Понятие, доказательства, участники, сроки.

Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми

признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой

разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:

n АП направлен на решение определенных управленческих дел.

n АП урегулирован нормами административного права.

В зависимости от содержания делится на:

n Процесс административного правотворчества.

n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая

деятельность.

n Административно-юрисдикционный процесс.

Каждую из частей процесса можно разделить на производство; административное

производство отличается содержанием решаемых проблем. Также можно отметить

стадийность. Под стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть

производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей

задачи, документы и особенности.

Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:

1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы, обсуждение

правового акта.

2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и .т.д.).

3.Исполнение решения.

Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра

постановлений.

В зависимости от сложности можно выделить:

n Ускоренное;

n Обычное;

n Усложненное производство.

Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется

множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе

есть как материальные, так и процессуальные нормы.

Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:

1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);

2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;

3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм

административного права.

Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП содержит

основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно

связан с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к адм.

ответственности рассматривает по ГПК.

Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются

фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются основания

дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они получены в порядке

и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят на прямые и косвенные,

обвинительные и оправдательные и т.д.

Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника сведений:

1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.

2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;

3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать

административные проступки (исключительно для административного процесса).

Участники производства по делам об адм. правонарушениях:

1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу

дела;

2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к

ответственности);

3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,

эксперты и т.д.).

Сроки производства об административных правонарушениях. Для

административного процесса:

1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается сроки

(час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст. 238).

2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с каким-

нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок исчисляется

днями и больше, его течение начинается с 00.00. Административный арест

начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу.

3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в которое

должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда

завершено действие. Если действие не завершено, в порядке исключения

восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных

правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о

совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на:

1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные

процессуальные действия.

2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение постановления,

погашение наложенного взыскания. Если давность истекает, дело прекращают.

3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер административного

принуждения. Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом.

Подведомственность дел по АП. Различают:

n общую подведомственность;

n специальную подведомственность;

n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который

рассматривает дело (инспекция и т.д.);

n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного

вида будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения

правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).

n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен

заниматься этим делом.

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных производствах

все стадии “сливаются” в один процесс.

Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам

несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных

инспекций.

Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера

воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении делопроизводства.

Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и содержать реквизиты. В

решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт,

время и место принятия, данные о нарушителе, время, место и сущность нарушения,

норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер

взыскания).

Билет №5

Наши рекомендации