Просвещённый абсолютизм эпохи Екатерины II.
Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключённый между буржуазными революциями в Англии середины XVII в. и Франции конца XVIII в., характеризующийся становлением и расцветом целого комплекса идей. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая идеалы всего третьего сословия. Просветители исходили из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привести к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось педагогике и просвещению.
Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20 – 80-х гг. XVIII в. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула “свобода, гражданское равенство, собственность” до сих пор не потеряла своей актуальности, так же как и идея народного суверенитета, народного представительства и прямого народоправства. Появилось понятие исторической закономерности, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов.
Во второй половине XVIII в. наметились серьёзные сдвиги в отношении к религии. Получил распространение деизм – религиозно-философская доктрина, которая признавала Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движение. Деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в развитие природы. Просветители разоблачали противоречия Библии, стяжательство и жестокости священнослужителей, критиковали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.
Результатом сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся секуляризацией политической и культурной жизни в передовых странах Европы. В ряде стран была ограничена деятельность инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей. Распространилось светское образование.
Под влиянием идей Просвещения стала складываться новая национально-государственная идея, носителем которой выступила буржуазия, заявившая о своих претензиях на власть. Буржуазия развернула острейшую критику всех институтов феодального строя с точки зрения естественных прав любого человека – его свободы и равенства.
Основными идеями Просвещения были:
1. Теория естественного права. Все люди от природы свободны и равны. Они имеют равные естественные права, данные им от природы. Однако люди нарушили эти естественные законы, и вернуться к ним можно только путём просвещения народа. Человек как разумное существо призван с позиции рационализма переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию.
2. Идея просвещения народа. Если тёмным людям дать свободу, то это приведёт к анархии, т. о. народ нужно сначала просветить.
3. Идея просветителей народа. Один из путей достижения целей Просвещения – через мудрого монарха на троне.
4. Главенство законов и теория разделения властей. Благополучие государства зависит от главенства законов. Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) эти власти в государстве должны быть разделены и уравновешены[5].
Отмеченные особенности привели к тому, что XVIII в. вошёл в историю как век Просвещения и просвещённого абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма выражалась в уничтожении сверху наиболее устаревших феодальных институтов – инквизиции, секуляризации церковного имущества, отмена податных привилегий дворянства и церкви. Провозглашается принцип “одно право для всех”, равного для всех гражданского права. Это лишило преимуществ привилегированные сословия, положив конец господству старой землевладельческой аристократии[6].
В России наиболее дальновидные государственные деятели стали понимать необходимость ликвидации наиболее устаревших атрибутов такого строя, используя при этом умеренные идеи французского Просвещения. Екатерина II, стремясь к укреплению абсолютной монархии, осознавала необходимость проведения преобразований. С помощью просветительских идей она пыталась обосновать абсолютную монархию в России в качестве наилучшего способа самоорганизации российского общества. Екатерина II игнорировала теорию естественного права и концепцию происхождения государства как акта общественного договора о разделении властей. Об этом свидетельствует отказ Екатерины учредить в России Верховный Совет с законодательными правами по проекту графа Панина, согласно которому в России вводилось разделение властей. Однако в 1768 г. императрица образовала всё же Совет при Высочайшем дворе, превратившийся в совещательный орган.
По мысли Екатерины, основной способ самоорганизации российского общества – это разработка идеальной системы законов. Правильно составленные законы являются гарантией чёткой деятельности государственной власти, делающей достижимым блаженство каждого и всех. Правильными же законами общество может одарить только просвещённый монарх.
Екатерина, сохранив петровскую идею общего блага, включила её в концепцию просвещённого абсолютизма. В этой концепции общее благо выступает в качестве цели, а просвещённый абсолютизм – средства её достижения. Ссылаясь на историческую судьбу России, императрица вывела её фундаментальный закон – неизбежность монархического устройства российского государства. В этом взгляды Екатерины совпадают со взглядами Петра I. Просвещённый монарх, наделённый неограниченной верховной властью, издаёт наилучшие законы и направляет все другие органы государственной власти к получению для всех добра.
