Пользующиеся сирийской поддержкой террористические группы

Сирийцы обеспечивают покровительство и операционную поддержку по крайней мере 10 интернациональным террористическим группам. Идеология этих организаций направлена на уничтожение Израиля, они выступают против процесса мирного урегулирования ближневосточного конфликта и деятельности палестинской национальной администрации. Сирия предоставляет убежище террористам, возможность проходить боевую подготовку; размещать на ее территории и в контролируемом Ливане тыловую инфраструктуру (склады, связь, документация, фонды и т. д.), вести пропаганду, свободно передвигаться между Сирией, Ливаном, Ираном, другими арабскими и европейскими государствами, разрабатывать средства и каналы связи с единомышленниками на территории Израиля и оккупированных земель. Сирия в настоящее время предоставляет убежище восьми палестинским организациям, отказывающимся присоединиться к процессу разрядки. Среди них — пять радикальных левых: Народный фронт освобождения Палестины — Общее командование (Ахмад Джибрил), Демократический фронт освобождения Палестины (Наиф Хаватме), Народный фронт освобождения Палестины (Жорж Хабаш), Фатах (Абу Мусса), Национальный фронт борьбы (Халед Абд аль-Маджид). Три группы исламистов: Исламский джихад Палестины (Фатхи Шкаки), ХАМАС, Хезболлах Палестины (Ахмед Маханах). В Дамаске постоянно находятся лидеры террористов: доктор Рамадан Шалах (генеральный секретарь Исламского джихада), его помощник Зиад Нехалех; Имад аль-Алами (непосредственно руководящий планированием и осуществлением террористических операций, председатель «внутреннего комитета» ХАМАС); Ахмад Джибрил, Жорж Хабаш и Наиф Хаватме. В Дамаске находятся центры управления большинства организаций, руководство политических и военных сетей этих и других палестинских террористических групп. Этими организациями создана инфраструктура на подконтрольных Сирии ливанских землях. Террористы осуществляют операции против израильтян в Ливане, на территории Израиля и Иордании. Используя терроризм, Сирия стремится поддерживать напряженность в Израиле и препятствовать достижению мирных соглашений.

Хезболлах (Ливан) поддерживается для осуществления давления на Израиль в процессе мирного урегулирования. Главная претензия Сирии — возврат Голанских высот, Поддержка Хезболлах помогает Сирии сохранять стратегические отношения с Ираном. Со своей стороны Сирия в 1989, когда были разоружены все прочие вооруженные формирования, помогала Хезболлах сохранить все свои структуры. В отличие от палестинских левых групп, Хезболлах далеко не лояльна к социалистическому режиму Асада. Под политическим давлением Сирии Хезболлах пришлось ограничить активность и осуществлять операции по следующим направлениям:

партизанская война против «Сил обороны Израиля» и армии Южного Ливана, расквартированных на юге Ливана (во время кратковременных налетов на враждебные подразделения используются минометы, противотанковое и стрелковое оружие, осуществляются диверсии, реже — прямые атаки и заминированные автомобили;

Сирия осуществляет общее руководство, заключающееся в регулировании степени интенсивности проведения операций;

Хезболлах воздерживается от ведения боевых действий в периоды, когда Сирию или Ливан посещают американские политики, во время важных дипломатических контактов, выборов и других политических событий в Ливане и т. п.

Со стороны Сирии Хезболлах оказывается содействие в следующих сферах: штаб, базы, арсеналы, радиостанции и другая инфраструктура находятся на контролируемых Сирией террориториях в Ливане — в долине Бекаа (Баальбек, Джанта, Бритал) и в шиитских кварталах Южного Бейрута; иранским «Стражам исламской революции» и другим иранским террористическим структурам предоставлена возможность находиться в Ливане и сотрудничать с Хезболлах; Сирия позволяет Ирану оказывать помощь Хезболлах, используя международный аэропорт Дамаска; боевикам организации предоставлена возможность передвигаться от долины Бекаа и Бейрута к линии фронта в Южном Ливане; осуществляется сотрудничество между Хезболлах и разведывательными органами Сирии, Ливана; Сирия способствует сотрудничеству Хезболлах с левыми палестинскими организациями; Сирия предпринимает усилия к идеологическому оправданию террористической деятельности Хезболлах.

ХАМАС использует предоставляемые Сирией возможности для организации деятельности за пределами Израиля. ХАМАС присутствует в Сирии с 1991. Значение Сирии для его организации деятельности возросло после того, как Иордания выдворила со своей территории Мусу абу-Марзука и Имада аль-Алами в 1995 и ограничило какую-либо деятельность ХАМАС. Организация располагает офисами в Дамаске и окрестностях, где ее представители проводят консультации с левыми палестинскими террористическими группами. Руководство вооруженных структур ХАМАС управляет деятельностью боевиков в секторе Газы и на западном берегу реки Иордан.

