Негосударственные S национальной (гос.) политической системы: понятие и виды.

Негосударственные политические институты:

Особенности:

-Формируются на добровольной основе (как правило).

-Эти S, как правило, функционируют автономно от гос. аппарата и других S политической системы.

-Они предназначены для выражения политических институтов отдельных социальных групп, слоев населения.

I.В зависимости от правового статуса, зафиксированного законодательстве:

Легальные, юридически дозволенная деятельность.

Нелегальные, запрещена (органам, которые преследуют исправительную смену существующего строя, разжигают вражду…).

II.По степени организационной оформленности:

а) Организации гос. аппаративного типа;

б) Политические партии и иные организации партийного типа;

в) Политические движения.

-- наиболее организационной оформленности: органы местного самоуправления.

Незаконные вооруженные формирования, контролируют территорию данной страны;

Устойчивые организации основаны на личном членстве и обязательном участии в политической деятельности членов организации;

-- самый низкий уровень организационной оформленности.

Может создаваться лишь для осуществления конкретной политической цели, а затем исчезать.

III.В зависимости от отношения к политике, проводимой государственным аппаратом:

а) Лояльные – поддерживать; одобрять, провозглашать государственную политику.

б) Нелояльные.

IV.По объёму осуществляющих политическую деятельность:

а) Собственно политические;

б) Не собственно политические;

в) Аномальные системы – политическая деятельность являющаяся главной или единственной: организации гос. аппаратного типа, политические партии.

г) Помимо политической деятельности, так занимается иными видами деятельности: профессиональные союзы (контроль за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав).

д) Участвуют в политическом процессе вопреки их социальному назначению: партии филателистов.

V. По характеру политических отношений, имеющихся у гос. S.

а) Государственные организации, наделяющиеся государственными полномочиями: например (органы местного самоуправления).

б) S, государственными полномочиями не обладают (политические партии и движения).

Направление воздействия на гос. аппарат зависят от развитости политической системы и режима.

В развитых – отсутствуют аномалия, роль несобственно-политических организаций ограничена.

В условиях демократии:

1. Участвуют в процессе формирования органов гос. власти (выступает представительным на выборах).

2. Участвует в разработке важных гос. политических решений.

3. Участвует в формировании общественного мнения, без учёта, которого гос. аппарат не может вынести соответствующих решений.

Негосударственные S взаимодействуют друг с другом ( вступают в коалиции…).

В условиях антидемократии:

Роль негос. S может сводиться: (например: тоталитарные политические режимы. Или может преобразовывать столь существенное влияние, что подавляют сам гос. аппарат (когда главенствующим признаётся одна политическая партия; в теократических государствах – конфессия).

Прямая вооружённая борьба с существующими органами гос. власти.

Основные характеристики S: 1) Эти S формируются для защиты групповых социальных интересов;

2) По общему правилу эти S формируются и функционируют на основе принципов автономности и самоуправления.

Классификация негос. S политической системы:

I.Их классифицируют в зависимости от признания их в позитивном праве (признание этих S в законодательстве):

а) Легальные – это такая деятельность, которая официально признана, официально дозволена;

б) Нелегальные – это деятельность, которая запрещена.

II.По степени их организационной оформленности:

а) Негосударственные S государственно-аппаратного типа

б) Негосударственные S партийного типа (всевозможного рода партии и союзы, они менее организационные, но степень их организации высока;

в) Политические движения – это такие S политической системы, которые обладают низким уровнем организационной оформленности.

В этом перечне они расположены по степени убывания их организационной оформленности.

III.Их отношения к государственному аппарату и проводимой им политики:

а) Лояльность – S политической системы поддерживают, одобряют реализацию гос. политикой, осуществляется государственным аппаратом;

б) Оппозиционные – изменяют политику.

IV.По объёму осуществляющей политической деятельности:

а) Собственнополитические организации, собственнополитические S;

б) Несобственнополитические S, организации – для которых политическая деятельность не является единственным видом деятельности (профсоюзы, организации);

в) Аномальные S политической системы – это такие, для которых участие в процессе противоречит их сущности, природе (клубы собаководов, партии любителей пива, трудовые коллективы).

V.Характер их политических полномочий:

а) S, наделённые государственными полномочиями – органы местного самоуправления, которые наделяются государственными полномочиями по отдельным вопросам;

б) S, у которых такие полномочия отсутствуют.

Направления гос. политики:

1) Негосударственные S формируют кадровый состав органов гос. власти

2) Негосударственные S участвуют в формировании общественного мнения (без которого гос. аппарат не венесит решения);

3) Имеет место тогда, когда негосударственные S осуществляют делегированные им государственные полномочия;

4) Когда они вооруженным путем пытаются скорректировать власть (либо гражданская война, либо гос. аппарат не в состоянии проконтролировать ситуацию в стране);

5) Когда эти S фактически подгибают под себя гос. аппарат, т.е. превращается в основных, в главных S политической системы (в условиях тоталитаризма) негосударственные S политической системы могут учитывать в определении кадрового состава других политических негос. S.

88. Основные направления и варианты взаимодействия S национальной (гос.) политической системы.

Виды политических систем.

В зависимости от особенностей политического режима: Демократический и недемократический.

В зависимости от степени развитости государства: Развитые и неразвитые. Проблема критерия? (Степень экономики, правового развития).

По формационной принадлежности: Добуржуазного и буржуазного (рабовладельческие и феодальные ) типа:

Способ разрешения внутрисистемных противоречий:

1.Командные – ориентируются на преимущественные испытательные принудительные методы управления, исходящие от одного S политической системы.

2. Соревновательные – политические и управленческие решения принимаемые в результате конкурирующих различных S м/у собой.

Социоприменительные – выработка политических решений основана на достижении социального компромисса.

а) По особенностям формы правления; б) По особенностям формы гос. устройства; в) В зависимости от количества политических партий (однопартийные, многопартийные).

Виды политических систем:

1) По сфере функционирования: а) Мировая политическая система; б) Региональная политическая система; в) Внутреннегос. политическая система.

а) Система всего мира.

б) Складывается в определенных регионах и охватывает несколько государств, несколько стран.

в) По принадлежности к конкретной стране.

2) По формациональной принадлежности:

а) Добуржуазные политические системы: 1. Рабовладельческие; 2. Восточные.

б) Современные буржуазные политические системы.

3) По степени их развитости. Критерии развитости:

1.Место S;

2.Характер взаимодействия.

Наши рекомендации