Государственное регулирование рыночной экономики.
По мере развития рыночной экономики, развития производства и общества возникали и обострялись экономические и социальные проблемы такого масштаба, которые не могли быть разрешены рыночной экономикой автоматически, в порядке саморегулирования.
Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе, для снижения риска или преодоления негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.
Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли и условия, где возникают ситуации и проблемы, не решаемые рыночными методами. Основными среди них являются :
· экономический цикл и отдельные его фазы;
· секторальная. отраслевая и региональная структуры рынка;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· научные исследования и поисковые работы;;
· условия конкуренции;
· социальные отношения в обществе и социальное обеспечение;
· обучение и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития рыночной экономики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.с этой целью капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема экономики могут возникнуть иные угрозы : рассасывание товарных запасрв, рост импорта и ухудшение платежного баланса страны, превышение спроса на рабочую силу над предложением, и отсюда - чрезмерный рост заработной платы и цен (инфляция). в такой ситуации задача государственного регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства. В перспективе это позволит уменьшить глубину и продолжительность очередного спада производства, инвестиций и занятости.
Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. При этом такая поддержка может оказываться отраслям и территориальным единицам, находящимся в затяжном кризисе, в других случаях - поощряется и поддерживается становление и развитие перспективных отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, в третьих - могут напрямую поддерживаться отрасли изначально нерентабельные, но социально важные.
Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство и капитализация прибыли всегда являлись главной целью в рыночной экономике, и государство заинтересовано в поощрении накопления. Это приводит к росту национального дохода и экономического потенциала страны, стимулирует инвестиции, соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Возрастают экономические ресурсы, которые могут задействоваться для более успешного регулирования экономического цикла и влияния на структуру производства.
Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночных пропорций соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых является достаточной мотивацией к труду. Принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, ведущее к быстрому росту численности безработных, снижению потребительского спроса, снижению поступлений налогов, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.
По способам воздействия государства на участников рыночных отношений все инструменты государственного вмешательства можно разделить на административные и экономические.. Использование государством административных или экономических способов отличается по отдельным странам и в разные периоды экономического развития.
Там, где уровень экономического развития высокий, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами. И наоборот, где степень развитости экономической системы невысока, где имеются искажения в рыночной системе, более эффективным является административное (юридическое, властное) вмешательство государства в рыночные отношения.
Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику является довольно развернутым. Это следующие напраления:
· навязывание "правил игры" субъектам экономических отношений;
· создание государственного сектора экономики и управление им;
· перераспределение доходов;
· разработка и реализация программ развития экономики;
· борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;
· контроль над ценами и заработной платой;
· регулирование учетной ставки;
· установление сроков, норм и методов амортизации;
· регулирование налогов;
· эмиссионная деятельность;
· стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;
· защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии, квоты)..
Таким образом, государство, являясь важным субъектом рыночных отношений, одновременно выступает и регулятором функционирования экономической системы. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной..
Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.
Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Федеральный бюджет
бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.
Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.