Палестинский исламский джихад начал работать в Сирии после прибытия Фатхи Шакаки и учреждения его штаба в Дамаске в 1989. В отличие от располагающего филиалами в нескольких странах ХАМАС, Исламский джихад вне Израиля и оккупированных территорий располагает инфраструктурой только на территории Сирии. Кроме Шакаки в Дамаске находятся генеральный секретарь ИД доктор Рамадан Шалах, ответственный за деятельность в Ливане Зиад Нехалех и Ибрагим Шехадех — осуществляющий руководство боевыми организациями. В интересах Сирии ИД проводит операции как непосредственно в Израиле, так и против израильтян на территории третьих стран. Террористами ИД было проведено по согласовнию с сирийцами нападение на израильтян в Турции в 1996. В нач. 1996 группа террористов ИД была разоблачена в Иордании при подготовке террористических операций. Исламский джихад, как и ХАМАС, использует территорию Ливана в качестве арены антиизраильской борьбы. Сотрудничая с Хезболлах, палестинцы помогают осуществлять террористам последней операции на территории Израиля, в свою очередь, сами прибегают к услугам Хезболлах в деле обучения террористов и поддержки проводимых в Ливане операций. С 1990 Исламский джихад совершил 9 террористических нападений в зоне безопасности на юге Ливана.

Радикальные левые палестинские организации, имеющие базы в Сирии и на подконтрольных ливанских территориях: Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование, Народный фронт освобождения Палестины, Демократический фронт освобождения Палестины, Фронт освобождения Палестины, ФАТХ — Революционный совет (Абу Нидаль), Аль-Фатах (Абу Мусса), Народный фронт борьбы. Левые палестинцы сотрудничали с сирийцами в 1970—80-х гг. В 1990-х гг. значение левых палестинских организаций уменьшилось в результате усиления роли исламских организаций. Сирийцы стали меньше поддерживать левые организации, выслали в 1985 Абу Нидаля и расформировали Ас-Сайка. Большинство палестинских левых организаций продолжает сохранять офисы, базы, штабы, учебные лагеря в Сирии в течение 1990-х гг., при этом значительно, сократив боевую активность. Из существующих сегодня левых террористических групп продолжает вести на территории Ливана заметную боевую деятельность только организация Джибрила.

Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование с 1990-х гг. рассматривается сирийцами как основная палестинская левая организация. Штаб, ее главные офисы и тренировочные лагеря находятся в Сирии. Организация имеет в своем распоряжении радиостанцию «Радио Аль-Кадс». В 1970—80-х гг. сирийцы использовали организацию Джибрила в качестве «террористического субподрядчика» для операций за границей. В 1988 Сирия ограничила деятельность организации и прекратила использовать ее за рубежом. С тех пор НФОП-ГК сосредотачивает действия в Ливане, Израиле и на «оккупированных территориях», имеет наиболее разработанную инфраструктуру среди палестинских террористов (несколько сотен активных членов в Ливане, среди них — более сотни вооруженных боевиков). Имеет в арсенале тяжелое вооружение, морские средства боевых действий.

В Сирии находятся лидеры организации Народного фронта освобождения Палестины: генеральный секретарь Жорж Хабаш, прежний руководитель боевыми операциями Абу Али Мустафа; организатор террористических нападений Абу Ахмад Фуад. НФОП имеет несколько десятков боевиков и активистов, занимающихся пропагандой и материально-техническим обеспечением, располагает офисами и базами в Ливане, включая арсеналы, тренировочные лагеря и боевые базы.

Демократический фронт освобождения Палестины обладает политической и военной инфраструктурой в Сирии, где постоянно находятся генеральный секретарь Хаватме, руководитель боевых подразделений Халед абд аль-Маджид. Сегодня ДФОП имеет несколько сотен активистов и несколько десятков боевиков. Базы и офисы служат как арсеналы и организационные центры террористических операций. ДФОП активно сотрудничает с НФОП Хабаша и Хезболлах.

Сирийцы отказали в тесном сотрудничестве Абу Нидалю в 1987, но ОАН сохранила филиалы в Ливане, которыми ФАТХ — Революционный совет располагал с нач. 1980-х гг. В 1980-х гг. несколько сотен боевиков Нидаля находились в Бейруте, долине Бекаа, Северном и Южном Ливане. В 1990-х гг. организация была ослаблена, но продолжает поддерживать операционную инфраструктуру в Бейруте и в лагерях.

Группа Аль-Фатах (Абу Мусса) состоит из нескольких десятков террористов в Ливане, имеет здесь офисы и базы, включая арсеналы оружия и тренировочные центры.

Курдская рабочая партия поддерживается Сирией в числе многих антитурецких повстанческих групп как наиболее крупная. Это делается для давления на Турцию, чтобы добиться уступок по спорным вопросам сирийско-турецких отношений: распределение водных ресурсов Евфрата, территориальные претензии Сирии к Турции (проблема т. н. Александрийского сектора, отторгнутого Турцией в двадцатых годах), проблеме тесных турецко-израильских отношений. Штаб КРП расположен в Сирии; руководители, включая Абдуллу Оджалана (до 1998), находятся в Дамаске; КРП имеет базы и офисы около Дамаска, в Северной Сирии (в сирийском Курдистане), в долине Бекаа; террористы КРП обучаются в Сирии и Ливане сирийскими инструкторами и членами Хезболлах; КРП оперирует против Турции с территорий Сирии и Ливана.

