Бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование экономики
⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒
Главной задачей государства является стабилизация экономики,т.е. обеспечение роста объёмов производства, занятости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, повышения уровня благосостояния населения. Эти задачи проводятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) политику и денежно-кредитное регулирование.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции, адекватного темпам экономического роста. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов и, следовательно, на объём ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.
Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика -это автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства.
Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи «встроенных (автоматических) стабилизаторов», которые применяются правительством автоматически, т.к. предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:
а) прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).
Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличиваются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит;
б) пособие по безработице.
Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос и, следовательно, ВВП.
Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой политики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабилизаторы амортизируют удары экономических кризисов.
Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Законодательный процесс - процесс медленный, а медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.
При дискреционной фискальной политике в целях сокращения падения производства и стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюджета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соответственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюджетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости населения позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить экономические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с кредитно- денежной политикой.
Кредитно-денежная (монетарная) политика- это совокупность мер, направленных на регулирование денежного обращения и кредита в целях стабилизации национальной экономики, осуществляемой Центральным банком.
Суть этой политики состоит в том, что во время спада экономики стимулируется рост предложения денег для поощрения расходов, а в периоды подъёма экономики, наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.
Главный субъект монетарной политики - это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:
• операциями на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами);
• политикой учётной процентной ставки;
• изменением нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынкеосуществляются Центробанком (государством) путём покупки или продажи государственных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излишка денежной массы в обращении Центральный банк активно начинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.
Политика учётной процентной ставки.Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, коммерческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подавляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложение денег.
Изменение нормы обязательных резервов.Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормы обязательных резервов в сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а возможности банка в области кредитования уменьшаются. Отсюда - снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Однако, если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт, и соответственно падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.
Монетарная политика заключается в быстроте и гибкости, причём она изолирована от политики, так как проводится Центробанком, а не парламентом страны.