Лрмения ме)j(ду персией и византией
§ 1. Созда1ше Армянского Алфавита
После раздела Армении в 387 г. между Римом и Переией
' l .tJIO очевидно, что Армянскому народу утрожает не только lllliiCIIOcть потери государственности, но и физическое раст llорсние. Чувствовалась необходимость найти способы cox p.tiiCIIИЯ и укрепления национально-культурной самобытнос-
111 Армянского народа. Кроме того, хотя христианство в
\рм снии 100 лет как являлось государственной религией, в
' 1 ра11е сохранились глубоко укоренившиеся многовековые
1\\l,lчсские верования и традиции. Литургия в армянских церк-
11•1 '< велась на непонятном для простого люда греческом или
'tt1Н1йском языках. На этих же языках читалось и Священное
11щ:ание, а потом устно интерпретировалось для верующих.
1 видно, что таким образом трудно было постичь идеологию
'JIII стианской веры. Необходимо было иметь Священное lltt c<шиe и церковную литературу, написанную на родном
11 11·1 ке. Для этого нужен был собственный алфавит.
Создатель Армянского алфавита
1\ 1t•cpon Маштоцбыл человеком
''111шзованным, владел греческим,
1 11рийским и персидским языками,
11 молодости служил при дворе пис
ttом, позже принял постриг и стал
11роноведником. Подвижничая в р.ttных областях Армении, Маштоц
IIJIIItlleл к убеждению, что не имея lн1Gлии на армянском языке невоз щою будет добиться искоренения
1111.tчсства, а для этого необходимо
''' щать армянский алфавит. Он oб
p.ttttлcя за помощью к католикосу
Памятпик Сааку Партеву и Месропу Маштоцу
57
Сааку Партеву (внуку Григория Просветителя). При под держке католикоса Месроп Маштоц представил свой проект создания армянского алфавита царю персидекой части Армении Врамшапуру.
И до этого в Армении были попытки создания собственного алфавита известные, как "Данииловы письмена". Царь пре доставил их Месропу Маштоцу. Маштоц попробовал исполь зовать "Данииловы письмена" для перевода текстов на арм янский язык, но потерпел неудачу. По-видимому, это были компилятивные письмена, не совсем соответствующие фоне тическому составу армянского языка, которые не могли слу жить основой для создания алфавита. Никаких подробностей о них не сохранилось.
Армянский алфавит
Заручившись поддержкой и мате риальной помощью царя и като ликоса, Месроп Маштоц, собрав вок руг себя группу жаждущих знаний молодых людей, несколько лет про вел в исканиях, поработав в библио теках знаменитых тогда эллинисти ческих образовательных центров Самосаты, Нисибина и пр. После долгой кропотливой работы Маштоц создал Армянское письмо. Алфавит состоял из 36 букв, используемых так же в качестве цифр. Каждой фонеме армянского языка соответствовала конкретная буква, что облегчало чте ние и письмо. Первая фраза, которую Маштоц перевел на армянский язык
и написал армянскими буквами бьша из Библии - "Усвоить мудрость и наставления, познать тех гениев деяния".
Разработав также и скоропись Армянского Алфавита, Месроп Маштоц в 406 г. вернулся в Армению, где бьm принят с большим почетом и всенародным ликованием. При поддержке царя и католикоса Маштоц обошел всю Армению, открывая повсюду школы и внедряя письменность.
Прожил Месроп Маштоц долгую и пло нотворную жизнь, подготовив множество Y'ICIIИKOB и последо-вателей. Он похоронен в
1 t'JtcОшакан близ Эчмиадзина, над его могилой
..'
••':. 7
tн пдвигнута церковь. Армянской Апостольской '
1(t'JЖОвью Месроп Маштоц причислен к лику
'
1 тt тых. Созданный Маштоцем Армянский
1\ нфавит, используется по сей день.
§ 2. Национально-религиозные войны против персидекого владычествн 450-451rr. и 481-484rr.
В 428 r. в персидекой части Армении была упразднена царс tшя власть. То же произошло и в римской части Армении I'ЩС раньше. Армения стала областью Персидекой державы, оторой управлял назначаемый царем наместник - марзпан.
< >щ t ако пока ни Персия, ни Рим не пытались ограничить сво lнщу вероисповедания или права нахараров, многие из кото рi.I Х сохранили свои наследственные государственные долж ll ости.
