Борьба за власть после смерти Петра I
После смерти Петра I (январь 1725 г.) было две кандидатуры на российский престол: его вторая жена Екатерина, которую поддерживали, рассчитывая сохранить влияние при дворе, многие «птенцы гнезда петрова» (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, И.И. Бутурлин, П.И. Ягужинский) и внук Петр Алексеевич (сын казненного в 1718 г. царевича Алексея Петровича), на чьей стороне выступали представители родовой знати (Д.М. Голицын, В.В. Долгорукий).
Исход спора решили гвардейские полки, которые по призыву А.Д. Меншикова заставили придворных присягнуть Екатерине.
Как и ожидалось, Екатерина I (1725–1727 гг.) передала всю власть в руки А.Д. Меншикова и его сторонников.
Фактически высшим органом управления стал созданный в феврале 1726 г. Верховный тайный совет. Ему были подчинены Сенат, коллегии и Синод. Указы, не подписанные Советом, выполнять запрещалось. Главную роль там играл Меншиков, расправляясь с теми, кто не подчинялся ему безоговорочно. По настоянию Меншикова, в своем завещании Екатерина I объявила наследником внука Петра – Петра Алексеевича и назначила «верховников» регентами при малолетнем государе.
В мае 1727 г. умерла Екатерина I, и императором стал 12-летний Петр II (1727–1730 гг.). Поначалу А.Д. Меншикову удавалось сохранять влияние. Он даже добился обручения своей дочери Марии с императором. Однако невиданное могущество светлейшего князя раздражало не только его противников, но и тех, кто ранее его поддерживал. Воспользовавшись болезнью Меншикова и его временным отсутствием при дворе, на сторону Долгоруких и Голицыных перешел воспитатель Петра II – А.И. Остерман. В сентябре 1727 г. А.Д. Меншиков был арестован, лишен всех чинов и званий и вместе с семьей сослан в Березов, где умер в 1729 г. Петр II, хотя и объявил себя полноправным правителем, целиком находился под влиянием Долгоруких (в особенности молодого князя И.А. Долгорукого). Представители старинной знати князья Голицыны и Долгорукие с неодобрением относились ко многим направлениям реформ Петра I. Двор был перенесен в Москву, постепенно ветшал не получающий средств флот. Закрепить влияние на императора Долгорукие собирались браком государя с княжной Е.А. Долгорукой. Однако 18 января 1730 г. Петр II умер.
Анна Иоанновна
18 января 1730 г. 14-летний царь Петр II умер, не назначив наследника. Верховный тайный совет попытался провозгласить императрицей невесту покойного государя – княжну Екатерину Долгорукую, но это ему не удалось. Тогда «верховники» решили пригласить на российский престол племянницу Петра I – герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну. Расчет членов совета был прост Анна Иоанновна не имела сторонников в России, была необразованна, бедна, бездетна, наконец, в обычных обстоятельствах, не могла бы рассчитывать на российскую корону. Долгорукие и Голицыны посчитали, что она согласится с любыми их требованиями, чтобы стать императрицей. «Затейка верховников» как назвал ее Ф. Прокопович, состояла в том, что в Курляндию были посланы «кондиции» – условия, которые должна была подписать Анна Иоанновна. «Кондиции» фактически передавали всю власть в стране в руки Верховного тайного совета: государыня не имела права самостоятельно назначать людей на высокие должности, решать вопросы войны и мира, объявлять наследника, награждать и наказывать дворян и т. д.
Герцогиня Курляндская подписала их. Но, прибыв в Россию, Анна Иоанновна обнаружила, что многие придворные, в том числе и гвардия, не одобряют действия «верховников» и после коронации объявила себя самодержицей.
Правление Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) началось с расправы над «верховниками», пытавшимися ограничить ее власть – Долгорукие и Голицыны были репрессированы, Верховный тайный совет ликвидирован.
Высшим законосовещательным органом стал Кабинет министров, главную роль в котором играли граф А.И. Остерман, генерал Б.Х. Миних и фаворит императрицы Э.И. Бирон. В 1735 г. Анна Иоанновна, не имея склонности к государственным делам, издала указ, по которому три подписи кабинет-министров на документе приравнивались к ее собственноручной подписи.
Одной из своих главных задач правительство Анны Иоанновны считало укрепление положения дворянства, расширение его привилегий.
Был отменен Указ о единонаследии, что позволяло дворянам свободно распоряжаться своими имениями.
