БОЛЬШЕВИЗМ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МЕЖДУНАРОДНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

XXI ВЕКА.

Смольный (г. Ленинград) 5 ноября 1997 года

В годовщину 80-летия Великой Октябрьской пролетарской революции для нас, коммунистов, работающих в разных странах мира, представляется необходимым проанализировать и извлечь для себя, для своей партии, уроки как из положительного опыта победы пролетариата России в октябре 1917 года, дальнейшего весьма успешного, до середины 70-х годов, строительства социализма на 1/6 части земной суши, создания лагеря социалистических стран и, как результат, - биполярной системы мира, так и из негативного опыта - краха КПСС, развала СССР и социалистического лагеря стран Восточной Европы в конце 80-х годов. Это целесообразно сделать для того, чтобы не повторять уже впредь старых ошибок, быть бдительными и успешно работать над возрождением социализма в бывших социалистических странах, над осуществлением социалистической революции во всём мире.

Мы, коммунисты, сознательно выбрали для себя тернистый путь борьбы за претворение в жизнь извечной мечты человечества - о мире без войн, без насилия, без эксплуатации человека человеком. Сегодня всех нас объединяет одна вера и одна великая идея - Социализм. Мы, коммунисты, знаем, что будущее, по словам В.И. Ленина, принадлежит нам, и «... потому мы можем (и должны) соединять величайшую страстность в великой революционной борьбе с наиболее хладнокровным и трезвым учётом бешеных метаний буржуазии.., чтобы мы пошли к победе увереннее и твёрже...».[1]

Прежде всего мы, коммунисты, должны попытаться ответить на вопросы, которые стоят перед каждым из нас: что и как делать? Здесь и вопрос как противостоять повсеместному наступлению Капитала на социальные завоевания трудящихся, и вопрос - как могло случиться, что сверхдержава СССР, оплот мира и стабильности, прекратила своё существование как социалистическое государство? В теоретических работах нашей партии, в материалах Пленумов ЦК и съездов ВКПБ эти вопросы освещены достаточно подробно. Поэтому позволю себе лишь кратко ответить на некоторые из них.

80 лет назад пролетариат России под руководством партии большевиков во главе с гением человечества В.И.Лениным совершил пролетарскую революцию и тем самым возвестил о начале новой эры -эры радикального пересмотра разрешения непримиримого противоречия между Трудом и Капиталом. Тем самым впервые был поставлен вопрос о переходе человечества к новой общественно-экономической формации - к коммунизму и, как первой его ступени, - социализму.

После факта свершившейся пролетарской революции старый мир не отказался от желания взять реванш. Правящий миром Капитал организовывал походы Антанты, заговоры, диверсии, всячески мешал людям труда строить социалистический дом, бросил против нас бронированные полчища Гитлера, надеясь вторую мировую войну сделать сугубо антисоветской. Когда это не удалось - навязал СССР "холодную войну" и изнурительную гонку вооружений, совершал идеологические диверсии и политические провокации. Безмерная ложь на советскую историю, кропотливая подготовка "агентов влияния", взращивание оппортунизма внутри руководства КПСС, переход к "потребительскому социализму" помогли, наконец, взорвать наш социализм изнутри.

В оголтелой антисоветской пропаганде идеологическими центрами Запада были широко задействованы потомки белой эмиграции с их теоретико-мемуарным "осмыслением" советской истории, диссиденты, прогорбачёвские доморощенные ниспровергатели И.В.Сталина, В.И.Ленина и ленинизма, троцкисты всех мастей, противопоставляющие ленинизму "истинно революционный большевизм Троцкого" с попытками доказать, что Великий Октябрь - триумф "теории перманентной революции" Троцкого. Отказ в СССР от пролетарского социализма неизбежно привёл к реставрации капитализма, о чём в своё время предупреждал В.И.Ленин.

