Тема 2.3. МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА

Под драматургизацией документального материала - доку­ментального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразова­ние реальной информации, реального факта в драматургический художе­ственный материал, в сценарную ткань фильма. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть за­дача студента.

Если документальный объект внимания определен темой фильма, то драматургический художественный материал оп­ределен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художествен­ный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.

Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора.

Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов.

Если один из этих объектов - докумен­тальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим

об­раз становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.

Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псев­доним Андрея Синявского): «Метафора -это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».

Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жиз­ненного явления раскрывается на протяжении большого драматургичес­кого целого, то такая метафора называется развернутой.

Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, -возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализа­цией метафоры.

Пример реализации развернутой метафоры.

Бытовой образ коробки из-под торта становится развернутой метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутрен­него мира тоже обретают очертания реальных предметов.

Детскую не­посредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость - воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, ми­стическую склонность - игральная карта («дама пик»)... Реализацией ме­тафоры продиктован и жанр фильма -это сатирическая комедия обстоятельств.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЦЕНАРНОМУ МАСТЕРСТВУ.

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ЖАНРЕ СКАЗКИ.

Основное в сказках - богатая фантазия и воображение.

Основное выразительное средство в сказках – это МЕТАФОРА ( с греч. Перенос), т.е. механизм речи, состоящий в употреблении слов в переносном смысле .Для написания сказки необходимо научиться создавать метафоры

Например, выполнить упражнение для развития творческого воображения.

· На основе подбора равных по значению бытовым словосочетаниям более образных выражений:

«мощная волна» - ________________________________

«меткая пуля» - _________________________________

· Найти поговорку к выражениям:

«любопытная картина» - __________________________

«твёрдая поступь» - ______________________________

«упорная борьба» - ________________________________

· На основе определения слова к предмету.

ПРЕДМЕТ ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Избушка   1. испугать 2. обрадовать 3. удивить 1. мохнатая, тюрьма 2. карамельная 3. прозрачная
Бездна 1. испугать 2. обрадовать 3. удивить 1. __________________ 2. __________________ 3. __________________
Печка 1. испугать 2. обрадовать 3. удивить 1. __________________ 2. __________________ 3. __________________

· На основе различных предметов и явлений, придать мыслям образно – ассоциативную форму воображения, используя различные типы метафор.

ПРЕДМЕТ ТИПЫ МЕТАФОР МЕТАФОРА К ПРЕДМЕТУ
1. Держава 1. Сопоставление на основе внешнего сходства. 1. на пирог. 2. ___________________ 3.
2. Скатерть – самобранка. 2. Сопоставление на основе цвета. 1. лубочная картинка 2. ___________________ 3.
3. Чудо – Юдо ужасное. 3. Сопоставление на основе признаков внутренней организации. 1. муравейник. 2. ___________________ 3.
4. Колодец.   4.Сопоставление по функциям роли в бытовой жизни. 1. сито. 2.___________________ 3.
5. Чайник со свистком. 5.Сопоставление по особенностям движения, сходство в действиях. 1. бомба замедленного действия. 2. _____________________ 3.

Домашняя работа студента.

Задание: создать сказки, используя предложенные способы.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ.

1. Создание сказки на основе картинок - комиксов.

2. Создание сказки по принципу « А что было дальше».

(« Колобок», «Три медведя», Теремок»).

3. Сказка по картинке с элементыми парадокса. ( Картинку выдумать самим).

4. Сочинить небольшую сказку, используя способы создания по выбору, не вводя новых героев, используя авторский текст: «калька», «негатив», «хорошее – стало плохое».

5. Сочинить сказку по картинке: ( зеленое дерево , большой сук на нём стоит слоник,

собирающий растущие изумруды).

6. Сочинить коллаж из сказок, определив тему, идею, конфликт, сверхзадачу.

7. Сочинить сказку по схеме:

· Жили – были А,Б,С, Д (не значит, что вместе).

· С –любит Д.

· Б –любит Д.

· Д –любит себя.

· Происходит изменение в А.

· Обида Д.

· Уход Д.

· Уход А.

· Радость С и Б.

· Появляется Е.

· Обман Д.

· Спасение через А.

· Изменение Д.

· Финал: доброта Д по отношению к А,Б,С.

8. Ввод в известную сказку нового известного (современника) персонажа.

9. Создание сказки на основе анализа персонажа (роман жизни, история жизни).

Наши рекомендации