Вопрос 2. Правоспособность заключать международные договоры.

В соответствии с международным правом правоспособность заключать международные договоры является неотъемлемым правом субъектов международного права, важнейшим элементом международной правосубъектности.

Стороной договора могут быть все субъекты международного права.Согласно Венской конвенции 1969 г каждое государство обладаетправоспособностью заключать договоры (ст. 6), а также участвоватьв многосторонних (универсальных, региональных, субрегиональных) договорах. Этим правом каждое государство пользуется в силусвоего суверенитета. Субъектами международных договоров могут бытьунитарные и федеративные государства. Субъекты федерации могут заключать международные договоры, если это право признано за нимив федеральной конституции1. Так, согласно ст. 73 Конституции Россиивне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерациисубъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и вправе заключать международные договоры с иностранными государствами.

Международные организации также имеют право заключать международные договоры, о чем сказано в ст. 5 Венской конвенции 1986 г. Извсех международных организаций наиболее широкой договорной правоспособностью обладает ООН. Она вправе заключать договоры с государственными и международными организациями по политическим, экономическим, гуманитарным, военным и другим вопросам.

Правом на заключение договоров обладают все специализированныеучреждения ООН, а также региональные организации общей компетенции. Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации, при этом предмет и цельдоговора должны соответствовать учредительному акту организации, заключающей договор, и не противоречить основным принципам международного права, в том числе Венской конвенции 1986 г.

Так, в статьях 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. используются такие понятия, как "участвующее в переговорах государство", "участвующая в переговорах организация", "договаривающееся государство", "договаривающаяся организация", "участник", "третье государство" и "третья организация".

Участвующее в переговорах государство - это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора; договаривающееся государство - государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств, как правило, применяется и к международным организациям.

Договор, как правило, создает обязательства лишь для его участников и не создаст обязательств или прав длятретьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции1969 г.).

Объектом международного договора не могут быть права и интересытретьих государств. Договор, нарушающий права третьих государств,должен считаться недействительным. Однако в договоре могут быть предусмотрены права для третьих государств или третьих организаций. Право для третьего государства возникает из положения договора, если участники этого договора имеют намерение посредством этого положенияпредоставить такое право либо третьему государству, либо группе государств, к которой он принадлежит, либо всем государствам и если третьегосударство соглашается с этим. Например, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. предоставляет всем государствам право осуществлять торговую навигацию по Дунаю на основе равенства (ст. 1).

Вопрос 3. Заключение международных договоров.

Любой международный договор является результатом согласования воль государств или других субъектовмеждународного права. Государства заключают договор в лице своихвысших органов государственной власти или управления.

По Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры безнеобходимости предъявления полномочий.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом ≪О Правительстве Российской Федерации≫ 1997 г. в пределах своих полномочий заключает международные договоры (ст. 21). Председатель Правительства и министр иностранных делРоссийской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры.

Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры межведомственного характера.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могутпредставлять свое государство без специальных полномочий. К такойкатегории лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в целях принятия текста договора; для подписаниядоговора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющембольшинстве органы государства, заключая международные договоры,действуют через специально на то уполномоченных лиц. Для этого имвыдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора,установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваютсяполномочиями, а при заключении многосторонних (На специальнойконференции или в рамках международной организации) — полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

В доктрине международного права выделяют следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора. Представляется целесообразным рассмотреть каждую стадию в отдельности.

1. Разработка текста договора уполномоченными на то лицами. Выступать от имени государства при разработке текста договора и на всех последующих стадиях управомочено только то лицо, которое наделено для этого необходимыми полномочиями.

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность, что означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. В соответствии со ст. 10 Венской конвенции 1969 г. аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания adreferendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст. При этом необходимо иметь в виду, что сами договаривающиеся государства устанавливают, каким образом они будут определять аутентичность текста.

Подписание adreferendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией.

Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций, причем после парафирования вносить в текст какие-либо поправки воспрещено, иначе данная процедура утратила бы свой смысл. Парафирование отличается от подписания и по техническим условиям: уполномоченные лица ставят свои инициалы в углу каждой страницы, но они не имеют права расписываться там, где должна стоять подпись за правительство или за государство.

Вообще, согласно Венской конвенции 1969 г., парафирование может быть и способом выражения согласия на обязательность договора, если об этом условятся стороны договора, хотя на практике такой способ применяется крайне редко.

2. Принятие текста договора. Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров.Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будет изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

3. Согласие на обязательность договора. С выражением согласия на обязательность договора связано вступление договора в силу. До тех пор, пока государство не выразит свое согласие на обязательность для него договора в целом или его части, оно не будет связано его положениями.

В доктрине международного права чаще всего указывают шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, однако этот перечень не является исчерпывающим, т.е. возможны и другие способы, о которых стороны могут договориться.

Наиболее распространенным способом выражения согласия является подписание. Следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Оно дает также право подписавшему

договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация — это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве

международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор

предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было

выражено во время переговоров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров осуществляется в форме федеральногозакона. Согласно ст. 106 Конституции Государственная Дума Россиипринимает федеральные законы о ратификации международных договоров. Затем такой закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом Российской Федерации, и только после этого закон вступает в силу. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. Предложения о ратификациивносятся Президентом или Правительством в зависимости от того, кембыли приняты решения о подписании.

Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной

границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Фе-

дерации;

г) об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам

разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РоссийскойФедерации (ст. 15 Федерального закона ≪О международных договорахРоссийской Федерации≫).

Равным образом подлежат ратификации международные договорыРоссийской Федерации, при заключении которых стороны условилисьо последующей ратификации.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом,в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются толькоте договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматриваютнеобходимость их утверждения.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующеев заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

Оговорка — одностороннее официальное заявление государства приподписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Наши рекомендации