Особенностью контрреволюции в Советском Союзе явилось то, что она проходила под социалистическими лозунгами и знамёнами буржуазного демократизма. Спецслужбами Запада был учтён предыдущий опыт контрреволюций в Венгрии, Польше, Чехословакии. Советские люди, не искушённые в приёмах виртуозной буржуазной демагогии, были оглушены шквалом буржуазной пропаганды через все "советские" средства массовой информации и не сразу поняли, что главная свобода, которую им даровала новая, буржуазная "демократия" -это свобода эксплуатации человека человеком, свобода умереть с голоду, будучи лишенным работы, права на жильё, на обеспеченную старость, на нормальное бесплатное медицинское обслуживание и т.п. Другой характерной особенностью реставраторства капитализма в СССР стал национализм, который сыграл роль рычага в развале страны.

Вместе с теневой буржуазией и иностранным капиталом главной движущей силой контрреволюции выступила партократия КПСС. Но главным источником и главной причиной кризиса социалистической системы стал оппортунизм, который в течение трёх десятилетий подтачивал социализм изнутри. КПСС, пронизанная оппортунизмом, возглавляемая "агентами влияния", должна была погибнуть, что и произошло. Сползание к правому оппортунизму началось с конца 50-х годов с приходом к руководству партией и страной Хрущёва.

Исходной вехой оппортунистического, мелкобуржуазного, социал-демократического перерождения КПСС стал XX съезд, открывший начало оголтелой, лживой, антиисторичной антисталинской кампании под фальшивыми лозунгами критики так называемого «культа личности» И.В. Сталина.

Антисталинизм хрущевского руководства КПСС стал питательной средой для антисоветчиков, послужил опорой в развертывании западными спецслужбами широкомасштабной психологической войны. В этот период был попран принцип преемственности политического руководства, началось нарушение экономических законов социализма, отход от основных принципов ленинизма. В свое время И.В. Сталин предупреждал об опасности вырождения партийного аппарата в касту неприкасаемых небожителей, настаивал на проведении систематических чисток в бюрократизирующейся партийной верхушке. Ленинско-сталинский тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму полностью подтвержден историей. Именно этот тезис особенно яростно оспаривался оппортунистами хрущевско-брежневской эпохи. Забвение и игнорирование истин и законов объективной закономерности классовой борьбы привело, в конечном счете, к полной деградации руководящего ядра КПСС, которое под флагом горбачевской перестройки превратило Центральный Комитет партии в штаб буржуазного реформаторства и экспорта контрреволюции в социалистические государства Восточной Европы. Партноменклатура бывшей КПСС встала на путь откровенного предательства своего народа.

Нынешний президент Грузии Э. Шеварднадзе, в прошлом член Политбюро и секретарь ЦК КПСС, недавно похвастался: «Некоторые считают, что я вместе с Горбачевым - преступник номер один, так как развалили нашу страну. Но я горжусь этими годами не потому, что я принимал важные решения, а потому, что участвовал в этих исторических процессах».[2] Международный империализм высоко оценил заслуги М. Горбачева, присудив ему Нобелевскую премию. Израильские «друзья» сделали главного разрушителя СССР М. Горбачева лауреатом премии царя Давида. До него этой чести были удостоены бывший президент США Рональд Рейган и экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Бывшие партийные бонзы сегодня - основные действующие лица в коммерческих структурах и органах власти мафиозных режимов в бывших республиках СССР. Вместе с Ельциным они сегодня наиболее оголтелые антикоммунисты, ударный отряд контрреволюции.