Облегчалось получение офицерского чина – разрешалось записывать дворян на службу с младенческого возраста, это давало им возможность по достижении совершеннолетия получить офицерский чин «по выслуге», также офицерское звание присваивалось сразу по окончании созданного по инициативе Б.Х. Миниха Шляхетского корпуса.
В 1736 г. вышел указ, ограничивавший обязательную дворянскую службу 25 годами. Увеличивалось количество гвардейских полков (Измайловский полк, конная гвардия). Таким образом, происходил отказ от политики Петра I, закреплявшей за дворянством обязанность пожизненной (военной, гражданской или придворной) государственной службы.
В отечественной историографии закрепился термин «бироновщина», под которым обычно понимают небывалое засилье равнодушных к российским интересам иностранцев и террор по отношению к русской знати. Однако современная наука располагает данными, опровергающими эту точку зрения. Так, именно в царствование Анны Иоанновны русские офицеры стали получать такое же жалование, как иностранные (прежде получали в 2-3 раза меньше), а количество иноземных генералов в Российской армии снизилось с 60 до 50%. Да и сам Э.И. Бирон не обладал таким безусловным влиянием, как утверждали его противники.
В 1730-х гг. Российская империя принимала участие в двух войнах. Стремясь сохранить влияние на Речь Посполитую, в1733–1735 гг. Россия приняла участие в «войне за польское наследство». После смерти короля Августа II Сильного русская дипломатия поддерживала его сына Августа III. Однако выборы в Сейме выиграл ставленник Франции – Станислав Лещинский. Русские войска под командованием фельдмаршала Б.Х. Миниха разгромили сторонников последнего, и польским королем стал лояльный к России Август III. В 1735–1739 гг. Российская империя вела очередную войну с Турцией, результатом которой стал Белградский мирный договор, частично отменивший условия Прутского мира 1711 г. – России был возвращен Азов, но без права укреплять его и строить флот на Азовском море. Также Османская империя уступала небольшую территорию в Правобережной Украине.
В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла, завещав престол внуку своей сестры Екатерины Мекленбургской – младенцу Иоанну Антоновичу. Регентом был назначен Э.И. Бирон.
Елизавета Петровна
Умерла императрица Анна Иоанновна в октябре 1740 г., завещав престол внуку своей сестры Екатерины Мекленбургской – младенцу Иоанну VI Антоновичу (1740–1741 гг.). Регентом был назначен Э.И. Бирон. Однако менее чем через месяц фельдмаршал Б.Х. Миних отдал гвардейцам приказ арестовать Бирона и назначил регентшей при малолетнем государе его мать – Анну Леопольдовну Брауншвейгскую. Весной 1741 г. граф А.И. Остерман вынудил Миниха подать в отставку. Чехарда временщиков у подножия трона вызывала всеобщее недовольство.
Наибольшей популярностью у народа и гвардии пользовалась дочь Петра Великого – цесаревна Елизавета. 25 ноября 1741 г. она лично возглавила гвардейцев, которые арестовали императора и всю его семью. Елизавета Петровна (1741–1761/62 гг.) взошла на Российский трон.
Вступая на престол, Елизавета Петровна провозглашала возвращение к политике своего отца. Однако дело ограничилось внешним подражанием. Императрица была легкомысленна, не слишком образованна и не желала утруждать себя государственными заботами. Власть в стране снова оказалась в руках фаворитов. Наибольшим влиянием в царствование Елизаветы Петровны обладали граф П.И. Шувалов, его брат И.И. Шувалов и граф А.П. Бестужев-Рюмин. В начале этого правления был упразднен Кабинет министров, Сенату возвращалось значение высшего государственного органа, восстановлены Берг – и Мануфактур-коллегии.
По указу Елизаветы Петровны, фактически отменялась смертная казнь.
В отношении дворянства проводилась политика, типичная для той эпохи – создавались привилегированные учебные заведения (1759 г. – Пажеский корпус), расширялись права помещиков по отношению к крепостным.
Граф П.И. Шувалов в своей деятельности особое внимание уделял экономическому развитию Российской империи. По его предложению в России отменялись внутренние таможенные пошлины, казенные мануфактуры передавались в частные руки, началось генеральное межевание, учреждались первые банки, он настаивал над продолжением работы по созданию нового Уложения, начатой еще при Петре Великом.
И.И. Шувалов был известным покровителем просвещения. По его проекту, подготовленному совместно с М.В. Ломоносовым, в 1755 г. основан Московский университет с двумя гимназиями. Будучи первым куратором Университета И.И. Шувалов проявлял особую заботу о качестве обучения, возобновил традицию отправлять лучших учеников за границу.
