Конституция Германской империи 1871 г.
По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти.
По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией.
Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).
1. Бундесрат – верхняя палата, состояла из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Из 58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).
2. Рейхстаг – нижняя палата, избиралась на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) "посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага работали бесплатно (ст. 32).
Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось "согласие большинства и в том и в другом собрании" (ст. 5). При этом к компетенции общеимперского законодательства конституция относила:
· Постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора места жительства, свободы переселения и т.п.;
· Налоговое, таможенное и торговое законодательство;
· Законы, определявшие денежную систему, системы мер и весов;
· Общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права;
· Постановления в области авторского, патентного, банковского права, в отношении свободы печати и союзов;
· Законодательство о путях сообщения и связи;
· Военное законодательство и постановления в области внешнеполитических отношений и др. (п. 4, 1-16).
Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей (ст. 7, 19, 24).
Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компетенцией:
1. Назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18);
2. Имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17);
3. Выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст. 11);
4. Являлся главой вооруженных сил (ст. 63, 64);
5. Мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).
Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами.
Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.