Диктатура пролетариата в СССР не смогла выполнить в силу ряда объективных и субъективных причин свои основные задачи. Во-первых, не успела подготовить рабочий класс к управлению обществом

- рабочий класс оказался неготовым «руководить»; не ликвидировала экономически мелкобуржуазные слои населения; не преодолела частнособственнические традиции; в партию пролезли дети «бывших», имевшие устойчивые традиции антикоммунизма. Это - ревизионизм в политике. Во-вторых, партию рабочего класса превратили в «партию всего народа», отбросив рабочий класс от руководства обществом. Тем самым ослабили политическую надстройку общества. Начинается перерождение партии. Под лозунгом критики «культа личности» И.В. Сталина произошла массовая замена партийного руководства на верных Хрущеву аппаратчиков. Партийное руководство становится ревизионистским. Это - ревизионизм в партии. В-третьих, когда партия стала «партией всего народа», началось изменение в идеологии. Постепенно заменяется пролетарский характер идеологии на «общечеловеческий» - мелкобуржуазный. Ревизионизм расчленил единый марксизм-ленинизм на отдельные, не связанные части. Это - ревизионизм в идеологии.

Анализируя события, произошедшие в Советском Союзе, странах социализма в Восточной Европе и Монголии, их причинно-следственную связь, можно ли сегодня утверждать о провале «социалистического эксперимента», о чем трубит ныне вся буржуазная пресса, в том числе и бывшая советская? Нет, нельзя. В окончательной победе реставрации капитализма в СССР сомневаются и наиболее дальновидные политики Запада. В их числе Маргарет Тэтчер.

Социализм на практике доказал свои неоспоримые преимущества перед капитализмом, показав всему миру свои неограниченные возможности. Вспомним бурное развитие социалистического общества при И.В.Сталине, когда за десяток лет без войны Россия шагнула от сохи в космос. Именно социализм обеспечил победу советского народа в жесточайшей второй мировой войне и спас человечество от гитлеровского геноцида. Именно социализм сделал СССР самой читающей, а потому самой образованной страной мира, предоставив каждому гражданину неограниченные возможности для своего духовного и профессионального развития.

Мы, выйдя на паритет со сверхдержавой мира США, создав биполярную систему мира, навязали капиталистическому миру глобальное соревнование двух общественно-экономических систем, в частности - соревнование в повышении жизненного уровня трудящихся. От этого соревнования выигрывали не только трудящиеся в капиталистических странах, но и сама капиталистическая система как бы страховала свою устойчивость.

Исторический период существования СССР показал, что только социализм и коммунизм могут спасти мир от военных, экономических, экологических, демографических и других глобальных кризисов, порожденных капитализмом, от которых он, капитализм, так и не смог избавиться в течение четырех столетий своего существования. Сегодня, благодаря экспансионистским планам США мир неудержимо движется к все уничтожающей третьей мировой войне, детонаторы которой организуются во всех регионах мира.

Мы были первыми и потому приняли на себя мощный удар хорошо организованного и сплоченного против нас старого, отживающего, но все еще сильного капиталистического мира. Не социализм потерпел поражение в СССР, а выявили свою полную несостоятельность и обрушились партийные структуры, пораженные оппортунизмом, омертвевшие и сгнившие на корню. Они давно не олицетворяли партию Ленина, объективно противостояли ей. Но, выражаясь словами товарища Ким Ир Сена - «Как бы ревизионисты ни изощрялись, пытаясь парализовать революционное сознание масс и выхолостить революционный дух марксизма-ленинизма, революционное движение будет продолжаться, марксизм-ленинизм будет жить и непременно восторжествует. Как неизбежны гибель капитализма и победа социализма, так неизбежны крушение ревизионизма и торжество марксизма-ленинизма».[3]

Сегодня социалистический Китай с его почти полутора миллиардным населением уверенно стартует в третье тысячелетие с заявкой на лидирующую сверхдержаву мира. Именно социализм обеспечивает возможность маленькой КНДР длительное время вести самостоятельную политику, не только выстоять в противоборстве с такими империалистическими хищниками, как США и Япония, в условиях непрекращающихся с их стороны провокаций - экономических, политических, идеологических,- но и успешно развивать свою экономику. Именно социализм дает возможность героической Кубе стоять несколько десятилетий, как скала, под носом у главного жандарма мира - США. Во Вьетнаме фиксируется долгие годы стабильный непрекращающийся подъем экономики - 8.5% ежегодно. Валовый продукт на душу населения к 2000 году по прогнозам вдвое превысит соответствующий показатель 1990 года.[4]

