Финансово-промышленная политика государства
Начало перехода от архаичной сословной системы налогообложения к налогам по имущественному признаку. Деятельность министров финансов Н. Х. Бунге (1881-1886), И. А. Вышнеградского (1887-1892), начало деятельности С. Ю. Витте (1892-1903).
- Замена подушной подати увеличением косвенных налогов (80-е-начало 90-х гг. XIX в.) на предметы широкого потребления и повышением прямых налогов с доходов от предпринимательской деятельности и денежных капиталов (1885).
- Увеличение налогообложения бывших государственных крестьян с целью перераспределения налогового бремени внутри страны и пополнения государственного бюджета.
Экономическое положение этой категории крестьянства было заметно лучше, чем положение бывших помещичьих.
- Попытка Н. Х. Бунге пересмотреть законодательство о паспортной системе в целях облегчения деятельности крестьян-отходников (80-е гг. XIX в.).
Попытки Бунге провести паспортную реформу, равно как и его сторонников довести дело до конца после отставки министра финансов в конце 1886 г. «разбились» о вопрос об общине и круговой поруке.
- Продолжение перехода от политики фритредерства к политике протекционизма (первая половина 80-х гг. XIX в.).
Политика свободы предпринимательства с минимальным вмешательством государства в экономическую деятельность, то есть фритредерство, начиная со второй половины 70-х гг. заменяется политикой поощрения государством национального производителя и защитой его интересов от иностранных конкурентов, то есть протекционизмом.
- Политика правительства по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных капиталов в отечественную промышленность.
- Проведение политики оздоровления национальной финансовой системы, подорванной Русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Начало создания Н. Х. Бунге финансовой базы для превращения рубля в конвертируемую валюту и введения золотого стандарта. Возобновление в 1881 г. чеканки серебряной монеты.
На этом тернистом пути у Бунге были не только объективные трудности, связанные с неурожайными годами, но и влиятельные политические противники, считавшие бумажные деньги более предпочтительным расчётным средством. В конце декабря 1886 г. Бунге был отправлен в отставку и в 1887 г. заменён новым министром И. А. Вышнеградским.
- Деятельность И. А. Вышнеградского по оздоровлению государственного бюджета и преодолению дефицита. Попытка введения государственных монополий на отдельные виды продуктов (вино, табак) и дальнейшее увеличение косвенных налогов (1888). Пересмотр железнодорожных тарифов. Создание департамента железнодорожных дел во главе с С. Ю. Витте (1889) и начало выкупа в казну частных железных дорог.
- Продолжение Вышнеградским политики оздоровления национальной финансовой системы и перехода к золотому обращению. Проведение министерством финансов выгодной конверсионной операции по переходу значительной части русских ценных бумаг с немецкого на французский денежный рынок (1889-1891). Дальнейший рост иностранных капиталов в Россию
- Окончательный переход от политики фритредерства к протекционизму по отношению к национальной промышленности. Увеличение ввозных пошлин (1889, 1890) и принятие протекционистского таможенного тарифа 1891 г. Усиление вмешательства государства в экономические процессы внутри страны. Рост налогового бремени на основные слои населения.
- Активный рост промышленного производства, транспорта в 80-90-е гг. XIX в. и усиление диспропорции между темпами развития промышленного и аграрного секторов экономики.
Существенную роль в отставании темпов развития и производительности труда в сельском хозяйстве от промышленного сектора сыграл аграрный кризис в Европе 70-начала 90-х гг. XIX в., когда под влиянием падения цен на хлеб доходы сельских производителей были минимальны. К тому же основной поток иностранных капиталов шёл в промышленный сектор, а российская деревня могла опираться только на собственные силы. При неуклонном увеличении средств, вращающихся в промышленном секторе и росте косвенных налогов на товары первой необходимости, ухудшающееся экономическое положение основных слоёв сельского населения могло вызвать негативные социальные последствия для государства в целом.