Тема 2.3. МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА
Под драматургизацией документального материала - документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань фильма. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента.
Если документальный объект внимания определен темой фильма, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.
Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора.
Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов.
Если один из этих объектов - документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим
образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.
Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора -это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».
Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развернутой.
Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, -возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализацией метафоры.
Пример реализации развернутой метафоры.
Бытовой образ коробки из-под торта становится развернутой метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутреннего мира тоже обретают очертания реальных предметов.
Детскую непосредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость - воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, мистическую склонность - игральная карта («дама пик»)... Реализацией метафоры продиктован и жанр фильма -это сатирическая комедия обстоятельств.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЦЕНАРНОМУ МАСТЕРСТВУ.
ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ЖАНРЕ СКАЗКИ.
Основное в сказках - богатая фантазия и воображение.
Основное выразительное средство в сказках – это МЕТАФОРА ( с греч. Перенос), т.е. механизм речи, состоящий в употреблении слов в переносном смысле .Для написания сказки необходимо научиться создавать метафоры
Например, выполнить упражнение для развития творческого воображения.
· На основе подбора равных по значению бытовым словосочетаниям более образных выражений:
«мощная волна» - ________________________________
«меткая пуля» - _________________________________
· Найти поговорку к выражениям:
«любопытная картина» - __________________________
«твёрдая поступь» - ______________________________
«упорная борьба» - ________________________________
· На основе определения слова к предмету.
ПРЕДМЕТ | ЗАДАЧА | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Избушка | 1. испугать 2. обрадовать 3. удивить | 1. мохнатая, тюрьма 2. карамельная 3. прозрачная |
Бездна | 1. испугать 2. обрадовать 3. удивить | 1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
Печка | 1. испугать 2. обрадовать 3. удивить | 1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
· На основе различных предметов и явлений, придать мыслям образно – ассоциативную форму воображения, используя различные типы метафор.
ПРЕДМЕТ | ТИПЫ МЕТАФОР | МЕТАФОРА К ПРЕДМЕТУ |
1. Держава | 1. Сопоставление на основе внешнего сходства. | 1. на пирог. 2. ___________________ 3. |
2. Скатерть – самобранка. | 2. Сопоставление на основе цвета. | 1. лубочная картинка 2. ___________________ 3. |
3. Чудо – Юдо ужасное. | 3. Сопоставление на основе признаков внутренней организации. | 1. муравейник. 2. ___________________ 3. |
4. Колодец. | 4.Сопоставление по функциям роли в бытовой жизни. | 1. сито. 2.___________________ 3. |
5. Чайник со свистком. | 5.Сопоставление по особенностям движения, сходство в действиях. | 1. бомба замедленного действия. 2. _____________________ 3. |
Домашняя работа студента.
Задание: создать сказки, используя предложенные способы.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ.
1. Создание сказки на основе картинок - комиксов.
2. Создание сказки по принципу « А что было дальше».
(« Колобок», «Три медведя», Теремок»).
3. Сказка по картинке с элементыми парадокса. ( Картинку выдумать самим).
4. Сочинить небольшую сказку, используя способы создания по выбору, не вводя новых героев, используя авторский текст: «калька», «негатив», «хорошее – стало плохое».
5. Сочинить сказку по картинке: ( зеленое дерево , большой сук на нём стоит слоник,
собирающий растущие изумруды).
6. Сочинить коллаж из сказок, определив тему, идею, конфликт, сверхзадачу.
7. Сочинить сказку по схеме:
· Жили – были А,Б,С, Д (не значит, что вместе).
· С –любит Д.
· Б –любит Д.
· Д –любит себя.
· Происходит изменение в А.
· Обида Д.
· Уход Д.
· Уход А.
· Радость С и Б.
· Появляется Е.
· Обман Д.
· Спасение через А.
· Изменение Д.
· Финал: доброта Д по отношению к А,Б,С.
8. Ввод в известную сказку нового известного (современника) персонажа.
9. Создание сказки на основе анализа персонажа (роман жизни, история жизни).