Тщетны все старания остановить закономерный ход развития человечества, естественную смену общественно-экономических формаций, когда на смену старому приходит новый общественно-экономический строй с более высоким уровнем развития производительных сил общества. Победа нового, прогрессивного, неизбежна, несмотря на жесточайшее сопротивление старого. Так было с уходом в прошлое и рабовладельческого, и феодального строя. Ведь капитализм тоже рождался в муках в течение трех столетий, испытывая сопротивление со стороны феодального общества.

Современный империализм, как уже отмечалось, сегодня в своей антикоммунистической деятельности делает главный акцент на ревизионизм и оппортунизм в коммунистическом и рабочем движении. Оппортунизм объективно превратился в прямую агентуру финансово-монополистического капитала, в главную социально-политическую силу в борьбе с «коммунизмом». Именно оппортунизм задушил в объятиях и разрушил ряд влиятельных и авторитетных компартий Европы. Засилие правого оппортунизма в коммунистическом движении тормозит и срывает формирование субъективного фактора революционной ситуации. Поэтому не соглашательство, а полное размежевание с оппортунизмом и непримиримая борьба с ним - главное на повестке дня всех коммунистических партий мира.

На территории Советского Союза правый оппортунизм принял форму правого социал-демократизма. Ведущую роль в этом в России играет зюгановщина, представленная Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ, лидер Зюганов), отказавшейся даже от лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На Украине это - Коммунистическая партия Украины (КПУ, лидер Симоненко), в Белоруссии – Коммунистическая партия Белоруссии (ПКБ, лидер Чикин). «Левый» оппортунизм, или троцкизм, в нашей стране пока еще носит характер детской болезни, но оказывает сильное влияние на молодежное движение, хорошо финансируется из-за рубежа, тесно связан с просионистскими организациями, издает газеты «Бумбараш», «Пролетарий» и ряд других.

Разрушив Советский Союз, Запад не добился желаемых результатов. Общий кризис капиталистической системы лишь приторможен и продолжается. В странах ведущей империалистической семерки об этом свидетельствуют и рост безработицы выше критической отметки, и насильственный перевод трудящихся на неполную рабочую неделю с одновременным лишением ряда социальных гарантий, и рост забастовочного движения во всех сферах экономики и обслуживания, и значительное обострение межимпериалистических противоречий на всех континентах земного шара, и попытки, уже не раз опробованные Капиталом, найти выход из неминуемо приближающегося обвального кризиса через организацию военных конфликтов. Поэтому укрепление союза трех основных революционных потоков современности - стран социализма, мирового коммунистического рабочего и национально-освободительного движения - остается важнейшей задачей коммунистов во всех странах в их борьбе против империализма за мир и международную безопасность. При определенных условиях антиимпериалистическая борьба может перерасти в борьбу за социализм.

Анализируя капитализм начала XX века, В.И.Ленин характеризовал его империалистическую стадию как «загнивающий» и «умирающий» капитализм. Однако В.И.Ленин рассматривал «загнивание» и «умирание» лишь как одну из двух тенденций в развитии капитализма. Другую тенденцию он определил как «скачкообразность», или высокий темп роста отдельных отраслей производства, отдельных слоев буржуазии и даже отдельных государств: Эти две противоречивые тенденции сосуществуют в неразрывном диалектическом единстве, которое выступает то одной, то другой стороной.

Империализм второй половины XX века сумел использовать достижения научно-технического прогресса и компьютерной революции. Новый этап обобществления капиталов и производства позволил глубже внедрить (социалистические) методы планирования в экономику капитализма, расширив их использование до сверхмонополий. Более утонченные и завуалированные формы эксплуатации народов отсталых и зависимых стран, вывоз капиталов и перенос экологически вредных производств в зависимые страны с очень дешевой рабочей силой и продажными правителями позволили финансовой олигархии подкармливать не только средний класс и «рабочую аристократию», но и значительные слои трудящихся в ведущей семерке и близко примыкающих к ней (экономически) странах. Таким способом была достигнута относительная стабильность внутри ведущих капиталистических государств.

