В РФ пропорциональная система в чистом виде применялась при проведении выборов в действующую Государственную Думу 6 созыва в 2011 году.
Недостатками пропорциональной избирательной системы являются:
во-первых, ослабление личных связей избирателей и их избранников, персональной ответственности депутатов перед избирателями,
во-вторых, данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе.
Для реализации пропорциональной избирательной системы необходима многопартийная политическая система, при этом хотя бы из нескольких стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанно проголосовать за тот или иной партийный список.
Неоднократно в отечественной юридической науке высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют друг друга, недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей.
Поэтому сегодня всё большую популярность приобретает смешанная избирательная система - избирательная система, в которой при формировании одного и того же органа используются обе системы – и мажоритарная, и пропорциональная. К ее плюсам можно отнести отсутствиепротивопоставления одной модели избирательной системы другой. Сочетание двух моделей такжевзаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы. Избиратель при голосовании получает два голоса: 1 – за конкретного депутата (МС) + 1 – за список кандидатов (ПС).
В России применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также
В РФ в качестве избирательной системы, применяемой в основном туре голосования, будет применяться на выборах депутатов Государственной Думы 7 созыва в декабре 2016 года: 225 будут избираться по мажоритарной системе, остальные 225 – по пропорциональной.
4. Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование. Принципы, определяющие условия и степень участия граждан в выборах. Принципы, определяющие качественные характеристики выборов.
К важнейшим, базовым принципам избирательного права следует относить следующие:
Всеобщимпризнается такое избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане РФ мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны различные цензы, например, возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд.
Равноеизбирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах на равных основаниях. Эта формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как один человек - один голос). Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.
Прямоеизбирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.
Тайное голосование- обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.
Обязательность и периодичность проведения выборов.Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет.
К иным не менее важным принципа избирательного права также относятся следующие:
- Свобода выборов и добровольность участия в них граждан;
- Возможность сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов;
- Состязательность кандидатов и избирательных объединений;
- Сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств;
- проведение выборов избирательными комиссиями;
- широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании и голосования.
5. Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие,нормативная база, участники, основные и дополнительные стадии.
Нормативная база:
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Избирательный процесс – это урегулированная правовыми нормами упорядоченная совокупность последовательных стадий, совершаемых в установленные законом сроки, выражающаяся в деятельности уполномоченных субъектов, лежащих в основе организации и проведения выборов в Российской Федерации.
Признаки избирательного процесса:
1) нормативность;
2) срочность совершения;
3) совокупность стадий;
4) последовательность совершения стадий.
Основные стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов: принятие решения уполномоченным органом (лицом) о дате голосования с обязательным официальным опубликованием. Например, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ, выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
Голосование назначается только на воскресенье, за исключением: нерабочего праздничного дня; воскресенья, предшествующего праздничному дню; дня, следующего за нерабочим праздничным днем; воскресенья, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем
2. Формирование избирательных округов и избирательных участков.
Избирательный округ (далее – ИО) - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
ИО бывают одномандатные (от территории избирается один депутат), многомандатные (от территории избираются от 2 до 5 кандидатов) и единый ИО (включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (например, на выборах Президента РФ и ГД ФС РФ)).
Одномандатные и многомандатные ИО образуются сроком на десять лет.
К правилам образования ИО относятся следующие:
1) примерное равенство одномандатных ИО по числу избирателей;
2) ИО должен составлять единую территорию, не допускается образование ИО из территорий, не граничащих между собой;
Избирательные участки (далее – ИУ) создаются в целях проведения голосования и подсчета голосов избирателей и являются едиными для всех выборов. Образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий
К правилам образования ИУ относятся следующие:
1) не более чем три тысячи избирателей на каждом ИУ;
2) границы ИУ не должны пересекать границы ИО.
Завершение стадии: подготовка схемы ИО и ИУ и ее утверждение и опубликование.
3. Формирование системы избирательных комиссий - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Систему ИК в России образуют:
- Центральная избирательная комиссия РФ
- ИК субъектов РФ (например, ИК Кировской области)
- ИК муниципального образования (например, Кировская городская избирательная комиссия)
- Окружная избирательная комиссия
- Территориальная избирательная комиссия (например, ТИК Первомайского района города Кирова)
- Участковая избирательная комиссия.
Из приведенного перечня только ОИК является временной, остальные ИК являются постоянно действующими органами.
4. Регистрация (учет) избирателей. Составление списка избирателей.
Государственная система регистрации (учета) избирателей – комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав граждан РФ мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях. Ответственность возложена на главу местной администрации. Регистрации (учету) подлежат все избиратели (в отличие от инициативного, заявительного порядка). Регистрация осуществляется в муниципальных образованиях.
Основание для регистрации избирателей - факт нахождения места жительства на соответствующей территории.
Основания для включения лица в список избирателей:
- возраст 18 лет
- Регистрация по месту жительства на соответствующей территории
- Вступление в силу решения суда о признании дееспособным
- Постоянное проживание на территории иностранного государства
- Зачисление в списки личного состава воинской части.
5. Выдвижение и регистрация кандидата (списка кандидатов).
Выдвижение кандидата возможно двумя способами:
1) Самовыдвижение (требует сбора подписей избирателей в поддержку кандидата);
2) Выдвижение избирательным объединением (политической партией)
Регистрация избирателей – этап избирательного процесса, заключающийся в официальном подтверждении статуса кандидата избирательной комиссией. Для регистрации кандидата в соответствующую избирательную комиссию подается пакет документов:
- Заявление о согласии баллотироваться с указанием персональных данных
- Копия документа, удостоверяющего личность
- Копии документов об образовании, месте работы, занимаемой должности и другие
- Сведения о размере и источниках доходов
- Сведения о недвижимом имуществе за пределами РФ
- Сведения о расходах за 3 года с землей
Статус зарегистрированного кандидата подтверждается удостоверением.
6.Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (список кандидатов) или против него
Момент начала – выдвижение кандидата (списка кандидатов), но в ограниченных формах (за исключением агитации через СМИ).
Окончание – в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Запрет! Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день.
Закон содержит открытый перечень методов агитации: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий и другое.
1. Голосование – этапы:
- Подготовка помещения для голосования
- Подготовка ящиков для голосования (проверка, пломбировка)
- Открытие участка для голосования
- Процедура голосования (не менее 10 часов)
- Окончание голосования, закрытие участков
Способы голосования:
1) в помещении участковой избирательной комиссии (основание – факт регистрации на соответствующей территории)
2) вне помещения для голосования:
а) по открепительному удостоверению
б) досрочное голосование
в) с помощью переносной урны для голосования (основание – состояние здоровья, командировка, сессия, цикличный график работы).
8. Подсчет голосов, определение результатов выборов.
На данной стадии оформляется протокол участковой избирательной комиссии с итогами голосования и результатами выборов и направляется в территориальную избирательную комиссию.
2. Опубликование результатов выборов.
Сроки опубликования - не позднее чем через один месяц со дня голосования.
Дополнительные стадии:
Возможно проведение повторных выборов, повторного голосования, дополнительных выборов, обжалование решений и действий (бездействий) уполномоченных лиц и органов, нарушающих избирательных права граждан РФ.
Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:
1. Нормоучредительные участники избирательного процесса — органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.
2. Инициаторы избирательного процесса — органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.
3. Организаторы избирательного процесса — избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.
4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации — активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации — кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, — лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.