К середине У века персидекий царь потребовал от армян
111 рсчься от христианства и принять зороастризм. Персидекое руководство опасалось, что в случае войны с Византией Арме
"mt может восстать и оказать помощь единоверной империи.
lkc слои населения Армении, собравшись на совещание в
·\р r·a waтe, написали письмо с обоснованием отказа персид-
1 .ому царю. Тогда персидекий царь решил внедрить зopoacт
JIII" IM насильственно. Персидекая армия была послана в
Лрмению.
Армяне встали на защиту своей веры и открыто восстали
11ротив персидекого господства под предводительством спара tlt' t'a (главнокомандующий Армянской армией) Вардана Ма Мttконяна. К восстанию примкнули христианские Иберия и
\лбания, которым угрожала та же участь. Участники восста-
11\Нt снеслись с Византийским императором и получили oбe
tlll lltиe поддержки.
Иную точку зрения на вероотступничество имел марзпан
Армении Васак Сюни. Он предлагал для вида принять астризм, тем самым доказав верность Персии, восстановления царской власти в составе Персидекой вы. Но его план был отвергнут большинством. Тогда откололся от восстания.
26 мая 451 года на Аварайрском поле произошла 11 ;;t:uctlru11 битва. Победила более многочисленная персидекая спарапет Вардан Мамиконян погиб в сражении.
Византийская империя не поддержала антип...,v•"·... восстание в Армении. Император Маркиан был "занят" тологическими вопроса ми и созвал IY Вселенский Халкедоне. Собор постановил, что Иисус Христос одновременно две сущности -божественную и челавечес Те, что признавали одну сущность Христа, были объявлс "монофизитами" и отлучены от церкви.
Возмущенные вероломной политикой Византии армянск церковникинеявились в Халкедон и не признали ""'"'""'"'"'.. лений собора. С тех пор Армянская Апостольская церко откололась от Византийской ортодоксальной церкви, автокефальной , и признает только божественную сущн Иисуса Христа.
В связи с церковным расколом и готовностью восставш армян бороться за свою веру, персидекий царь не стал ивать на принятии зороастризма. Хотя Армения и остала христианской, она стала таким же врагом Византийской перии, как и Персия.
В 481-484 rr произошло новое восстание против Персии так как она вновь попыталась заставить армян перейти в зороастризм. Руководил восстанием Ваан Мамиконян. В ре зультате армяне не только отстояли свою веру, но и добились того, что Персия признала самоуправление Армении. С тех пор все государственные должности замещались армянским и нахарарами по nраву наследования. Они же избирали Танутера (правителя страны), а персидекий царь утверждал или отклонял его кандидатуру.
н·юш в VI веке под владычеством Персии и
Византии
111 1 ' Лрмения оставалась разделенной между Bизaн-
11\lllt'PIIeй и Сасанидской Персией.
lll'llloii части Армении, находившейся под влады-
1 '' pt'llll, продолжал развиваться феодализм. Армения l•l 1111 )"Греннюю автономию, продолжали функцио-
1• 1 щ у;щ рственные учреждения. Страной управлял Ta
llp.lllll гель из числа армянских нахараров - назнача-
11 111 1щским царем иногда из персидских царевичей.
1• 111рова нное положение сохраняла Армянская апос-
111 щ·,жовь, являвшаяся крупнейшим феодалом. Го-
111 ·1111Ыс должности замещались, в основном, армян-
1\,lхарарами, которые являлись наследственными
11 I IШ II, nередавая титул и владения по праву перво-
1111 1 .rк и прежде при Армянских царях, нахарары были
111·1 11 сти вассальную военную службу, но теперь уже
11 " 1 ому царю. Персидекие цари периодически делали
11 11 осJ rабить позиции нахараров, желая уничтожить aв
Шitlo Лрмении, и ввести зороастризм. Обычно такие
11 111 11 встречали отпор со стороны нахараров, вызывая
lt IIIIН.' восстание против Персии. Восстание армянских
11'·11 н111 в 571г.под предводительством Вардана Мамиконяна
1' 1.111.1 Красного) превратилось в освободительную войну
111 1щ·r, 20 лет.
11 1.111;щной части Армении, которая после раздела 387 г. IIIIIJI,ICь под властью Византии, положение было несколько
1111 o;t властью Византии была не только треть территорий
111111 Великой, но и Малая Армения с внушительным
fЩtlllt'h.ИM населением. В начале VI века император Юстиннан
1(1\17 565) после длительных войн nочти восстановил пре-
11111 1 раницы Римской имnерии и снова ввел рабство. Чтобы
1 llll'laтeльнo инкорnорировать армянские земли в состав
11 1111 р11и, необходимо было упразднить феодальный строй,
111 1.11111 гь экономическую и политическую самостоятельность
11 " 1раров.