В XXI век империализм вступает в своей новой стадии - супер-, или ультраимпериализма. Современный империализм - это безграничное господство финансовой олигархии, это транснациональные сверхмонополии и транснациональные супербанки, это безраздельная власть сверхмонополий над государственными и над надгосударственными структурами, это многогранный опыт подкупов и манипулирования общественным сознанием, это взрывание прогрессивных движений изнутри через безграничный подкуп лидеров и их окружения. В то же время эпоха современного империализма объективно сужает социальную базу власти финансово-монополистического капитала, создает в каждой стране и во всем мире условия для формирования широкого антиимпериалистического фронта.

Возможен ли парламентский путь перехода к социализму в новых исторических условиях? В развитых капиталистических странах, в том числе и в России, практически невозможен. В эпоху современной стадии империализма парламент практически лишен возможности не только социалистического реформирования общества, но и вообще способности радикально влиять на политику государственно-монополистического капитала. Парламенты сегодня - ширма для финансовой олигархии и клапан для своевременного выпускания пара народного недовольства. В XX веке ни одна страна мира самостоятельно не перешла к социализму парламентским путем. Зато в Португалии. Чили. Никарагуа парламенты были использованы национальной буржуазией при иностранной помощи для оттеснения и отстранения революционных классов и коммунистов от власти. Еврокоммунизм вырос из парламентских апартаментов.

В своей статье «Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата» В.И.Ленин писал: «Пролетариат не может победить, не завоевывая на свою, сторону большинства населения. Но ограничивать или обусловливать, это завоевание приобретением большинства голосов на выборах при господстве буржуазии есть непроходимое скудоумие или простое надувательство рабочих».[5] Высказывание В.И. Ленина сегодня еще более актуально, чем тогда. Парламент лишь тогда сможет стать революционным, когда революционная волна разрушит его стены или превратит парламент в государственную форму диктатуры пролетариата. Но тогда парламент уже не будет парламентом в традиционном буржуазном понимании. Сегодня не парламентские реформы, а революция - единственно реальный путь перехода к социализму. Социалистическая революция может быть успешной только под руководством марксистско-ленинской, революционной партии, формирование которой есть проявление настоящей классовой борьбы.

Сегодня, как и в начале века, вновь история поставила на повестку дня вопрос о большевизации коммунистического движения, о резком размежевании с современными меньшевиками - правой социал-демократией, которая сегодня преобладает в коммунистическом движении.

Вождь китайской революции товарищ Мао Цзедун указывал, что социал-демократизм несет в себе опасность подрыва партийных организаций вплоть до их полного развала, поэтому насущной задачей является «глубокое изучение марксистско-ленинской теории». Вождь корейского народа товарищ Ким Ир Сен подчеркивал, что «благоприятным для корейской революции явилось то, что в стране не было идейной почвы для правой социал-демократии, которая раскалывает ряды рабочего класса».[6] Поэтому для всех нас, коммунистов, бесценен опыт борьбы большевиков под руководством В.И.Ленина против правого и «левого» оппортунизма.

Накануне Октябрьской революции В.И.Ленин решительно выступал и против объединения меньшевиков и большевиков в единые партийные организации. «Без борьбы, без предварительной полной победы над оппортунизмом в рабочем движении не может быть и речи о диктатуре пролетариата. Большевизм не победил бы буржуазию в 1917-1919 годах, если бы он не научился предварительно, в 1903-1917, побеждать и беспощадно изгонять из партии пролетарского авангарда меньшевиков, то есть оппортунистов, реформаторов, социал-шовинистов».[7]

Ставя вопрос о необходимости большевизации коммунистического движения, очень кратко остановлюсь на понятиях марксизм, ленинизм или большевизм.

