Воздействие на со3нание фоновыми факторами
Власть придает словам отпечаток правды.
Менандр.
Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце.
Ф. Честерфилд.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ МИФЫ
Мифы определяют сознание.
С. Е.Лец.
Худший враг истины часто не ложь, преднамеренная, изобретательная и бесчестная, а миф - живучий, правдоподобный и увлекательный.
Дж. Кеннеди.
Миф устанавливает простейшие причинно-следственные связи для явлений социального мира. В лучшем случае он является полуправдой. Однако сила мифов не в точности объяснения явлений, а в том, что они прежде всего оправдывают некий ход событий или действий. Мифы определяют отношение человека к событиям, его поведение и могут оказывать влияние на человека на протяжении всей его жизни.
К примеру, существуют мифы, которые объясняют такое явление, как бедность. Первый миф: «бедные - это жертвы системы», второй: «бедные - это те, кто не хочет работать».
Очевидно, что в зависимости от того, какого мифа придерживается человек, он по-разному будет вести себя при встрече с нищим, неодинаково станет относиться к социальным программам и даже строить всю свою жизнь.
При этом сторонник каждого из этих мифов приведет факты, подтверждающие его правоту. Вспоминается, как в разговоре с автором этих строк знакомый датский профессор сетовал на то, что «в Дании слишком много социализма». В его понимании «социализм - это наличие большого числа бездельников, живущих за счет тех, кто трудится». И приводил такие факты: в их стране существуют семьи безработных, которые (уже не в одном поколении) не проработали ни дня (1), живя на пособие по безработице. Пособия эти достаточно большие за счет высочайших налогов (до 70%) на богатых. «Я и мне подобные содержим этих бездельников, - сетовал профессор. -:- В Англии или в США, где Тэтчер и Рейган снизили налоги на богатых, я с моими нынешними заработками давно стал бы миллионером!» .
С другой стороны, миф о том, что «бедные - это жертвы системы», поддерживает подавляющее большинство бедных. Ведь это позволяет объяснить свою материальную безуспешность пороками системы, а не собственной безынициативностью, а то и обычной ленью. Если же говорить о встрече с нищим, то богатые подают реже, нежели это делают люди малообеспеченные. На вопрос «почему?», богатые обычно отвечают: «Работать надо, а не попрошайничать!». Это еще раз говорит об их приверженности мифу «бедные - это те, кто не хочет работать».
РОЖДЕНИЕ МИФОВ
Миф о выдающемся лидере
В мифе неразрывно связаны содержание и форма его выражения. Поэтому чрезвычайно важен стиль языка, которым он излагается. Используя определенные слова, манеру произнесения, политики вызывают у слушателей специфические фоновые состояния, связанные с этими словами, тем самым предопределяя желательную реакцию.
В этом отношении очень показателен пример создания своего имиджа выдающим лидером Джоном Кеннеди.
Будучи рядовым сенатором, он не прославился ни в законодательной деятельности, ни в парламентских дебатах. Поэтому, чтобы добиться популярности, он должен был либо делать множество похвальных вещей, что не так просто и требует времени, либо попытаться создать себе привлекательный имидж с помощью риторических приемов. Кеннеди пошел по второму пути.
Поддержку и признание публики он завоевал, произнеся высокопарную инаугурационную речь. (Политики используют высокопарные речи, когда хотят создать миф о мужественном лидере.) Речь Кеннеди изобиловала патетическими выражениями и метафорами, ассоциациями с библейским языком и красноречивыми рассуждениями о прошлом. Тем самым президент как бы ставил себя в один ряд с великими деятелями прошлого и старался вызвать у публики ощущение божественности его миссии. Он обрисовал мир, в котором живет американский народ, как очень опасный, сложившуюся ситуацию - как критическую, а себя - как человека, призванного высшими силами отстоять американские свободы и демократию. В результате его речь стала одним из самых громких событий в политической жизни Америки и послужило первым шагом в создании мифа о выдающемся лидере.
О том, как американские власти умеют создавать выгодные для своей политики мифы, говорит скандал, случившийся в мае 2007 года. Рядовой армии США Джессика Линч обвинила армейское руководство в том, что ее, помимо ее воли, превратили в героиню-мученицу. Миф родился в2003 году, когда якобы раненую и отстреливавшуюся до последнего патрона Линч захватили иракские боевики, пытали и допрашивали. А потом мужественный американский спецназ, рискуя жизнями, в ходе операции освободил Джессику. И все это было заснято на видео. На деле же девушка попала в автоаварию, ее лечили иракские врачи и даже пытались на «скорой,) отвезти в расположение родного подразделения. Но сослуживцы обстреляли машину, а через несколько дней устроили шоу в пустом госпитале, штурмуя палату с Линч холостыми патронами. Спасенная оказалась «неблагодарной» и рассказала об этом шоу всему свету.
Мифы как объединители нации Наряду с мифами, популярными во всех странах и культурах, например, о мужественном и находчивом герое, огромную роль в политической коммуникации играют мифы, объединяющие коллективное сознание общества.
Так, например, к главным для американского общества можно отнести мифы об «обществе равных возможностей», «американской мечте», «демократии и свободном предпринимательстве». Формируя лицо и характер американской нации, они остаются практически неизменными на протяжении всей истории США.