Оценка точек зрения маркса и парсонса
Поскольку Маркс и Парсонс исходят из разных предположений о природе общества, их политические теории коренным образом отличаются друг от друга. В то время как Маркс полагал, что капиталистический социальный строй подавляет общественную природу человека, Парсонс рассматривал его как средство цивилизации людей. Маркс подчеркивал, что политические системы могут служить средством поддержки капиталистической идеологии, а Парсонс придавал главное значение благотворному влиянию таких систем.
И Маркс, и Парсонс считали, что политическая система подчинена ценностям, возвышающимся над нею. Согласно Марксу, политическая система защищает позиции или способствует осуществлению классовых интересов тех, кто стоит у власти, т.е. тех, кто владеет средствами производства. Как полагает Парсонс, политические процессы подчинены ценностям всего общества. Обширные исторические данные подтверждают оба толкования. Наверное, здравый смысл подсказывает, что в будущем теоретикам следует стремиться найти объяснения с учетом особенностей каждой модели, а не оспаривать преимущества той или иной теории.
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 17. Политическая система
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Тоталитарные государства
Нетоталитарные государства
Авторитарные государства
Демократические государства
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 17. Политическая система
ТОТАЛИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА
Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну и ее народ под своим полным контролем. Они стараются помешать любой другой группе встать между правительством и гражданами. Однако не все тоталитарные режимы одинаковы - социалистическая Куба совершенно не похожа на нацистскую Германию. Среди коммунистических стран Югославия Тито и Китай Мао Цзэ-дуна отличались друг от друга и от СССР. Но для них характерны некоторые общие черты. Фридрих и Бжезинский (1965) выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств.
1. Широкое использование идеологии. Тоталитарные общества стремятся дать объяснение каждого аспекта жизни. Общественные цели, одобряемые образцы поведения, даже враги характеризуются в упрощенной, иногда искаженной форме. Идеология должна приспосабливаться к социальным переменам, но тоталитарные режимы стремятся сохранить господство одной идеологии.
2. Однопартийные системы. Тоталитарные государства представляют собой однопартийные системы, возглавляемые диктаторами или коллективным руководством. Официально признанная партия считается единственной законной партией в стране, монополизирующей правительство. Она проникает во все сферы жизни и полностью управляет обществом, от нее исходят власть, престиж, деньги.
3. Террор. Террор применяется для поддержания государственной власти. Пытки и допросы могут использоваться против внутренних и внешних врагов режима.
4. Контроль средств массовой информации. Тоталитарные государства осуществляют контроль за средствами массовой информации, поэтому оппозиционеры принуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения на события, и поощряется поведение, угодное для режима.
5. Контроль запасов оружия. Тоталитарные государства монополизируют применение оружия.
6. Контроль над экономикой. Под контролем находятся все отрасли экономики. Это может означать наличие государственных экономических планов, устанавливающих задания для каждого промышленного и сельскохозяйственного предприятия.
Таким образом, тоталитарные системы стирают грань между сферами общественного и личного и подрывают личную инициативу. Кроме того, государство стремится полностью подчинить себе граждан и добиться их преданности, подавляя и контролируя все другие институты общества, даже первичные группы вроде семьи и друзей. Опираясь на партию и средства массовой информации, режим оказывает влияние на семейную жизнь, группы молодежи, образование, трудовую Деятельность и общественную жизнь. В этом отношении тоталитарное государство напоминает общество "Большого брата", изображенное Джорджем Оруэллом в романе "1984". В тоталитарном обществе почти отсутствуют свободы, права человека или возможность выражать свое несогласие.