Населенные армянами территории империи Юстин административно разделил на 4 части, назвав их: Армения Армения 11,Армения 111,Армения IV. Если прежде нюсар1: а в своих наследственных владениях пользовались судебной и административной властью, то отныне они
лись ее, превращаясь просто в землевладельцев. По им раторскому указу отменялось право наследования земли первородству - все сыновья и даже дочери нахараров получ право на наследование. Это ускорило дробление нa ar1ancкl! вотчин, ослабив экономическую и политическую
феодального строя.
Византия не отказалась от стремления захватить всю мению, поэтому поддержала новое восстание армян Персии в 571-572 rr. Между Византией и Переией ма''"-'''"..,
20-летняя война, завершившалея победой Византии. действия развернулись на территории Армении, подвершась новым опустошениям. Император M:llBIJIHKJij (582- 602),оказав помощь низложенному царю Персии
рову 11,в его поnытке вернуть себе законный трон,
от него территориальных уступок за счет Армении.
В 591 r. был произведен второй раздел Армении.На этот страна была поделена почти поровну между ВизантJ11Й :ж<>8 империей и Сасанидской Персией. Обе стороны
политику вывода из Армении ее военных сил, чтобы страну возможности восстановить независимость. историк VI века Себеос сохранил содержание письма тора Маврикия, в котором тот советует персидекому
Хосрову 11использовать военные контингенты армян дальных рубежах своего царства. "Если они победят, победят наших врагов,- писал император,- если же
то погибнут наши враги".
§ 4. Раинесредневековая культура Армении
Впредыдущую эпоху в Армении бьша большая письменного слова и бьш аккумулирован огромный турный потенциал. Все это выплеснулось с
Армянского Алфавита. Вэтот период появилась целая нJI.I,;OJLШIII
62
11\lllol\ авторов- писателей, переводчиков, агио'графов,
1\••н. сlн1Лософов и т.д. Делались классические nереводы lllf l с...IIЮНических трудов "отцов церкви". Не случайно
1\1111 11сревод Библии считается одним из самых
!1 оригиналу. Отдельные труды церковных деятелей
111 наших дней только в армянском переводе. Пepe
llclllfюлee известных авторов и представим их главные
1щ• БюзаiЩ- "История Армении" -описывает собы-
111 lll'Ka , когда цари Армении вели неравную борьбу с t11 11 11 Римской империей для сохранения централизо сlt нна <;ти и территориальной целостности страны;
tHIIIII'CJtoc - "История Армении" - повествует о собы
' 1\ llli\llllbiX с принятнем в Армении христианства как
'' 111\.:IIIIOЙ религии. Благодаря его труду нам известны
11101: 1 и исторических событий конца 111 начала IV века
111111 , Риме и Персии;
"Житие Маштоца"- подробно описывает жизнь, Месропа Маштоца, создателя Армянского
Мовсес Хоренаци- "История Армении", на основании критического обзора ньr не утерянных разноязычных источ и иков, представляет целостную историю Армянского народа с древнейших вре мен до современной автору эnохи. Это наиболее всеобъемлющ ий труд, в котором в хронологическом порядке описаны события не только армянской истории, но и сопредельных нftродов, а также приведсны многочисленные об- разцы древнеармянских эnических ска-
111111 11 устного народного творчества. Хоренаци, по праву,
1111.11'1 ся "отцом армянской историографии", его труд пе-
111 н·11 11а многие языки мира.
1• tttшe - "История Вардананц" - описывает события сере-
дины У века, когда армянский народ вступил в борьбу с Персидекой державой за сохранение своей на нальной самобьпности и христианства.
Лазарь Парпеци-"История Армении" -содержит нv.LLи•v v''" описание событий второй половины У века и хода воеста армян под предводительством Ваана Мамиконяна Персии. Коротко представлена там и древнейшая Армении.
Езник Кохбаци- "Отрицание ересей" - представляет бой подробный анализ различных языческих, еретических других верований с точки зрения христианского ве
Давид Анахт-"Границы мудрости" -это мастерское лижение античных философских идей к вероучению для решения христологических споров. 3 тый философ имел энциклопедические знания, жил и давал в Александрии, Риме и Афинах, неизменно победителем в философских спорах, отсюда его "Анахт - Непобедимый".
