Бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование экономики

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

   

Главной задачей государства является стабилизация экономики,т.е. обеспечение роста объёмов производства, заня­тости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, по­вышения уровня благосостояния населения. Эти задачи прово­дятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) поли­тику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это госу­дарственная политика в области налогообложения, государст­венного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции, адек­ватного темпам экономического роста. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительст­венными расходами и налогами. Она оказывает непосредствен­ное воздействие на уровень совокупных расходов и, следова­тельно, на объём ВВП и занятость населения, а также на регули­рование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фис­кальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика -это автоматическое изменение государственных расходов и на­логов в соответствии с изменениями, происходящими в эконо­мике без вмешательства государства.

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи «встроенных (автоматических) стабилизаторов», кото­рые применяются правительством автоматически, т.к. преду­смотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличива­ются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу рас­ширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит;

б) пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего сни­жения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддержи­вает совокупный спрос и, следовательно, ВВП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой поли­тики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабили­заторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от созна­тельного решения исполнительной власти. Дискреционная фис­кальная политика - политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Законодательный процесс - процесс медленный, а медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

При дискреционной фискальной политике в целях сокраще­ния падения производства и стимулирования совокупного спро­са в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюд­жета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соот­ветственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюд­жетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости насе­ления позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить эко­номические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с кредитно- денежной политикой.

Кредитно-денежная (монетарная) политика- это сово­купность мер, направленных на регулирование денежного обра­щения и кредита в целях стабилизации национальной экономи­ки, осуществляемой Центральным банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада эконо­мики стимулируется рост предложения денег для поощрения рас­ходов, а в периоды подъёма экономики, наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.

Главный субъект монетарной политики - это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

• операциями на открытом рынке (операции с государ­ственными ценными бумагами);

• политикой учётной процентной ставки;

• изменением нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынкеосуществляются Центро­банком (государством) путём покупки или продажи государст­венных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излиш­ка денежной массы в обращении Центральный банк активно на­чинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.

Политика учётной процентной ставки.Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, коммер­ческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подав­ляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложе­ние денег.

Изменение нормы обязательных резервов.Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормы обязательных резервов в сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а возможности банка в области кредитования уменьшаются. Отсюда - снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Однако, если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт, и соответственно падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Монетарная политика заключается в быстроте и гибкости, причём она изолирована от политики, так как проводится Цен­тробанком, а не парламентом страны.

Наши рекомендации