Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование института мировых судей в Кировской области.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — специальный орган конституционного правосудия (контроля), предусмотренный законами большинства субъектов РФ. В России эти органы не осуществляют других судебных функций (в отличие от аналогичных органов в других странах). В большинстве субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды либо никогда не создавались, либо были ликвидированы для экономии бюджетных средств. По состоянию на 2016 год конституционные (уставные) суды официально действовали в 16 субъектах Российской Федерации (в том числе в 13 республиках). Деятельность этих судебных органов финансируется из бюджетов регионов, в которых они созданы. Количество решений, выносимых этими судами невелико.
Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта РФ
… может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.
У Конституционного (уставного) суда несколько функций:
- Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ;
- Толкование конституции (устава) субъекта РФ. Имеется тенденция к сокращению числа решений о толковании конституций (уставов) субъектов, связанная с тем, что законодательство после принятия конституции (устава) постепенно заполняется решениями (в том числе того же конституционного (уставного) суда) о толковании конституции (устава). Поэтому чем больше времени прошло с момента принятия Конституции (устава), тем меньше принимается решений об ее толковании. Например, за 2011 - 2015 годы было принято только 10 постановлений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ;
- Разрешение споров о компетенции между органами власти. В некоторых регионах конституционные (уставные) суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Такие полномочия имеют конституционные суды 7 республик (Чечни, Адыгеи, Северной Осетии, Якутии, Татарстана, Кабардино-Балкарии и Бурятии). Этими полномочиями на практике пользовались крайне редко - до 2016 года по всей России были приняты только 7 постановлений и 1 заключение тремя судами;
- Проверка вопросов, выносимых на референдум. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи, Чечни и Якутии. На практике это право почти не используется - к 2016 году было по всей России принято только 2 постановления
- Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи и Якутии, а также у Уставного суда Калининградской области. Это право использовалось редко. К 2016 году 5 заключений вынес Конституционный суд Республики Адыгея и 8 постановлений Уставного суда Калининградской области.
ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - О мировых судьях в Кировской области
1. Мировые судьи Кировской области (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Кировской области, входят в единую судебную систему Российской Федерации, замещают государственные должности Кировской области. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации", Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" и иными федеральными законами, а порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается настоящим законом и законами области.
2. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.