Марксизм - это революционная теория пролетариата XIX века, это наука, выявляющая тенденции, закономерности развития исторического процесса и на этой основе намечающая задачи и формы, методы и средства деятельности рабочего класса. Гениальность Маркса состоит в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Марксизм дал важнейшие теоретические положения об общественно-экономических формациях, о роли классовой борьбы в историческом прогрессе общественною развития, о буржуазном обществе на стадии домонополистического капитала.

Большевизм или ленинизм - это теория и практика революционного марксизма XX и XXI веков, отвечающие эпохе империализма, пролетарских революций и перехода человечества от капитализма к социализму.

Марксизм-ленинизм есть философско-социологическое, политико-экономическое и социально-политическое обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса и его союзников, призванной покончить со всеми формами угнетения, эксплуатации, социального неравенства, насилий и войн между народами.

Возникнув в России, ленинизм (большевизм) сразу же приобрел мировую значимость, воплощая свое интернациональное содержание в национальные формы революционной борьбы за власть трудящихся разных стран. Обобщенный опыт большевизма можно определить как в высшей степени целесообразно отобранное историческое знание, важное и актуальное для осмысления и решения новых практических задач различными отрядами мирового революционного движения, с учетом различия исторических условий. Опыт большевизма - это творческий синтез всего ценного, что имело предшествующее международное и российское освободительное движение. Творческое использование уроков большевизма в разнообразных условиях независимо от каких-либо особых обстоятельств дает при наименьшей трате сил наиболее прочные положительные результаты. Большевизм отвечает интересам современной борьбы трудящихся с транснациональным монополистическим капиталом и финансовой олигархией.

Чтобы массы научились быстрее и глубже понимать свои интересы и бороться за них, превращая обыденное сознание в классовое сознание, свои обыденный опыт в политически осознанный опыт необходимо изучение опыта большевизма. «Опыт - лучший учитель большевизма для рабочих и крестьян»[8] По Ленину и по Марксу осмысление исторических процессов состоит в том, чтобы «... учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке, чтобы прежде всего понять, движение какого класса является главной пружиной возможного прогресса в этой конкретной обстановке».[9]

«Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года, но вполне сложился как направление весной и летом 1905 года».[10] Большевизм, «возникший на гранитной теоретической базе марксизма, проделал пятнадцатилетнюю (1903-1917) практическую историю, которая по богатству опыта не имеет равных в свете».[11] «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветных исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».[12] Большевизм вырос, окреп и закалился в борьбе внутри рабочего движения: во-первых, и главным образом, в борьбе против оппортунизма, который в 1914 году окончательно перерос в социал-шовинизм, окончательно перешел на сторону буржуазии против пролетариата, во-вторых, в долговременной борьбе против мелкобуржуазной революционности, ибо «большевизм воспринял при своем возникновении в 1903 году традицию беспощадной борьбы с мелкобуржуазной, полуанархической (или способной заигрывать с анархизмом) революционностью, каковая традиция всегда имелась у революционной социал-демократии и особенно упрочилась у нас в 1900-1903 годах, когда закладывались основы массовой партии революционного пролетариата в России».[13]

В результате победного Октября большевизм вышел из национальных рамок на международную арену. «Большевизм стал мировым явлением, рабочая революция подняла голову. Советская система, в которой мы, создавая ее в октябре, следовали заветам 1905 года, разрабатывая собственный опыт, эта советская система оказалась всемирно-историческим явлением».[14]

В.И.Ленин разъяснял, почему «большевизм стал мировым большевизмом», ибо большевизм:

- «популяризировал на весь мир идею «диктатуры пролетариата».[15]

- показал всему миру возможность «создания государства иного чипа, пролетарского государства как машины для подавления буржуазии пролетариатом»,[16]

- создал Советы - «высшую форму демократизма, даже более: начало социалистической формы демократизма»,[17]

