Раздел 5. История Нового времени
Темы 5.1.-5.5.Европа и Америка в XVI – XVIII вв.
Студент должен
знать:
- периодизацию истории Нового времени;
- основные компоненты процесса модернизации;
- хронологию европейских революций XVI – XVIII вв.;
- важнейшие этапы революционного процесса;
- стили, основные достижения художественной культуры в XVI-XVIII вв.;
уметь:
- анализировать важнейшие процессы, сопровождавшие переход к индустриальной цивилизации;
- выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации;
- проследить эволюцию политической и правовой систем в период Нового времени;
иметь представление:
- о характерных чертах Нового времени;
- о новых формах развития экономики;
- об основных идеях эпохи Просвещения.
Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации Нового времени.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Причины, предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма.
Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Модели развития буржуазных отношений в странах «центра» и «периферии». Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя.
Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Испанская империя при Карле V. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.
Революции XVI-XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Образование наций и национальных государств в Европе. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII века.
Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии.
Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения.
Понятия, составляющие содержание тем:
Новое время, Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, Контрреформация, абсолютизм, Просвещение, мануфактура, революция, модернизация, внутренний рынок, протекционизм, урбанизация, секуляризация, «Общественный договор», гражданское общество, Конституция.
Тема 5.6.Цивилизации Востока в XVI – XVIII вв.
Студент должен
знать:
- причины усиления экспансии европейских стран;
- модели политико-экономической экспансии европейцев;
уметь:
- показать на карте направления колониальной экспансии;
- выявлять связь между колониализмом и развитием капитализма;
иметь представление:
- о жизни колоний в данный исторический период;
- о деятельности торгово-колониальных компаний;
- о хронологии колониальных захватов.
Китай, Индия, Османская империя: особенности развития в XVI – XVIII вв. Колониальная политика европейцев. Причины и модели политико-экономической экспансии европейских государств. Освоение европейцами Америки, Индии, Китая. Борьба за колонии и перераспределение колониальных владений. Начало создания колониальных империй. Деятельность торгово-колониальных компаний. Метрополии и колонии: история складывания отношений.
Понятия, составляющие содержание темы:
межцивилизационный диалог, колониальная экспансия, метрополия, колония, колониальная империя.
Темы 5.7.-5.12.Россия в XVI – XVIII вв.
Студент должен
знать:
- основные процессы, характеризующие развитие России в XVI-XVIII вв.;
- причины и последствия Смуты;
- причины церковного раскола в России;
- содержание реформ Петра I;
- особенности развития и основные достижения российской культуры;
уметь:
- анализировать особенности и противоречия модернизации в России;
- анализировать и показывать на карте территориальные изменения России;
иметь представление:
- об этапах закрепощения крестьян;
- об особенностях взаимоотношений между властью и обществом;
- о роли власти в социально-экономических процессах России;
- об особенностях российского абсолютизма;
- об изменении сословной структуры российского общества на протяжении XVI-XVIII вв.
Территория и население России в XVI веке. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города, ремёсла, торговля.
Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 года. Церковь и государство. Военные преобразования. Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Мнения историков о сущности опричнины.
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Поражение и территориальные потери России. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI века. Учреждение патриаршества.
Кризис конца XVI-начала XVII в. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Смутное время: причины, сущность, последствия. Борис Годунов и его политика. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и её особенности в России.
Россия в середине и второй половине XVII века. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Политика протекционизма. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного строя. Социальные движения XVII века. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и Земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Государство и церковь. Реформы Никона, причины и последствия церковного раскола.
Основные направления внешней политики России в XVII в. Характер российской колонизации.
Русская традиционная культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII века.
Россия в период реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и её итоги. Изменение места России в мире и провозглашение её империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура общества. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в истории России.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.). Причины дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III. Социально-экономическое развитие России в период с 1725 по 1762 гг.
Россия во второй половине XVIII в. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II: идеология и политика. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Восстание под водительством Е. Пугачёва. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.
Павел I – характеристика личности и основные направления его политики.
Внешняя политика России, её роль в развитии системы международных отношений во второй половине XVIII в. Превращение России в мировую державу. Культура России в середине и во второй половине XVIII века.
Понятия, составляющие содержание тем:
приказной строй, опричнина, многонациональность, поликонфессиональность, Смута, подушная подать, коллегии, табель о рангах, казачество, просвещённый абсолютизм.