Риккардо.

5. Выделите наиболее значимые параметры неоконсервативной экономической модели:

а) развитие свободного предпринимательства;

б) максимальное участие государства в экономике;

в) развитие идеи «государства всеобщего благоденствия»;

г) минимальное участие государства в экономике;

д) отрицание идеи «государства всеобщего благоденствия» как несвойственной непосредственным функциям государства;

е) принципиальное невмешательство государства в экономику.

6. Укажите основной принцип экономического развития, предложенный социал-демократией:

а) принцип смешанной экономики;

б) принцип демократического контроля над экономикой;

в) принцип полной занятости населения;

г) принцип приоритета интересов общества над частными интересами;

д) принцип роста общественного богатства;

е) принцип качества жизни.

7. Основой планомерного развития производительных сил и упразднения товарно-денежных отношений в марксизме признается:

а) ликвидация отчуждения;

б) обобществление средств производства;

в) эмансипация непосредственных производителей общественного богатства;

г) социальная революция;

д) справедливое распределение общественного богатства.

8. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные ниже экономические модели:

1) либеральная; а) предельная социализация рыночной экономики;

2) социал- б) высокая доля государственного

демократическая; сектора;

3) социально в) абсолютное преобладание государ-ориентированная; ственной собственности;

г) высокая доля государственной собственности;

д) высокая доля государственного бюджета в ВВП;

е) ограниченные масштабы государственного регулирования экономики;

ж) широкие масштабы государственного регулирования;

з) невысокая доля государственного бюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов;

и) финансирование социальной сферы за счет средств государственного бюджета;

к) максимальная свобода субъектов рынка;

л) поддержка государством малого и среднего бизнеса.

9. Соотнесите указанные модели экономики и страны, в которых они задействованы:

1) либеральная; а) Португалия;

2) социал-демократическая; б) Германия;

3) социально ориентированная; в) Италия;

г) Норвегия;

д) Франция;

е) Швеция;

ж) Голландия;

з) США;

и) Австрия;

к) Испания;

л) Дания.

10. Выделите характерные черты белорусской экономической модели:

а) принципиальный приоритет частной собственности;

б) равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики;

в) приватизация как средство создания эффективного собственника;

г) невмешательство государства в механизмы, обеспечивающие эффективное развитие экономики;

д) сильная и эффективная государственная власть;

е) жесткая конкуренция как условие эффективности развития экономики и социальной сферы;

ж) развитие интеграционных процессов со странами СНГ;

з) сильная социальная политика.

11. Укажите стратегическую долгосрочную цель социально-экономического развития Республики Беларусь:

а) достижение экономической и социальной стабильности;

б) укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя;

в) движение к обществу постиндустриального типа.

12. Из указанных ниже целей государственной экономической политики выделите те, которые традиционно рассматриваются в качестве первоначальных:

а) экономический рост;

б) формирование НТП;

в) уровень занятости;

г) стабильность цен;

д) социальная политика;

е) внешнеэкономическое равновесие;

ж) социальная справедливость;

з) качество жизни;

и) охрана и улучшение окружающей среды.

13. В соответствии с Концепцией народного хозяйства Республики Беларусь переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики планируется осуществить в:

а) 2006-2010 гг.;

б) 2011-2015 гг.;

в) 2016-2020 гг.

Наши рекомендации