В 1765 г. Екатерина приступила к написанию программы преобразований. Основные идеи просвещённого абсолютизма в России были изложены в “Наказе” Уложенной комиссии. Одним из факторов укрепления политики Просвещённого абсолютизма был пересмотр устаревшего российского кодекса законов, Соборного уложения 1649 г. Центром законодательной работы и стала Уложенная комиссия, депутаты которой выбирались от всей страны, от всех сословий. Процедура выборов депутатов предусматривала составление письменных наказов от их избирателей. В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия, состоявшая из представителей дворянства, чиновников, горожан, государственных крестьян, казачества, инородцев. Каждый депутат привёз свой наказ от избирателей. На торжественном открытии Уложенной комиссии летом 1676 г. депутатам был зачитан екатерининский наказ. Основные идеи Наказа:
1. Равенство граждан заключается в их равном подчинении законам.
2. Подчинение законам должно быть основано на природном стыде человека, который должен удерживать его от преступления.
3. Осуждались жестокости наказаний и методы дознания – пытки.
4. Утверждалась ответственность власти перед подданными.
5. Осуждались чрезмерные поборы с крестьян.
В торжественной обстановке Екатерина приняла титул “Матери Отечества” и добилась легитимизации своей власти, полученной в результате дворцового переворота. Однако комиссия просуществовала недолго – до поднятия вопроса о крепостном праве. С началом русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. под предлогом отъезда некоторых членов комиссии на театр военных действий комиссия была распущена[7].
Значительное внимание Екатерина уделила реформе образования. Её заслугой стало открытие в 1764 г. в Петербурге Смольного института, положившего начало женскому школьному образованию в России. Созданная в 1763 г. Медицинская Академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков.
Одним из факторов укрепления просвещённого абсолютизма в России, по мнению Екатерины, должна была стать либерализация издательского дела. Более того, ею был основан сатирический журнал “Всякая всячина”, а сама императрица выступила в роли писателя-сатирика. Оппонентом выступил на страницах своих журналов “Трутень” и “Живописец” Новиков. Новиков противопоставлял екатерининской критике пороков человечества критику крепостничества. Екатерина и Новиков сходились во мнении, что убедив помещиков во вреде крепостничества, можно отменить крепостное право реформами сверху[8].
Ещё одним фактором укрепления Просвещённого абсолютизма была организация в 1765 г. Вольного экономического общества, которое объявило конкурс сочинений на тему: “Что полезнее для общества, – чтоб крестьянин имел в собственность землю или токма движимые имения, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?”. Таким образом, Екатерина невольно трансформировала общественное мнение в сторону критического отношения к крепостническим порядкам.
Составной частью политики просвещённого абсолютизма Екатерины II была секуляризация церковных владений. Указом 1764 г. монастырские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались государству. Если Пётр I упразднил патриаршество и учредил Синод, полностью зависимый от государства, то Екатерина лишила духовенство экономической базы и монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на своё содержание[9].
Начавшаяся крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва и последовавшая вскоре Французская революция вынудили Екатерину, дабы не сеять брожения в умах, постепенно отказаться от идей просвещённого абсолютизма и заигрывания с Западом. Начиная с Екатерины II в национально-государственной идее усиливаются то либеральные, то консервативные элементы. Россия то ориентируется на Запад, проводя модернизацию и вестернизацию, то возвращается к возрождению русской национальной самобытности.
Раскол русского общества начался ещё в петровскую эпоху и стал причиной глубоких противоречий и катаклизмов. Наряду с западничеством Петра I возникает идеология “почвенничества” (“почва”) – это уклад в русском обществе, основные черты которого сложились в эпоху Московского царства. Господствующими в нём являлись отношения подданства, вертикальные связи (власть – община), общинно-корпоративное устройство. С этим укладом была связана подавляющая часть русского населения – общинное крестьянство, исповедующая коллективизм, уравнительность и антисобственнические настроения.