Аграрная реформа и переселенческое движение
П. А. Столыпин решился на беспрецедентный в истории России шаг – ломку архаичной крестьянской общины и создание широкого слоя крестьян-собственников. За 1907–1915 гг. из общины вышло более 3 млн хозяев или ¼ часть общей численности всех крестьянских хозяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов. Крестьяне приобрели у банка или купили с его помощью 9,8 млн десятин. На землях Крестьянского банка было создано около 270 тыс. образцовых крестьянских хозяйств. Одновременно был дан мощный стимул освоению окраин империи. В 1906–1915 гг. число переселенцев за Урал составило 31 млн чел., т. е. в два раза больше, чем за все предыдущее десятилетие. Меры, намеченные указом 9 ноября 1906 г., активизировали мобильность значительных слоев населения, способствуя освоению новых территорий в Сибири, на Дальнем Востоке, Казахстане и Средней Азии.
Следствием проведения земельной реформы должно было стать создание значительного слоя крестьян-собственников. Тем самым Столыпин рассчитывал обновить социальную базу политического режима в стране. Крестьяне, основная масса российского населения, получив политические права, активно включились в общественно-политическую жизнь. Крестьянские депутаты Государственной думы заявляли о своих требованиях с думской трибуны на всю страну. Крестьяне входили в состав многочисленных партий и движений, создавали собственные организации – Всероссийский Крестьянский союз.
Реформы в области прав и свобод граждан
П. А. Столыпин осознавал необходимость формирования в России гражданского общества, расширения гражданских прав и свобод личности. Так, по указу 5 октября 1906 г. отменялись ограничения в положении самого многочисленного сословия – крестьянства. Ликвидировались прежние препоны при поступлении крестьян на государственную службу, в учебные заведения, им предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места жительства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные разделы. Крестьяне, имевшие купленные земли, получали право участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. В процессе реализации программы намечаемых в этой сфере реформ предусматривался переход от традиционного сословного общества к бессословному гражданскому обществу. Согласно представленным правительством Столыпина в Государственную думу законопроектам, намечалась постепенная ликвидация сословных, национальных и конфессиональных ограничений, поэтапное расширение гражданских и политических прав личности.
Реформа местного управления и самоуправления
Сильная вертикаль исполнительной власти, на укреплении которой настаивал П. А. Столыпин, в основе своей должна была иметь реформированную систему местного управления и самоуправления. Основная цель этой реформы состояла в том, чтобы ликвидировать сословные структуры и укрепить губернское и уездное административное звено коронными чиновниками. При этом значительно расширялись полномочия губернаторов, а уездные предводители дворянства и земские начальники заменялись начальниками уездов и участковыми комиссарами, непосредственно подчиненными центральной власти.
Планировалось также распространить земское управление на всю территорию Российской империи. Одновременно предусматривалось расширение компетенции земских органов, создание всесословного волостного и поселкового управления. В итоге должна была быть создана гибкая и эффективная система взаимосвязанных друг с другом органов управления и самоуправления, ориентированная на защиту имущественных и личных интересов крестьян-собственников.
Реформа судебной системы
Будучи последовательным сторонником введения законности и правопорядка во все сферы жизни, П. А. Столыпин считал крайне важным создать единое правовое пространство в масштабах Российской империи. Намеченная им реформа суда и судопроизводства предусматривала создание унифицированной судебной системы, допущение защиты на стадии предварительного следствия, введение условного осуждения и условного досрочного освобождения, установление ответственности должностных лиц. Предполагалось также провести преобразование полиции: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функция политического дознания передавались следственным органам.