Тема 5. Право внешних сношений

1. Внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений

государств.

2. Понятие, принципы и источники дипломатического и консульского права.

3. Дипломатические представительства.

4.Персонал дипломатического представительства.

5.Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства.

6.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.

7. Консульские учреждения.

8.Международно-правовой статус консулов.

9.Права и обязанности консульских должностных лиц.

10Консульские привилегии и иммунитеты.

Индивидуальное задание

1. Дайте определение дипломатического корпуса в широком и узком смысле.

2. Дайте определение консульского корпуса?

3. В чём отличие дипломатических иммунитетов от привилегий?

4. Каково назначение консульских привилегий и иммунитетов?

6. Условия правомерности предоставления дипломатической защиты?

Задачи

1.Итогом поездки министра иностранных дел Южно-Африканской Республики Р. Боты в Латвию, Эстонию, Литву, на Украину и в Россию (Санкт-Петербург и Москва) в ноябре 1991 г. стали договоренности об установлении полных дипломатических отношений со странами Прибалтики, открытии южно-африканского представительства в Киеве и восстановлении официальных связей (обмен консульскими учреждениями) с Советским Союзом, прерванных в феврале 1956 г. Тогда южно-африканские власти закрыли советское консульство, обвинив его сотрудников в «подрывной деятельности». Восстановление консульских отношений было оформлено протоколом, подписанным министром иностранных дел СССР и министром иностранных дел ЮАР.

Каковы правовые основания установления либо восстановления дипломатических отношений?

Чем отличается установление полных дипломатических отношений от установления консульских отношений, а также официальных связей?

Что может послужить основанием для разрыва дипломатических отношений?

Каковы правовые последствия установления дипломатических отношений?

Каковы правовые последствия разрыва дипломатических отношений?

Какие вопросы должны найти отражение в соглашении об установлении дипломатических отношений?

Какие вопросы должны быть отражены в соглашении об обмене консульскими учреждениями?

Распространяются ли достигнутые договоренности о восстановлении официальных связей между ЮАР и СССР на Российскую Федерацию как государство-правопреемник Советского Союза?

2.Указом Президента РФ Ю.Ушаков был назначен Чрезвычайным и Пол- номочным Послом РФ в США и Постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств в Вашингтоне по совместительству.

Д.Черкашин был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Швейцарской Конфедерации и Княжестве Лихтенштейн по совместительству.

В чем смысл и назначение института кумуляции дипломатической миссии?

В каким случаях допускается осуществление дипломатическим работником дипломатической миссии по совместительству?

В чем особенности процедуры назначения дипломата, осуществляющего дипломатическую миссию по совместительству?

Каковы особенности правового статуса Чрезвычайного и Полномочного Посла?

Тема 6. Международно-правовые средства мирного разрешения

Международных споров

1. Принцип мирного урегулирования международных споров.

2. Устав ООН как источник правового урегулирования международных спо-

ров.

3. Международные примирительные процедуры.

4. Международное арбитражное разбирательство.

5. Международная судебная процедура, её особенности, место и роль в сис

теме мирного разрешения международных споров.

6. Мирное урегулирование споров в рамках СНГ

7. Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса

Индивидуальное задание

1. Чем отличается международный спор от конфликта и ситуации?

2. Назовите виды международных споров и основания их классификации?

3. Обязанность разрешать международный спор мирным путём является абсолютной или относительной?

4. В чём различие арбитражной и судебной процедур разрешения международных споров?

5. Что означает принцип факультативной юрисдикции суда в международном

праве?

Задача

В 1998 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН в Риме прошла дипломатическая конференция, где под статутом будущего Международного уголовного суда поставили подписи делегации 120 стран из 162 присутствовавших. Было принято решение, что Римский статут вступит в силу после ратификации половиной подписавших его государств. 11 апреля 2002 г. ООН депонировала 60 ратификационных грамот и 1 июля 2002 г. статут Международного уголовного суда вступил в силу.

Под юрисдикцию Международного уголовного суда попадают четыре вида преступлений: геноцид, военные преступления, агрессия, преступления против человечества. Иски против лиц, обвиняемых в данных преступлениях, вправе возбуждать все страны, подписавшие статут, Совет Безопасности ООН и прокурор суда. Судебное преследование может осуществляться либо национальными органами правосудия, либо Международным уголовным судом по единым правилам и критериям.

Президент США Б. Клинтон распорядился подписать Римский статут. Однако в 2002 г. США начали кампанию отзыва подписи бывшего президента и отказались ратифицировать учредительный договор. Более того, Вашингтон пригрозил вывести свои миротворческие силы из беспокойных регионов, в частности из Боснии, если им не будут предоставлены гарантии того, что Гаагский суд не будет привлекать военнослужащих США к уголовной ответственности за действия, совершенные в «горячих точках». Совет Безопасности пришел к компромиссу по данному вопросу: «голубые каски» из США, Китая, Израиля, России получили годовой иммунитет от юрисдикции Международного уголовного суда. Судебное преследование миротворцев из данных стран возможно только по решению Совета Безопасности ООН.

Затем администрация США выступила с новой инициативой, которая касалась всех стран за исключением членов НАТО, а также таких важных союзников, как Израиль, Египет, Австралия, Япония, Южная Корея. Вашингтон настаивал на заключении двусторонних соглашение о том, чтобы не выдавать своих граждан Гаагскому суду без предварительного взаимного согласования. Тем, кто подобные соглашения не подпишет, Америка грозилась отказать в предоставлении финансовой помощи. Подобные соглашения с США подписали Израиль и Румыния.

Каков правовой статус Международного уголовного суда?

Вправе ли государство отозвать свою подпись, поставленную под Римским статутом?

Правомерна ли постановка вопроса о предоставлении иммунитета от юрисдикции Международного уголовного суда гражданам отдельных стран?

Означает ли подписание Римского статута признание государствами правовых границ квалификации геноцида, агрессии, военных преступлений и преступлений против человечества в том виде, в каком их толкует Международный уголовный суд?

Наши рекомендации