Информационные технологии в деятельности Государственной службы занятости населения.

Информационная деятельность государственной службы занятости населения способствует поддержанию единого информационного пространства органов службы занятости, обеспечивающего своевременную информированность всех структур общества о положении на рынке труда, реализации содействия занятости населения, социальной поддержке безработных. Повышение информированности граждан и работодателей об их правах и обязанностях в социально-трудовой сфере, программах и услугах органов службы занятости населения; обеспечение доступности информации для клиентов органов служб занятости; удовлетворение потребностей различных групп пользователей в конкретной, адресной информации; максимально точное, своевременное ее доведение до заинтересованных в ней получателей - все эти задачи обозначены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Целью информатизации служб занятости является повышение эффективности и качества действий этой службы, в первую очередь сокращение времени, необходимого для подбора рабочих мест, обеспечение правильного и своевременного начисления пособий по безработице, снижение затрат на регистрацию лиц, обращающихся в органы службы занятости.

Служба занятости является важным звеном в современной системе рыночных отношений. Данная организация в процессе своей работы решает следующие задачи:

1. Задача подбора работника на вакантную должность:

- получение информации от физических и юридических лиц об имеющихся у них потребностях нанять работника и перечне требований к нему;

- получение информации от физических лиц об их желании получить работу в той или иной области, а также полной информации о возможностях данного лица;

- обработка полученной информации;

- осуществление подбора работника на имеющуюся вакантную должность.

2. Задача переподготовки кадров в соответствии с условиями современной ситуации:

- получение информации от физических лиц об их желании получить переподготовку;

- получение информации от организаций, осуществляющих переподготовку, о возможных вариантах ее проведения;

- направление физических лиц в организации на переподготовку;

- получение информации о процессе и результатах переподготовки.

3. Задача предоставления различным организациям статистической информации, полученной в процессе работы центра;

- различная обработка информации, используемой центром в своей работе;

- представление обработанной информации в удобном для пользователей виде;

- обеспечение быстрого доступа всех пользователей к обработанной информации.

Информация, используемая в работе центров занятости, имеет ряд особенностей и связанных с ними требований по работе с этой информацией:

- большие потоки поступающей и выходящей информации требуют возможности их быстрой обработки, а также легкого доступа к ним;

- поступающая информация обладает свойством цикличности, что значительно упрощает процесс ее обработки, но в то же время и требует создания четкой системы ее организации;

- главная задача центров занятости, а именно подбор работника на вакантную должность, не может осуществляться вручную в силу большого объема поступающей информации. Поэтому необходимо создание системы, способной быстро провести обработку имеющейся информации и удовлетворить тем самым запросы фирм по замещению вакантных должностей;

- информация, подлежащая анализу, имеет несколько признаков, по которым необходимо производить ее классификацию, что делает необходимым создание системы, способной производить сортировку уже имеющейся информации.

Для работодателя, ищущего подходящую кандидатуру на вакантное место, служба занятости предлагает такие виды информационных услуг, как специализированные ярмарки вакансий и презентации предприятий, банки вакансий высококвалифицированных специалистов, городские и республиканские банки вакансий, в том числе на сайте госслужбы занятости. Оперативную информацию о рынке труда партнеры службы занятости могут почерпнуть в местных средствах массовой информации, на семинарах для кадровых служб предприятий.

Самый главный упор в свете требований сегодняшнего времени делается на развитие интернет-ресурсов как наиболее доступного, оперативного источника необходимой информации.

34. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка как превентивные (упреждающие) меры политики содействия занятости населения.

Федеральные органы государственной власти в области содействия занятости населения осуществляют меры активной политики занятости:

· мероприятия по содействию трудоустройству населения (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, социальная адаптация на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан);

· профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение), психологическую поддержку безработных граждан, профессиональную ориентацию граждан.

Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Безработным гражданам гарантируются:

· социальная поддержка;

· осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

· бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

· гражданин не имеет профессии (специальности);

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

3 Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

4. Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

Профориентация проводится в целях информирования населения о состоянии рынка труда (вакансии, з/плата). Основными категориями, среди которых проводиться профориентация являются безработные, студенты, школьники.

Негосударственные учреждения также оказывают услуги профориентации, профподготовки населения (разные курсы, предприятие м.б. заказчиком информирования населения о своей деятельности, профобучение в самих организациях и т.п.)

Основные проблемы в деятельности органов Федеральной государственной службы занятости населения России на современном этапе.

На территории России Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения, которая направлена на:

· оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан:

· осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Наши рекомендации