Соотношение гос-ва и права
Право – система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общ.отношения.
Государство– властно-политическая организация общества, обладающая гос.суверенитетом, спец.аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности. Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и гос-во являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие гос-ва и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния гос-ва и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется гос-во, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода гос.власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть гос-ва, предотвращая произвол гос-ва.
Выделяют модели взаимоотношений права и гос-ва:
Тоталитарная предполагает, что право — продукт гос.деятельности, следствие гос-ва. В отечественной юридической литературе считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Условием для данного подхода служила политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из естественного закона и основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Праву принадлежит приоритет в сравнении с государством. Подход имеет преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.