Труды этих и других авторов У века бесценны, детельства истории и мировой раннехристианской
1.1111111 •шсть их переведена на многие европейские языки. l11н.11ЫС традиции Армянской историографии продолжили IIIIIHt У[ -IХвв. ОвнанМамиконян, Мовсес Каланкатнаци
111 руде епископа Себеоса (VII в.) изложены древнейшие
''"Р''МСirные ему исторические факты. Труд Себеоса во
1111 11меет параллели с "Историей" Мовсеса Хоренаци,
•1111 10 11риводимые им данные отличаются от сведений Хо-
1111 , •1то свидетельствует об использовании им источ-
11, возможно, недоступных Хоренаци.
11' llстории" Гевонда (автор YJII в.) повествуется особы
' IН'рtюда нашествий и арабского владычества в Армении.
111 1 руде можно найти подробный перечен ь и описание
111111, собираемых халифатом.
f,,,н.шого развития в Армении достигли точные науки.
III'IIIIMOe значение имеют труды известного ученого VII в.
111111 lllиракаци,занимавшеrося математикой, физикой, I\1111Шмией, календарем.
11/щюкаци утверждал, что земля похожа f/0 шар, а зат
".," Солнца и Луны давал научное обьяснеиие, похожее на
._,,,.щ•щюе. Особую ценность имеют его таблицы о четырех
llll•·щtmuчecкux действиях.
Н 11от период начинается развитие армянской христиан
1111 .1рхитектуры. На месте разрушенных языческих храмов
811\' У веках были построены
11111щ' 1еркви. Лучшим na NIIIIIIIком раннехристианс tt/1 .1рмянской архитектуры
11611н·1 ся , воздвигнутый на
..,, н· н·Jыческоrо храма в Ba
tttJIIШII<ITe (современный Эч
WIIII'IIIIII) в 303 г., кафед-
t 1"·""'й собор Сошествия
111110рожденного Бога, яв-
111111111\liiся древнейшей дейст-
'11\ '''"lt:i1 церковью в Армении
11 11 мнрс.
Boccmalloвлemtыe колонны.
Хра.м Звартноц
Развалtшы храма Звартиоц
Изначально в архитектуре госnодствующим являлся манекий стиль nростого продолговатого здания. С У в. начало nостройки типа базилики - арочные зда ния оnорными колоннами. В этом стиле были построены церкви в Аштишате, Ереруке и др. С VI - YII вв. распространяется стиль куnольных храмов. Наиболее типичным купольным храмом является храм Св. Риnсиме (618 г.), дошедший до на
ших дней.
Уникальным образцо.м централь но-купольной постройки являе тся знаменитый храм Звартноц, руины которого можно увидеть на пути из Еревана в Эчмиадзин. Звартноц был построен в сере дине VII в. и снаружи являл собой трехэтажную постройку пирами дальной формы, опирающуюся на изнутри расположенные по кругу мощные колонны. Храм имел мно Э сество круглых световых окон и снаружи был покрыт богатым
-t--Ма__к_ет_х_ра__ма_ З_ва_р_т_н_о_ц
орнаментом.
HJbl)A АРМЕНИИ ПРОТИВ АРАБСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. ПРАВЛЕНИЕ
ДИНАСТИИ БАГРАТУПИ
СI I.Шовление арабского владычества в Армении.
111.+-IIIIWИйcя в начале Vll в. Арабский халифат сразу же
1 ых ватническую политику против соседних стран.
11 lt о. а н держава была уничтожена, а Византия потеряла
r.'III Ж Невосточные nровинции.
Ар.11н.1 оnервые вторглись в Армению в 640 г. и разграбили
1111 у Двин. Арабские вторжения происходили также в
1 1 11 в 650 годах. Так как сил Армении явно было недос-
11111111, а Византийская имnерия не могла оказать реальную
11111., 11отому что сама еле отбивалась от арабов, спарапет
111111 Теодорос Рштуни рассудил, что для спасения
11111·1 от дальнейших нашествий следует договориться с ti,IМII.
11,,c;zr.Теодорос Рштуни отправился в Дамаск и заключил
ll'• ll tL'K им наместником Сирии эмиром Муавией договор.
tMI' IIШI признавала верховную власть халифа и обязывалась
1 l tllllll. ;ань по возможности, имела право содержать 15.000- IIIIIICKO. Халифат обязывался оказать Армении военную
flt \Мitl\1, 11ри нападении врага. Договор был направлен против
11 11111111 и и бьm выгоден обеим сторонам. По этому договору H' II ШI до конца VII века сохранила фактическую незави tiМ11t'r ъ. В период недолгого мира, армянский народ получил
М4 ttl\t O!KI IOCTЬ созидательного развития. Именно в УП веке nl tl 111 IIОСТроены два шедевра арМЯНСКОЙ архитектуры - храм ( 11 Рн11симе и храм Звартноц. Храм Св. Рипсиме действует
11 IIOIIЫHe. Звартноц был уникальным храмом круглой
11111 1 ройки высотой 50 метров.