В 1757 г. по его инициативе возникла Академия художеств, в 1758 г. – первая гимназия в Казани.
Граф А.П. Бестужев-Рюмин сосредоточил свои усилия на руководстве внешней политикой Российской империи. Он был сторонником сближения России с Австрией и противостояния с Пруссией и Францией. Вообще, в период царствования Елизаветы Петровны страна участвовала в двух войнах. С 1741 по 1743 гг. проходила русско-шведская война, в результате которой Швеция была вынуждена еще раз признать условия Ништадтского мира и уступить некоторую часть финских территорий (Абосский договор 1743 г.). Гораздо больше усилий от России потребовала Семилетняя война (1756–1763 гг.) на стороне Австрии, Саксонии, Франции и Швеции против Пруссии и Великобритании. В нескольких сражениях 1757–1759 гг. (1757 г. – Гросс-Егерсдорф, 1758 г. – Цорндорф, 1759 г. — Пальциг и Кунерсдорф) русские войска под командованием выдающихся полководцев С.Ф. Апраксина, П.А. Румянцева, П.С. Салтыкова нанесли невосполнимый ущерб силам Фридриха II Великого. В сентябре 1760 г. корпус З.Г. Чернышева взял Берлин. От полного разгрома Пруссию спасла только смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол ее племянника Петра III, известного своими пруссофильскими настроениями.
Екатерина II
28 июля 1762 г. на Российский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II (1762–1796 гг.) Это была умная, высокообразованная, энергичная, честолюбивая правительница.
Прибыв к петербургскому двору в 1745 г., София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербтская начала усердно изучать русский язык, а когда приняла православное крещение под именем Екатерины Алексеевны, стала демонстрировать свою набожность и чрезвычайную приверженность вере и обычаям. В отличие от вспыльчивого и неуравновешенного супруга, Екатерина неизменно оставалась спокойной, доброжелательной и приятной в общении. Если Петр III был необразован и неразвит, то его жена много времени проводила за чтением книг и имела репутацию одной из самых образованных женщин своего века. Все эти качества позволили ей занять престол и удерживать его на протяжении 34 лет.
Необходимо упомянуть, что Екатерина II стремилась не только царствовать, но и управлять. Огромная власть означала для нее, как и для Петра Великого, возможность в первую очередь активно преобразовывать государство, укреплять авторитет России на международной арене, заботиться о благе подданных. Когда в 1763 г. граф Н.И. Панин предложил императрице проект реформы Сената, лишивший этот орган законодательных прав, она подписала его, но резко критиковала попытку того же Н.И. Панина учредить Императорский Совет, который должен был поставить ее волю под контроль придворных сановников.
Екатерина II придерживалась идеи просвещенного абсолютизма, состоящей в том, что монарх должен использовать свою безграничную власть на установление справедливых законов, смягчение нравов и распространение просвещения.
Императрица состояла в переписке с выдающимися философами-просветителями: Вольтером, Д. Дидро, Д'Аламбером. Однако на практике Екатерине II, особенно в начале правления, приходилось, в первую очередь, учитывать интересы дворянства, возведшего ее на престол, и многие ее решения расходились с образом просвещенной императрицы. Она вынуждена была подтвердить манифест о вольности дворянства, указы о ликвидации розыскной канцелярии и запрещении купцам покупать крестьян к мануфактурам. Но главное – императрице пришлось заверить дворян в неприкосновенности их владельческих прав по отношению к крестьянам.
Даже созданное в 1765 г. для хозяйственных преобразований Вольное экономическое общество не имело возможности поднимать вопрос об отмене крепостного права.
Уложенная комиссия
Наиболее ярким воплощением принципов просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765–1767 гг. Созыв комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, так как Соборное Уложение 1649 г. устарело. А неоднократно предпринимавшиеся в первой половине ХVIII в. попытки составления нового Уложения не были завершены.
В «Наказе» императрица высказывала навеянные идеями просветителей мысли об искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, предлагала отделить судебную власть от исполнительной, призывала к распространению просвещения и умножению народного благосостояния.
В то же время в «Наказе» обосновывалась естественность для России неограниченного самодержавия и сословного неравенства. Екатерина, как и Петр I, считала, что только сильная государственная власть может осуществить преобразования в обществе. Ставила Екатерина II и проблему крепостничества. Она называла крепостное право «несносным и жестоким игом», но считала несвоевременным «генеральное освобождение» крестьян. Перед обнародованием «Наказа» императрица давала его читать и редактировать своим вельможам. Возможно поэтому какие-либо конкретные меры, позволявшие решить крестьянский вопрос, в окончательной редакции «Наказа» отсутствовали.
