Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права.

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность

прав и обязанностей граждан. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит:

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской

Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской

Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным

договором Российской Федерации».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов [/гр. a (частица отрицания) и

patris (patridos) родина/ – лишённые родины;

лица, утратившие право гражданства в одном государстве и не приобретшие его в

другом] является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются,

является сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами,

наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без

гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в

федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц

без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются,

подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на

территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством

установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности

(Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в

милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к

ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства,

только к ним может применяться такое административное взыскание, как

выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран

СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут

въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может не быть

выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям,

установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных

документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места

жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной

безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов

граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться

при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации, по

прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное

пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям,

выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами

которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней

со дня приобретения; нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств,

установленных законодательством (ZB., если это противоречит интересам

государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной

ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября

1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом

положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными

Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания иностранных

граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов. Некоторые

субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой

статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения,

проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. приняла

областной Закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории

Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан

и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем

пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски

убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц

без гражданства можно поделить на:

- постоянно проживающих;

- временно пребывающих;

- проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания – разрешение ОВД субъекта Федерации. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при

его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации

ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Статья 19 Закона

РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно

проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в

гражданство РФ. Временно прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным

паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех

суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты,

туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд

иных лиц, названных в законе. Установлен следующий порядок принятия иностранных

граждан, временно находящихся в РФ, на работу: работодатель должен обратиться в

миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного

числа иностранных граждан; на основании полученной квоты работодатель просит

миграционную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по

найму; после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного

иностранца на работу.

Наши рекомендации