Четвёртый признак правового поведения – наличие контроля за ним со стороны государства.
Так государство, регулируя посредством права, ту или иную область общественных отношений, а, следовательно, и поведение человека в этой области, устанавливает определённые рамки свободного поведения, определяет заперты на совершение каких-либо действий и возлагает на людей обязанность вести себя определённым образом. Причём государство не ограничивается установлением прав, запретов и обязанностей, оно ещё осуществляет контроль за надлежащим поведением в рамках установленных правил. Такой контроль государство осуществляет через свои органы, через должностных лиц, посредством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Следует отметить, что государство может принудить человека к совершению определённых правовых действий. Сущность данного признака предопределена таким свойством права, как его гарантированность, принудительность государством.
И последний в списке, но не по значению признак правового поведения – его юридические последствия.
Данный признак означает то, что в результате совершение любого правового действия наступают определённые правом последствия. В силу указанной особенности правовое поведение как действие, так и бездействие выступает в качестве юридического факта, т.е. являются основанием для возникновения, прекращения либо изменения различных правоотношений.
Все перечисленные выше признаки позволяют нам дать полное определение правового поведения.
Правовое поведение – это социально значимое, осознанное поведение субъектов права, урегулированное и обеспеченное государством посредством права (правовых предписаний), влекущее за собой юридические последствия.
Дальнейшее исследование правового поведения позволит нам проследить довольно широкий спектр деяний, как по юридической оценке, так и по оценке с позиций социальной значимости, обозначаемых как виды правового поведения и составляющих его содержание.
Виды правового поведения.
Говоря о видах правового поведения, прежде всего, нужно указать, что деяния (действия и бездействия) человека в правовой сфере могут оцениваться с двух сторон:
1) со стороны социальной полезности или вредности какого-либо поведения или его последствий;
2) с юридической стороны.
Так, во-первых, правовое поведение может быть общественно полезным либо общественно опасным (вредным), когда критерием оценки является его социальная значимость. Во-вторых, когда анализируется соответствие поведения правовым (точнее говоря – нормативным) предписаниям мы можем говорить о правомерном и неправомерном правовом поведении.
Выделение этих двух критериев при оценке правового поведения, по мнению А.С. Шабурова, – «позволяет верно оценить поступок, дать правильную квалификацию его последствий, определить реакцию на него государства и общества»[5].
Правовой поступок нередко рассматривают лишь с одной, юридической, стороны. Всякое поведение, соответствующее нормам права, понимается как правомерное, а противоречащее им – как правонарушение. При анализе же поведения не только с юридической, но и с социальной стороны обнаруживаются различные его варианты. Так, возможно поведение, осуществляемое в рамках правовых норм, не нарушающее их, но наносящее определенный ущерб обществу, отдельным гражданам. Бывает, что субъект нарушает нормы права, действует неправомерно, но его действия не влекут за собой каких-либо отрицательных последствий для окружающих. Поэтому не стоит ограничивать виды правового поведения правомерным и правонарушающим. Развитие и потребности юридической практики требуют более дифференцированного подхода к этому вопросу, ибо различные виды правовых действий нуждаются в соответствующей правовой регламентации.
Все изложенное позволяет выделить следующие виды правового поведения:
1) правомерное – социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям;
2) правонарушение – социально вредное поведение, нарушающее требования норм права;
3) злоупотребление правом – социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм;
4) объективно противоправное – поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений[6].
О правомерном поведении речь пойдёт ниже, о правонарушении мы с вами будем говорить на следующей лекции. Последние два вида правового поведения рассмотрим сейчас более подробно.
Начнём с характеристики злоупотребления правом.
Суть злоупотребления правом состоит в использовании субъектом своего права во вред другим людям, обществу или государству. Например, когда один из соучредителей юридического лица без каких-либо причин не даёт разрешение на продажу или реорганизацию предприятия (юридического лица) или когда преподаватель, без видимых на то причин, спрашивает на занятиях одних и тех же лиц, не давая тем самым отвечать остальным.
Более полная характеристика злоупотребления правом будет видна после анализа его признаков, к которым относится:
- во-первых, наличие у субъекта, злоупотребляющего правом, реального субъективного права,
- во-вторых, субъект должен фактически осуществлять (реализовать) своё право,
- в-третьих, реализация субъектом своего права влечёт социально неблагоприятные последствия, однако правовые нормы в данном случае не нарушаются.
От правонарушения данный вид правового поведения отличается тем, что правонарушение представляет собой нарушение норм права, при злоупотреблении правом такого нарушения не происходит. Однако и правонарушение, и злоупотребление правом влекут неблагоприятные для человека, общества или государства последствия.
В отличие от правомерного поведения, влекущего благоприятные социальные последствия, злоупотребление правом отличается своей вредностью для общества. Причём в случае большой общественной опасности за злоупотребление правом в законодательстве может быть предусмотрена ответственность (ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»), но в этом случае злоупотребление становится правонарушением.