§ 2. Армения в составе Арабского халифата.
В конце VII века, когда Арабский халифат добился чательного преобладания над Византией, отпала димость сохранять полузависимое состояние Армении. М ная арабская армия в 703 г. вторглась в Армению, оп
все на своем пуги. Были разграблены цветущие города,
шены церкви, захвачены крепости , население было
или угнано в рабство. Захватив Армению и все Зa.,....."u""'A....u арабы образовали подвластное халифату намести "Армина" с центром в столице Армении городе Двин.
В 725 г. арабы провели nереnись земель и населения. селение, включая знать и священнослужителей, обяза было nлатить земельную и nодушную nодати. Армянское селение изгонялось с nлодородных земель в гористые ности. Чтобы упрочить свою власть, арабы начали n
в Армению мусульманские nлемена,изменив этнический
тав населения страны. Переселившиеся nлемена оооа:зоJ Ы· вали самоуnравляемые эмираты и доставляли армя населению немало бед неnрекращающимися набегами. постоянных притеснений и экономических
армяне nостеnенно покидали страну и переселялись в пре делы Византийской империи. Многие нахарарские роды реетали существовать, некоторые переселились в Византию.
§ 3. Антиарабская борьба Армянского 11арода
Армянский народ не был усмирен и много раз
против арабского ига. Первое антиарабское восстание 703 r.
возглавил Смбат Багратуни, который смог полностью уничто жить превосходящую армию противника в битве при Вар данакерте. Только после вынужденного признания наслед ственных прав армянских нахараров арабскими властями, восстание пошло на убыль. Спустя несколько лет арабский наместник, заманив обещанием расширить наследственные права армянских нахараров, пригласил их в Нахичеван и, заперев в церкви, сжег живыми несколько сот человек. Но
68
1.111.11С жестокости не смогли потушить освободительную
>армян.
1\•нщt в 748-750rr. в Халифате развернулась гражданская
1.1 1сжду династиями Омейадов и Аббасидов, в Армении
'нула освободительная война под предводительством
1111 Мамиконяна. После окончания гражданской войны
1.111 халиф жестоко подавил восстание в Армении.
( .1мым крупным было восстание армян 774-775rr. Руко-
1111 восстанием Мушеr Мамиконян и Смбат Баrратуни.
1 1111\ШИе разгромили арабские гарнизоны, захватили мно-
1110 крепостей и городов, осадили город Карин. Халиф
·1.1 J1 в Армению ЗОтысячную карательную армию. В решаю-
11 (>итве восставшие храбро сражались, t-10 количественное
носходство арабов решило исход сражения в их пользу.
11 1 1tt11иe было потоплено в крови.
< 'амое крупное антиарабское восстание произошло в 850-
11 . К середине ТХ в. армянские нахарары, пол ьзуясь ослаб
,. 111н:м Халифата, добились большей внутренней автономии. ff,l\,tJ)apы сами собирали подати с населения и отправляли "111фу. С целью ослабить власть нахараров и разорить стра-
11\ 11 И50 г. халиф послал в Армению эмира Абусета, под ви Нt't rбора налогов. Князья Багратун и, Арцруни и др., встретив щ1tра на границе своих владений, выплатили ему подати, не
11\1 каs1 его в страну. Кроме того они разгромили разбойничав-
11111t' арабские племена. Это было открытым неповиновением
11 11:1 следующий год халиф послал в Армению эмира Юсуфа
• 1Н1iiском. Обманом захватив некоторых нахараров, разграбив ttiiJtacти Тарон и Васпуракан, Юсуф решил перезимовать в нtро;е Муш. Отряды восставших нахараров и воинственные IIIIЩЫ из близлежащих деревень внезапно атаковали арабское
1111\iско и убили Юсуфа.
В 852 r. Халиф послал в Армению с большим войском IIOJЖCкoro полководца Бугайа, который за несколько лет ра н!J)ил многие области и арестовал многих нахараров, но по
J Ш111ТЬ восстание полностью так и не смог. Несмотря на все
..t\rстокости арабов, им не удалось остановить социально-
11<.01 юмическое развитие страны и потушить освободительное
двюкение. Значительно окрепли нахарарские роды
11 Сюни, Арцруни и др. Нахарарские роды МаМJ(П(СШЯI Камсараканов и др. сошли с исторической сцены.
§ 4. Восстановление государственной не:1ав;исимос1