- советская власть дала более высокую пролетарскую демократию, «образец этой демократии для всего мира»,[18]

- «дал идею, теорию, программу, тактику, отличающуюся конкретно, практически, от социал-шовинизма и социал-пацифизма»,[19]

- «создал идейные и тактические основы III Интернационала, действительно пролетарского и коммунистического, учитывающего и завоевания мирной эпохи и опыт начавшейся эпохи революций»,[20]

- «помог на деле развитию пролетарской революции в Европе и в Америке так сильно, как ни одной партии ни в одной стране не удавалось до сих пор помогать»,[21]

- «указал верный путь к спасению от ужасов войны и империализма».[22]

- опыт большевизма «вошел в историю, как завоевание социализма, и на этом опыте будущая международная революция будет строить свое социалистическое здание»,[23]

- «большевизм годится как образец тактики для всех».[24] Теоретические труды В.И.Ленина - гениального мыслителя, гения пролетарской революции - всегда были, есть и будут путеводной звездой и ориентиром для коммунистов всего мира и прогрессивных лидеров разных стран в построении общества будущего. Идеи В.И. Ленина - величайшее достояние широких народных масс, вечно живой источник революционной мысли и революционного действия.

В.И.Ленин оставил нам, коммунистам, коммунистическим партиям, общие советы, рекомендации, указания для плодотворного применения большевизма в нашей практической Деятельности. Я позволю себе перечислить лишь очень немногие, некоторые из них, а именно:

- «ниша теория не догма, а руководство к действию»,[25]

- нужно брать «старые и вечно новые мысли марксизма... как предисловие или первую посылку для выводов о передовых задачах передового класса, борющегося и за демократический, и за социалистический переворот»,[26]

- «абстрактные истины теории играют... роль лишь руководящих положений, лишь орудий для анализа конкретных данных»,[27]

- «действовать на научных основаниях. Наука требует, во-первых, учета опыта других стран, особенно если другие, тоже капиталистические, страны переживают или недавно переживали весьма сходный опыт: во-вторых, учета всех сил, групп, партий, классов, масс, действующих внутри данной страны, отнюдь не определения политики на основании только желаний и взглядов, степени сознательности и готовности к борьбе одной только группы или партии»,[28]

- «уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать»,[29]

- «надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты, и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи»,[30]

- «уметь убедить отсталых, уметь работать срединих, ане отгораживатьсяот них выдуманными ребячески-«левыми» лозунгами»,[31]

- «учесть практический опыт, чтобы отбросить вредное, объединить все ценное, чтобы определить ряд ближайших практических мер и осуществить их во что бы то ни стало»[32],- «чтобы развивать этот опыт дальше в строгом соответствии с достигнутыми успехами и исправленными ошибками»[33].

- «слепое, подражательное, некритическое перенесение опыта на иные условия, в иную обстановку является величайшей ошибкой»[34],

- «попытки «закрепить» точку зрения Маркса иной эпохи» ...означает...«использование буквы марксизма против духамарксизма»[35].

- «исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны в разрешении единой интернациональной задачи»[36],

- «единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий (это - вздорная мечта для настоящего момента), а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменялоэти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям»[37],

- «в классовой борьбе не может быть нейтральных... Беспартийность в буржуазном обществе есть лицемерное, прикрытое, пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров. Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая»[38].

В.И.Ленин дает напутствие и коммунистическим лидерам:

- «Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться. В том-то и состоит, между прочим, значение партийной организации и партийных вождей, заслуживающих этого звания, чтобы длительной, упорной, разнообразной, всесторонней работой всех мыслящих представителей данного класса вырабатывать необходимые знания, необходимый опыт, необходимое -кроме знания и опыта - политическое чутье для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов»[39].

