Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека

Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного гуманитарного пра­ва, предусматривают комплексную систему обеспечения и За­щиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосудар­ственном законодательстве прав и свобод.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных орга­нов, наделенных функциями международного контроля за дея­тельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Организация Объединенных Наций содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав челове­ка и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Соответствующие полномочия от имени ООН осу­ществляет Экономический и Социальный Совет, компетентный делать рекомендации. Под его руководством действует Комис­сий по правам человека. Ее вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению дискрими­нации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН име­ется Центр по правам человека. В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении должно­сти Верховного комиссара ООН по правам человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специаль­ных органов. В их числе: Комитет по правам человека; Коми­тет по правам ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет против пыток.

Каждый комитет состоит из экспертов (в комитете против пыток — 10, в остальных — по 18 человек), причем в него не может входить более чем по одному гражданину одного госу­дарства; принимается во внимание справедливое географиче­ское распределение и представительство различных форм ци­вилизации и основных правовых систем.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обяза­лись на регулярной основе представлять в соответствующий комитет (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН) доклады о состоянии в области прав человека и о прини­маемых мерах с целью прогресса в реализации прав. Комитет изучает доклады, обсуждает их на своих заседаниях и препро­вождает государствам свои замечания по ним. Комитет может также получать и рассматривать сообщения государств, уве­домляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), и после изучения вопроса делать рекомендации.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и сво­бод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства го­сударств по внедрению национальных средств защиты, а с другой — вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Исходное положение о национальном (внутригосударствен­ном) механизме было впервые сформулировано в ст. 8 Всеоб­щей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными на­циональными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".

Одновременно было установлено, что правовой защите подле­жат права и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государствен­ные органы возлагалась обязанность защищать не только кон­ституционные, но и международные договорные права.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Пакта о гражданских и полити­ческих правах каждое государство обязуется обеспечить: лю­бому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты.

Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты.

Международные средства защиты прав и свобод представ­ляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наде­ляются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и в Конвенции против. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по лик­видации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от от­дельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником из­ложенных в Конвенции прав). После рассмотрения сообщения и запрошенной у государ­ства информации Комитет представляет свои мнения, предло­жения, рекомендации соответствующему государству и заин­тересованному лицу.

Комитет по правам человека, учрежденный Пактом о гра­жданских и политических правах, обладает дополнительной ком­петенцией - функция рассмотрения индиви­дуальных обращений в связи с нарушением прав, провозгла­шенных в Пакте.

Любое находящееся под юрисдикцией такого государства лицо, которое утверждает, что какое-либо из прав, перечис­ленных в Пакте, было нарушено, и которое исчерпало все имею­щиеся внутренние средства правовой защиты, может предста­вить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (обра­щение допускается и в том случае, если применение внутрен­них средств неоправданно затягивается). Комитет доводит со­общение до сведения соответствующего государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения и информирует о принятых мерах. После рассмот­рения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтере­сованному лицу.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках Содружества Независимых Государств. Статья 33 Ус­тава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам челове­ка как консультативного органа, призванного наблюдать за вы­полнением обязательств государств-членов в области прав че­ловека.

Эффективная процедура рассмотрения обращений лиц дей­ствует в органах Совета Европы.

Можно отметить общую тенденцию дополнения националь­ных правовых механизмов международными -каждый человек может пользоваться доступом к эффек­тивным средствам правовой защиты, национальным или меж­дународным, против любого нарушения их прав.

Российская Федерация предусмотре­ла такого рода процедуру: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой защиты".

В связи с провозглашением и осуществлением права инди­вида на обращение в соответствии с международными догово­рами в межгосударственные органы по защите прав и свобод возникают юридические вопросы, требующие урегулирования. Пока только в одном Федеральном законе "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. учтена новая юридическая процедура.

Наши рекомендации