Негосударственные S национальной (гос.) политической системы: понятие и виды.
Негосударственные политические институты:
Особенности:
-Формируются на добровольной основе (как правило).
-Эти S, как правило, функционируют автономно от гос. аппарата и других S политической системы.
-Они предназначены для выражения политических институтов отдельных социальных групп, слоев населения.
I.В зависимости от правового статуса, зафиксированного законодательстве:
Легальные, юридически дозволенная деятельность.
Нелегальные, запрещена (органам, которые преследуют исправительную смену существующего строя, разжигают вражду…).
II.По степени организационной оформленности:
а) Организации гос. аппаративного типа;
б) Политические партии и иные организации партийного типа;
в) Политические движения.
-- наиболее организационной оформленности: органы местного самоуправления.
Незаконные вооруженные формирования, контролируют территорию данной страны;
Устойчивые организации основаны на личном членстве и обязательном участии в политической деятельности членов организации;
-- самый низкий уровень организационной оформленности.
Может создаваться лишь для осуществления конкретной политической цели, а затем исчезать.
III.В зависимости от отношения к политике, проводимой государственным аппаратом:
а) Лояльные – поддерживать; одобрять, провозглашать государственную политику.
б) Нелояльные.
IV.По объёму осуществляющих политическую деятельность:
а) Собственно политические;
б) Не собственно политические;
в) Аномальные системы – политическая деятельность являющаяся главной или единственной: организации гос. аппаратного типа, политические партии.
г) Помимо политической деятельности, так занимается иными видами деятельности: профессиональные союзы (контроль за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав).
д) Участвуют в политическом процессе вопреки их социальному назначению: партии филателистов.
V. По характеру политических отношений, имеющихся у гос. S.
а) Государственные организации, наделяющиеся государственными полномочиями: например (органы местного самоуправления).
б) S, государственными полномочиями не обладают (политические партии и движения).
Направление воздействия на гос. аппарат зависят от развитости политической системы и режима.
В развитых – отсутствуют аномалия, роль несобственно-политических организаций ограничена.
В условиях демократии:
1. Участвуют в процессе формирования органов гос. власти (выступает представительным на выборах).
2. Участвует в разработке важных гос. политических решений.
3. Участвует в формировании общественного мнения, без учёта, которого гос. аппарат не может вынести соответствующих решений.
Негосударственные S взаимодействуют друг с другом ( вступают в коалиции…).
В условиях антидемократии:
Роль негос. S может сводиться: (например: тоталитарные политические режимы. Или может преобразовывать столь существенное влияние, что подавляют сам гос. аппарат (когда главенствующим признаётся одна политическая партия; в теократических государствах – конфессия).
Прямая вооружённая борьба с существующими органами гос. власти.
Основные характеристики S: 1) Эти S формируются для защиты групповых социальных интересов;
2) По общему правилу эти S формируются и функционируют на основе принципов автономности и самоуправления.
Классификация негос. S политической системы:
I.Их классифицируют в зависимости от признания их в позитивном праве (признание этих S в законодательстве):
а) Легальные – это такая деятельность, которая официально признана, официально дозволена;
б) Нелегальные – это деятельность, которая запрещена.
II.По степени их организационной оформленности:
а) Негосударственные S государственно-аппаратного типа
б) Негосударственные S партийного типа (всевозможного рода партии и союзы, они менее организационные, но степень их организации высока;
в) Политические движения – это такие S политической системы, которые обладают низким уровнем организационной оформленности.
В этом перечне они расположены по степени убывания их организационной оформленности.
III.Их отношения к государственному аппарату и проводимой им политики:
а) Лояльность – S политической системы поддерживают, одобряют реализацию гос. политикой, осуществляется государственным аппаратом;
б) Оппозиционные – изменяют политику.
IV.По объёму осуществляющей политической деятельности:
а) Собственнополитические организации, собственнополитические S;
б) Несобственнополитические S, организации – для которых политическая деятельность не является единственным видом деятельности (профсоюзы, организации);
в) Аномальные S политической системы – это такие, для которых участие в процессе противоречит их сущности, природе (клубы собаководов, партии любителей пива, трудовые коллективы).
V.Характер их политических полномочий:
а) S, наделённые государственными полномочиями – органы местного самоуправления, которые наделяются государственными полномочиями по отдельным вопросам;
б) S, у которых такие полномочия отсутствуют.
Направления гос. политики:
1) Негосударственные S формируют кадровый состав органов гос. власти
2) Негосударственные S участвуют в формировании общественного мнения (без которого гос. аппарат не венесит решения);
3) Имеет место тогда, когда негосударственные S осуществляют делегированные им государственные полномочия;
4) Когда они вооруженным путем пытаются скорректировать власть (либо гражданская война, либо гос. аппарат не в состоянии проконтролировать ситуацию в стране);
5) Когда эти S фактически подгибают под себя гос. аппарат, т.е. превращается в основных, в главных S политической системы (в условиях тоталитаризма) негосударственные S политической системы могут учитывать в определении кадрового состава других политических негос. S.
88. Основные направления и варианты взаимодействия S национальной (гос.) политической системы.
Виды политических систем.
В зависимости от особенностей политического режима: Демократический и недемократический.
В зависимости от степени развитости государства: Развитые и неразвитые. Проблема критерия? (Степень экономики, правового развития).
По формационной принадлежности: Добуржуазного и буржуазного (рабовладельческие и феодальные ) типа:
Способ разрешения внутрисистемных противоречий:
1.Командные – ориентируются на преимущественные испытательные принудительные методы управления, исходящие от одного S политической системы.
2. Соревновательные – политические и управленческие решения принимаемые в результате конкурирующих различных S м/у собой.
Социоприменительные – выработка политических решений основана на достижении социального компромисса.
а) По особенностям формы правления; б) По особенностям формы гос. устройства; в) В зависимости от количества политических партий (однопартийные, многопартийные).
Виды политических систем:
1) По сфере функционирования: а) Мировая политическая система; б) Региональная политическая система; в) Внутреннегос. политическая система.
а) Система всего мира.
б) Складывается в определенных регионах и охватывает несколько государств, несколько стран.
в) По принадлежности к конкретной стране.
2) По формациональной принадлежности:
а) Добуржуазные политические системы: 1. Рабовладельческие; 2. Восточные.
б) Современные буржуазные политические системы.
3) По степени их развитости. Критерии развитости:
1.Место S;
2.Характер взаимодействия.