В.И. Ленин завещал коммунистическим лидерам постоянно учиться у масс. Марксизм «...признает самые различные формы борьбы, причем не выдумывает их, а лишь обобщает, организует, придает сознательность тем формам борьбы революционных классов, которые возникают сами собою в ходе движения… Марксизм учится, если можно так выразиться, у массовой практики, далекий от претензий учить массы выдумываемым кабинетными «систематиками» формам борьбы»[40].

Советским коммунистам В.И. Ленин замещал беречь чистоту партийных рядов, «...блюсти традиции большевизма - ортодоксально-марксистского течения... оберегать большевизм от карикатуры на него»[41], ибо с тех пор, как большевики побелили, к партии часто «примазываются» «друзья» большевизма - «элементы совершенно ненадежные, жульнические, которые политически колеблются, продают, предают и изменяют»[42].

КПСС не выполнила наказ Владимира Ильича - «Оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии... Мы должны стараться поднять звание и значение члена партии выше, выше и выше»[43]. Августовский политический переворот 1991 года показал, что в девятнадцатимиллионной КПСС более восемнадцати миллионов оказалось «примазавшихся». Невыполнение заветов В.И. Ленина советскими коммунистами, возможно, связано и с политической безграмотностью, преступным незнанием работ В.И. Ленина ведущими идеологами ЦК КПСС после-сталинского периода, что не могло не способствовать оппортунистическому перерождению партии. Слепое, механическое заимствование или копирование опыта КПСС без учета национальных особенностей, конкретно-исторической ситуации как своей, так и чужой, стало одной из причин развала лагеря социалистических стран Восточной Европы и Монголии после краха КПСС. С другой стороны, в тех странах, где изучение марксизма-ленинизма было поставлено на должный уровень, краха не произошло. Социализм, в отличие от других общественно-экономических формаций, можно строить только на научной базе. Хочу привести пример КНДР.

После XX съезда КПСС в силу сложившейся политической обстановки в коммунистическом движении, географического положения и трудностей корейской революции, под руководством товарища Ким Ир Сена была разработана идеология Трудовой партии Кореи - «марксистско-ленинские идеи чучхе», которые в дальнейшем были развиты товарищем Ким Чен Иром. Раскрывая вопрос о чучхе, товарищ Ким Ир Сен разъяснял: «Установить чучхе это значит придерживаться принципа: решать все вопросы революции и строительства самостоятельно, в соответствии с действительностью своей страны и, глинным образом, собственными силами. Это реальная и творческая позиция -выступать против догматизма и применять общие истины марксизма-ленинизма и опыт международного революционного движения в соответствии с историческими условиями и национальными особенностями своей страны. Это самостоятельная позиция - отвергать склонность к ориентации на других, проявлять дух опоры на собственные силы, решать свой вопрос, возлагая ответственность целиком не себя... То, что отвечает принципам марксизма-ленинизма и действительности нашей страны, мы смело осуществляем, не ограничивая себя никакими готовыми формулировками и положениями»[44].

Как видим, великий вождь корейского народа в совершенстве знал марксизм-ленинизм. В результате творческого развития ленинизма, идеи чучхе – «подлинно коммунистические идеи»[45] – стали передовой революционной идеологией современности.

Анализируя ситуацию в коммунистическом движении на территории Советского Союза, на мартовском (1994 г.) Пленуме ЦК ВКПБ был поставлен вопрос о необходимости большевизации левого фланга коммунистического движения нашей страны, его консолидации на позициях марксизма-ленинизма. Второй съезд ВКПБ в феврале 1996 года положил начало формированию Союза коммунистических партий и движений на большевистской платформе, действующих на территории Советского Союза. На сегодня в это объединение входят восемь партий и общественно- политических движений, функционирующих в различных регионах страны.

Процесс большевизации - объективный, вызван кризисом контрреволюции в СССР, обострением противоречий в обществе и рядом других реалий.

Что такое большевизация? Кратко - это переход коммунистических партий на позиции ленинизма; это курс на революционное изменение социально-политического строя; это партийное строительство на основе демократического централизма, критики и самокрит

Наши рекомендации