Красная Армия Японии в 1970—80-е гг. энергично действовала при поддержке сирийцев. В 1990-х гг. КАЯ заметно снизила активность. Офисы и террористы КАЯ находятся в Ливане на контролируемых Сирией территориях.

Кроме перечисленных, на территории Сирии и Ливана оперируют при поддержке сирийцев такие группы террористов, как Фронт освобождения Палестины, Фронт народной борьбы, Египетская арабская ассоциация, Сирийская социальная националистическая партия, исламские экстремисты из Саудовской Аравии, Бахрейна, Боснии, Пакистана, Афганистана, Туниса, Курдистана, Египта, Алжира, Сомали, Йемена, Катара, африканские группы (например, Исламская партия Кении).

Использование терроризма имело для Сирии как благоприятные, так и негативные последствия. В 1970—80-е гг. она не смогла предотвратить мирное соглашение Египта и Израиля. В Ливане с помощью террора удалось достичь реализации поставленных задач: из страны были выведены Многонациональные силы ООН (1984) и армия Израиля (1985), установился благоприятный для Сирии политический режим. Сирия понесла политический и экономический ущерб от поддержки терроризма, что заставило ее в 1990-х гг. пересмотреть свою позицию. В ходе ближневосточного урегулирования сирийцам не удалось вынудить Израиль пойти на какие-либо политические уступки, но сирийский терроризм в 1990-х гг. нанес удар по процессу разрядки на Ближнем Востоке.

СУДАН

С установлением в нач. 1990-х гг. в Судане исламистского режима Национального исламского фронта правительство страны начинает поддерживать международную террористическую деятельность исламских фундаменталистов. Самостоятельно Судан играет незначительную роль в организации террористических операций, являясь базой для скрывающихся от правосудия террористов и предоставляя международным террористическим организациям возможность основывать региональные филиалы и тренировочные лагеря на своей территории. Поддержка террористических организаций включает: военизированное обучение, идеологическую обработку, помощь в осуществлении финансирования, предоставление документов, транзит через территорию страны наземным, морским и воздушным транспортом, предоставление убежища в Судане.

Судан предоставляет убежище членам международных террористических групп: Революционный совет ФАТХ (организация Абу Нидаля), Хезболлах, Палестинский исламский джихад, Исламское движение сопротивления (ХАМАС), Исламский фронт спасения (Алжир), Аль-Гамаа аль-Исламийя (Египет). Национальный исламский фронт поддерживает повстанческие исламские и неисламские движения в Уганде, Тунисе, Эфиопии, Эритрее, Кении. Суданское правительство действует в тесном контакте с управляемыми Ираном террористическими сетями и структурами, а также (до 1996) открыто сотрудничало с бен Ладеном.

Поддержка Суданом международного терроризма привела к осложнению внешнеполитических отношений государства со многими странами мира и международными организациями.

Подрывная деятельность поддерживаемых Суданом боевиков заставила Уганду в апр. 1995 заявить о разрыве дипломатических отношений.

Эфиопия и Египет обвинили суданские спецслужбы в прямой помощи террористам «Исламской группы», совершивших нападение на египетского президента Хосни Мубарака в Аддис-Абебе 26.6.1995. Несмотря на просьбу Эфиопии, Судан не выдал трех египетских террористов, подозреваемых в участии в покушении на Мубарака. Организация африканского единства 11 сент. и 19 дек. 1995 обратилась к Судану с просьбой о выдаче террористов, что также не было исполнено.

Отношения с США, которые с 1993 рассматривают Судан в качестве поддерживающей терроризм страны, еще более осложнились после того, как гражданин Судана был признан виновным (в 1995) в попытке осуществить ряд диверсий в Нью-Йорке в 1993. Он утверждал, что два члена суданской миссии в ООН участвовали в планировании террористических актов. В апр. 1996 госдепартамент выслал суданского дипломата. В нояб. 1997 госдепартамент США объявил о продлении ранее введенных против Судана экономических санкций и введении новых.

Судан стремится облегчить свое положение, для чего предпринимает некоторые меры по снятию с себя ярлыка «террористического государства». После покушения на Мубарака в 1995 президент Судана Башир уволил руководство служб безопасности и ввел новую визовую политику, обязывающую получать визы для въезда в Судан. Но эти меры не распространяются на Ирак, Ливию и Сирию, отношения с которыми регулируются двусторонними соглашениями. В русле политики Хартума на нормализацию отношений с Западом находится выдача в 1994 Франции известнейшего международного террориста Ильича Рамиреса Санчеса и удаление в 1996 бывшего гражданина Саудовской Аравии и руководителя международными террористическими сетями бен Ладена. Несмотря на эти важные шаги, Судан по-прежнему отказывается выполнить резолюции Совета Безопасности ООН 1044, 1054, 1070 от 1996, которые требуют выдачи террористов ИГ, участвовавших в покушении на Мубарака.

Наши рекомендации