Уложенная комиссия начала свою работу 8 августа 1767 г. в Москве, а с 16 февраля продолжала действовать в Петербурге.
В ней было представлено 564 депутата от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Так, дворянство требовало ограничения вмешательства государства в дела собственников, отмены «Табели о рангах», утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами. Купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность, разрешения на использование труда крепостных в промышленности и запрещения крестьянской торговли. Наказы, шедшие от горожан и сельских обществ, были гораздо прогрессивнее: депутаты требовали открытия городских и сельских школ, гимназий, учреждения университетов и академий, всесословного участия в местном самоуправлении.
Раздавались голоса и о передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая взимала бы с них подати и оброк в пользу помещиков (Я. Козельский), об установлении фиксированной законом ренты (А. Маслов), о предоставлении крепостным крестьянам права собственности на землю.
Работа Уложенной Комиссии быстро доказала императрице, что депутаты не в силах подняться над сословными притязаниями, дискуссия по крестьянскому вопросу, очевидно, была бесполезна, так как подавляющее большинство дворян резко выступали против отмены крепостного права. В декабре 1768 г., под предлогом начала войны с Османской империей, Уложенная комиссия была распущена, хотя объективно военные действия потребовали привлечения не более 4% депутатов. Новый свод законов так и не был создан.
Положительным итогом работы Уложенной комиссии можно назвать «преподнесение» Екатерине II титула «Матери Отечества», что укрепляло ее позиции на престоле. Необходимо отметить, что «Наказ» государыни сыграл роль в распространении идей просвещения в стране. Это сочинение, признанное во многих государствах Европы настолько либеральным, что запрещалось к публикации, в России не раз переиздавалось и активно изучалось.
Губернская реформа
В 1775 г. особым «Учреждением для управления губерний Российской империи» была проведена областная реформа. Эта реформа исправляла недостатки системы местного управления, сложившейся в начале XVIII в. Кроме того, восстание под руководством Е.И. Пугачева, потрясшее страну в 1773–1775 гг., показало Екатерине II необходимость усиления полицейско-административного контроля на местах.
Если накануне реформы Российская империя делилась на 28 губерний с учетом исторически сложившихся территорий, то теперь губерний стало 50, а дробление на провинции было упразднено. Страна стала делиться на губернии в соответствии с численностью населения: по 300–400 тысяч человек в каждой. Это придавало большую эффективность работе местных чиновников. Также подобный принцип игнорировал национальный состав населения, что вело к усилению русификации, горячей сторонницей которой была Екатерина II.
Две-три губернии могли объединяться в генерал-губернаторства или наместничества. Наместник, назначенный императрицей, имел широкие полномочия и имел право участвовать в заседаниях Сената.
В ходе реформы в губернии появилось множество новых учреждений. Во главе стояло губернское правление, которым руководил губернатор, назначаемый государем. Губернское правление осуществляло исполнительную власть, следило за выполнением законов и контролировало деятельность уездных учреждений.
Уголовная и Гражданская палаты были органами высшей судебной власти губернии. Они контролировали новые судебные учреждения, созданные по сословному принципу: Верхний земский суд – для дворян, Губернский магистрат – для горожан и Верхняя земская расправа – для крестьян.
Финансами, торговлей и промышленностью ведала Казенная палата.
Приказ общественного призрения занимался школами, больницами, приютами и богадельнями.
Губернские учреждения стали обладать столь обширными функциями, что отпала необходимость в существовании ряда коллегий, и почти все они были упразднены (кроме Иностранной, Военной, Морской и Коммерц-коллегии).
Губернии делились на уезды по 30–40 тысяч человек. Уездная администрация практически полностью находилась в руках местных дворян. Управление уездом осуществляли подчинявшиеся губернскому правлению заседатели Нижнего земского суда, возглавляемого капитан-исправником. Все они избирались дворянами. Помимо того, на уездных дворянских собраниях, проходящих раз в три года, избирался предводитель дворянства. Несмотря на название, Нижний земский суд не был судебным органом, а выполнял административно-полицейские функции: следил за охраной порядка и сбором налогов.
Судебные учреждения уезда подчинялись губернским: дела дворян разбирал Уездный суд, горожан – Городовой магистрат, крестьян – Нижняя земская расправа.
Городскую администрацию представлял городничий или комендант, а в Москве и Петербурге – обер-полицмейстер.